Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Цели:
1. Дать определение понятию «свобода совести».
2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ………………………………………6
1.1. Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах………………………………………………………………………………6
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации…………………………………………………………………………..12
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………18
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений…...........................................................................................................18
2.2. Гарантии свободы совести……………………………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………..……33
Следует отметить, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Как известно, религиозная группа – это организационно-правовая форма религиозного объединения, образованная в целях совместного исповедания и распространения веры. Правоспособностью юридического лица религиозные группы не обладают, осуществляя свою деятельность без государственной регистрации. Однако, религиозные группы все же подпадают под определенные режимы регистрационных отношений, которые определены как в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», так и в ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. Статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений и их различия обусловлены намерениями лиц, создавших религиозную группу. Если целями таковой являются последующая регистрация и получение статуса религиозной организации, то инициаторы ее образования обязаны уведомить об образовании органы местного самоуправления. Очевидно, уведомление муниципальных органов о начале своей деятельности с момента создания позволит избежать в дальнейшем необходимости доказывать наличие 15-летнего срока деятельности группы при рассмотрении вопроса о ее регистрации.
Таким образом, отличительным признаком религиозной организации как вида религиозного объединения является регистрация ее в качестве юридического лица.
Так же, взяв за критерий территориальную сферу деятельности, законодатель выделил местные и централизованные религиозные организации. Для членов местной организации установлено минимальное число участников (10 человек), достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Помимо местных, централизованная организация может быть создана и централизованной организацией же в порядке структуризации ( например, РПЦ создает новые епархии для управления приходами в пределах одного или нескольких субъектов РФ).
Не вызывает сомнения, что по сравнению с религиозными группами религиозные организации наделены значительными преимуществами. В их числе: право на создание образовательных учреждений и возможность обучать детей религии в государственных и муниципальных учреждениях (п. 4 ст. 5); возможность получать налоговые и иные льготы, возможность создавать учреждения профессионального религиозного образования, очное обучение в которых дает право на отсрочку от призыва на военную службу (пункты 1, 3 ст. 9); возможность создавать при себе представительства иностранных религиозных организаций (п. 5 ст. 13); право производить, приобретать, экспортировать и распространять религиозную литературу, предметы религиозного назначения и т.д. Самое главное отличие от групп состоит в возможности получения религиозной организацией правоспособности юридического лица путем государственной регистрации.
На основании всего изложенного, можно сделать предположение, что законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека. Верность этого предположения, на наш взгляд, подтверждается некоторыми нормативными актами. Например, приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». В соответствии с данным приказом по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Также в качестве примера сотрудничества можно привести факт безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружение и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Этот факт закреплён постановлением Правительства РФ от 30 июня 2001г. №490, Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Также подтверждает вышесказанное пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который гласит, что военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств, с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). И конечно самой яркой иллюстрацией сотрудничества государства с религиозными объединениями, является Распоряжение Президента РФ от 2 августа 1995 г. N 357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» (с изменениями и дополнениями). Следует отметить, что Совет является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества. По состоянию на февраль 2009 года в Совет входили представители Русской православной церкви, Русской православной старообрядческой церкви, Армянской апостольской церкви, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Федерации еврейских общин России, Буддийской традиционной сангхи России, Российского союза евангельских христиан-баптистов, Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников).16
Как не трудно заметить,
государство активно
Безусловно, государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Достаточно вспомнить усилия Правительства Москвы по строительству Храма Христа Спасителя. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с "трудными" подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.18
Подводя итог написанному, можно сделать вывод, что в настоящее время в России строится кооперационная модель светского государства, которая требует отдельного глубокого изучения. Данная модель является наиболее приемлемой для Российской Федерации, поскольку в многоконфессиональной стране религиозные объединения стремятся к сотрудничеству с государством в различных сферах. На современном этапе установлен режим светского государства, который, на наш взгляд, является наиболее приемлемым для государства с различными религиозными организациями.
2.2. Гарантии свободы совести.
Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам, это обязанность государства.19
Следует отметить, что гарантии реализации прав и свобод граждан могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.
Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.
Конституция
гарантирует государственную
Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Наряду
с обязанностью государства
существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.
Российская
Конституция гарантирует каждом
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).
Это право обусловлено
наличием соответствующих международных
Среди международных
договоров гарантирующих
Использовать своё конституционное право на обращение с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод, можно направив обращение в комитет ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения.
Другой формой международной защиты выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит и судья от Российской Федерации.
Необходимо также обратить внимание на то, что нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Такое право гарантирует ст.53 Конституции. Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.
Не вызывает сомнения и то, что человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. Данная норма закреплена в ч.2 ст.55 Конституции, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.