Понятие свободы совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цели:
1. Дать определение понятию «свобода совести».
2. Раскрыть нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ………………………………………6
1.1. Анализ понятия «свобода совести» в юридическом и философском аспектах………………………………………………………………………………6
1.2. Нормативное содержание права граждан на свободу совести в Российской Федерации…………………………………………………………………………..12
Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………18
2.1. Взаимодействие государственных органов и религиозных объединений…...........................................................................................................18
2.2. Гарантии свободы совести……………………………………………….……26
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………..……33

Вложенные файлы: 3 файла

БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что последовательная работа по реализации принципов свободы совести предполагает целую систему мер по защите права на эту свободу. Механизм таковых мер должен работать на всех уровнях правоприменительной практики независимо от количества приверженцев той или иной конфессии, должности, статуса и отношения к религии. Закон должен защищать принципы свободы совести  и  связанные  с ней права человека и гражданина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под свободой совести  понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом. Объем  и  содержание  понятия «свобода  совести»  органически включают  в  себя  свободу  вероисповедания, которая трактуется как право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Законодательство  о свободе совести  представляет собой совокупность нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению прав и свобод человека, к деятельности религиозных объединений. Это многоуровневая система, состоящая из: международного, федерального, регионального и местного уровней.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.). Этим законом предусмотрены такие гарантии свободы вероисповедания, как запрет требовать от человека сообщения о своем отношении к религии, тайна исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд других.

 Религиозная  принадлежность не имеет юридического  значения, а, значит, не указывается в официальных документах и является личным делом каждого.

Провозглашая  и гарантируя свободу религии, закон  вместе с тем преследует те, религиозные  объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

В целях воспрепятствования таким актам Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» установил обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15 лет после образования. Таким вновь созданным религиозным объединениям запрещено издавать и распространять литературу, вести образовательную деятельность и т.д. Закон также среди религиозных объединений выделяет организации и группы. Отличительным признаком религиозной организации как вида религиозного  объединения является  регистрация ее в качестве юридического лица. Очевидно, что по сравнению с религиозными группами, религиозные организации наделены значительными преимуществами.

 Закон устанавливает  также, что все новые религиозные организации, созданные после вступления в силу Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1997 г.) не регистрируются до истечения 15 лет существования их на территории Российской Федерации.

 В целях  обеспечения взаимодействия Президента  РФ и религиозных объединений  по Распоряжению Президента РФ  был создан Совет по взаимодействию  с религиозными объединениями  при Президенте РФ. В этот Совет  входят представители всех ведущих конфессий России.

На современном  этапе в России установлен режим  светского государства, а это  значит, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Проанализировав механизмы реализации гарантий свободы  совести, мы пришли к выводу, что  наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными  правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Президент России.

Российская  Конституция гарантирует каждому судебную защиту, право человека самому  защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, так же гарантируется право на обращение с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по правам человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц и содействует реализации прав граждан.

Таким образом, в Российской Федерации сегодня  созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки осуществления каждой личностью права на свободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы создания правовых гарантий для полного выражения каждым человеком собственного мировоззрения как фактора личной духовной свободы существуют, и их разрешение есть важнейшая задача государства и общества на ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Воронкова М. Л. История взаимодействия государства и религиозных объединений в России // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 3. С. 80.

2 Конституция Российской федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит. 2009. 64 с.

3 Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Система Гарант, 2003. С. 74.

4 Безуглов А.А. и др. Конституционное право России. Том 1. М., 2001. С. 361.

5 Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. 2008.  № 23. С. 12.

6 Нерсесянц B.C. Право – математика свободы. М., 1996. С. 6.

7 Кочикян Н. С. Содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 65.

8 Кочикян Н. С. Содержание конституционного права на свободу совести и вероисповедания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3.С. 67.

9 Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы  совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ,  2001. С.19.

10 Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы  совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ,  2001. С.28.

11 Ловинюков А.С.  Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1. С. 26.

12 Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы  совести в Российской Федерации : Дис. канд. юр. наук. Хабаровск, ХГТУ,  2001. С.31.

13 Одинцов М. Российское законодательство о свободе совести: исторические предпосылки, составляющие части и содержание // Религия и СМИ. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=6464.

14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации . Учебник. М.: Норма, 2007. С.235.

15 Безуглов А.А. и др. Конституционное право России. Том 1. М., 2001.С. 471.

16 Социальное партнерство государства и религиозных организаций  / Под ред. В.И. Якунина, С.С. Сулакшина и др. М.: Научный эксперт, 2009. С.42.

17 Социальное партнерство государства и религиозных организаций  / Под ред. В.И. Якунина, С.С. Сулакшина и др. М.: Научный эксперт, 2009. С.47.

18 Безуглов А.А. и др. Конституционное право России. Том 1. М., 2001. С. 341.

19 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации . Учебник. М.: Норма, 2007. С. 292.

20 Пономарева Н.В. Свобода совести и свобода вероисповедания как политико-правовые категории //  Правоведъ. 2008. № 4. С. 128.

 


Содержание.doc

— 26.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Понятие свободы совести