Порядок и способы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;
- рассмотреть основные принципы и цели приватизации;
- определить, что входит в понятие объекта приватизации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5
Приватизация государственного и муниципального имущества…………………………………………………………..……………..5
Субъекты и объекты приватизации……………….……...….……10
ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15
2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15
2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества……………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Кр ПР приватизации государственного и муниципалного имущества.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА……..…..5

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества…………………………………………………………..……………..5
    2. Субъекты и объекты приватизации……………….……...….……10

ГЛАВА II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ …………..………..15

 2.1. Система государственных органов осуществляющие приватизацию, способы и порядок приватизации…………………………….15

              2.2.Несовершенство правового регулирования приватизации муниципального имущества……………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена на неразрешенных проблемах гражданско-правового регулирования приватизации. Приватизация осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к ряду негативных экономических и социальных последствий.

Законодательные и иные нормативно-правовые  акты, регулирующие механизм осуществления приватизации, требуют нового осмысления и научных рекомендаций с целью их дальнейшего совершенствования и стабилизации гражданско-правовых отношений, направленных на повышение жизненного уровня и благосостояния граждан России.

Отличительная черта российской приватизации состоит в том, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественную новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации.

Законодательство о  приватизации государственного и муниципального имущества отличается противоречивостью нормативно-правых актов и характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков, которые постоянно меняются.

В целом же приватизация государственного и муниципального имущества имеет огромное значение. Она затронула практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.

Целью данной курсовой работы является исследование правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества и разработка предложений законодателю по совершенствованию приватизации.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие приватизация и выяснить ее сущность;

- рассмотреть основные принципы и цели приватизации;

- определить, что входит  в понятие объекта приватизации;

- рассмотреть кто является субъектами

приватизации государственного и муниципального имущества;

- проанализировать нормативно-правовую базу

процесса приватизации;

- изучить основные  способы приватизации государственного  и муниципального имущества;

При написании курсовой работы использованы нормативно –  правовые акты: Конституция Российской Федерации1, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая, третья)2 (далиее ГК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие.

Вопросам и проблема приватизации посвящено большое количество работ ученых экономистов, юристов, социологов, например, таких как: Белых В.С., Камышанский В.П., Крусс В.И., Моисеева Е.В., Петров С.И. и др. работы некоторых из них использованы в данной курсовой работе.

Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и из списка источников.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

1.1.Приватизация государственного и муниципального имущества

 

            Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Под ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества3.

Таким образом, приватизация является специальным основанием прекращения права публичной собственности и возникновения права частной собственности в результате передачи соответствующего имущества частным лицам в порядке и способами, предусмотренными законами о приватизации.

В Федеральном Законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» дается несколько иное определение приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.4

Из указанного определения  следует, что:

- приватизация носит  возмездный характер;

 -приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.

Существует мнение о  том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах»5.

В широком смысле приватизация представляет собой деятельность, совершаемую в установленные законом сроки, порядке и формах. Однако эта деятельность приводит к изменению правоотношений собственности, то есть к определенным правовым последствиям.

До перестройки наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 % основных производственных фондов страны. Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции.

Процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц, по замыслам проводников политики приватизации должен был привести к воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность должна была обрести свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и  муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

            3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Российская приватизация носила беспрецедентный  характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие  от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества6.

В начале 1992 г., несмотря на процесс  передела государственного имущества в ходе спонтанной (или «номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная форма собственности оставалась преобладающей, а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Всего в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тыс., в 1994 году – до 112,6 тыс. А за период с 1993 по 2003 годы было приватизировано 96414 государственных предприятий, в том числе 16701 предприятий федеральной формы собственности.

Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход  к реальному многообразию форм собственности. Институт частной собственности  получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции7.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение пятнадцати лет, привели к существенному  изменению структуры собственности  в Российской Федерации в целом. На сегодняшний день она выглядит примерно так: 77 % - частная собственность, 13 % - прочие формы собственности (общественных объединений, например), 6% - муниципальная, 4% - государственная.

В Российской Федерации  процесс приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных  предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных  участков8.

По каждому из этих направлений государство преследует определенные цели. Так, для приватизации госпредприятий изначально формулировались следующие цели:

- формирование «слоя» частных собственников; повышение эффективности деятельности предприятий;

- социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры;

- стабилизация финансового положения Российской Федерации за счет средств, поступивших от приватизации;

- создание конкурентной среды и привлечение иностранных инвестиций.

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и  нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

 

1.2. Объекты и субъекты приватизации

 

Закон 1991 г. содержал обширный перечь объектов приватизации, для  обозначения которых, использовались неюридические термины.

 К объектам приватизации  относились:

- предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий;

-оборудование, здания, сооружения; лицензии, патенты и другие материальные активы предприятий;

Информация о работе Порядок и способы приватизации