Понятие, сущность Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 6
2. Юридические свойства Конституции РФ. 12
3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 16
Заключение 26
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

      На  совместных заседаниях Государственной  и Общественной палат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточнены редакции соответствующих конституционных положений. Как видим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на уровне законодательных органов государства, а по инициативе и при содействии Президента РФ.

   Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г . является специфика  формы правления, которую она  закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Это, прежде всего, подтверждается следующими правовыми аргументами.[24]

   В президентской республике президент  является главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

   Особое  положение Президента Российской Федерации  в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".[25]

   И, наконец, особенностью Конституции  РФ 1993 г. является ее отношение к  федеративному устройству России. Она  придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным  образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конституционное решение проблемы федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания федерализации государства и мировой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы построения федеративной организации государства.

      Заключение

      Российская  Конституция — это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей  мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

      Со  временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой  Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть  на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

      Как уже отмечалось, в Конституции  закрепляются конституционный строй  страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также   

    порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения  главы признаны особо важными  и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

      До  принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые  законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

      Основы  конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени  главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию  можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.

 

      Список  литературы.

    1.                 Конституция Российской Федерации.

    2.                 Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.

    3.                 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

    4.                 Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

    5.                 Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

    6.                 Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. -  208 с.

    7.                 Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002. - 520 с.

    8.                 Казанчев Ю.Д., Стрекозов В.Г., Конституционное право России. -  М.: Новый Юрист, 2000. - 288 с.

    9.                 Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

    10.            Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

    11.            Лысенко В.Н., Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

    12.            Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. –

    № 5

    13.            Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.    
     
     

    14.            Гукасова Н.Ю. Государство и собственность: конституционная защита человека. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 2.

    15.            Зиновьев А.В. Концепция первоочередных поправок в Конституцию России. // Правоведение. - 2000. - № 4.

    16.            Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.с.

    17.            Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.

    18.            Шабо Ж.-Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. // Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.

 
 

[1] Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[2] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2002. - 520 с.

[4] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[5] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

[6] Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной. // Государство и право. - 1998. - № 4.

[7] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

[8] Шабо Ж.-Л. Конституция и конституционализм. Анализ понятий. // Полис. Политические исследования.. - 1998. - № 6.

[9] Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[10] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[11] Чиркин В.Е., Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 2003. - 112 с.

[12] Зиновьев А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основа правового государства. // Правоведение. - 1999. - № 2.

[13] Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[14] Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. - М.: Юристъ, 1997.

[15] Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[16]Комарова С.А., Основы государства и права. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1999.

[17] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[18] Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001. -  208 с.

[19] Кутафин О.Е., Государственное право Российской Федерации. - М.: Юрид литература , 2002. - 584 с.

[20] Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002. - 752 с.

[21] Лысенко В.Н., Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. - 1997. - № 8.

[22] Эбзеев Б.С., Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М.: Закон и Право, 1997.

[23] Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.

[24] Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. – № 5

[25] Авакьян С.А., Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.

Информация о работе Понятие, сущность Конституции Российской Федерации