Порядок ликвидации юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы– раскрыть основные аспекты ликвидации предприятий, а так же рассмотреть право на гарантии и компенсации работникам при ликвидации юридического лица.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации;
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия;
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидации

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава.1 Порядок ликвидации юридического лица……………………………6
Основания для принудительной ликвидации юридического лица……….8
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица………...………………………………….18
Принудительная ликвидация……………………………………………….24
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации…………………………………………………………………..30
Общие положения………………...…………………………………………32
Глава. 2 Защита трудовых прав граждан при проведении ликвидации юридического лица………………………………………………………………48
2.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как защита трудовых прав………………………………….52
2.2.Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации..…..64
Заключение…………………………………………….………………………...77
Список литературы ……………………..……………………………………….80
Приложения……………………………………………………………………...82

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по трудовому + гражданка.docx

— 118.39 Кб (Скачать файл)

В системе  федеральной инспекции труда  существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

1. Беспрепятственно  в любое время суток при  наличии удостоверений посещать  в целях проведения инспекции  организации всех организационно-правовых  форм и форм собственности.  При инспекционной деятельности  государственный инспектор труда  может уведомлять о своем присутствии  работодателя или его представителя,  если только не считает, что  такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т.е. закон предусматривает возможность проведение проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

2. Запрашивать  у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

 Осуществлять  расследование несчастных случаев  на производстве и

причин нарушений законодательства о труде и охране труда.

 Предъявлять  работодателям и их представителям  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.

5. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законов и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».

6. Выступать  в качестве экспертов в суде  по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.

7. Направлять  в суды при наличии заключений  государственной экспертизы условий  труда, требования о ликвидации  организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:

 Государственные  инспекторы по охране труда  также имеют право:

1) выдавать  разрешения на строительство,  реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

 выдавать  заключения о возможности принятия  в эксплуатацию новых или реконструируемых  производственных объектов;

 запрещать  производство и использование  не имеющих сертификатов соответствия  или не соответствующих требованиям  охраны труда средств индивидуальной  или коллективной защиты работников;

изымать для  анализа образцы используемых или  обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

 приостанавливать  работу организаций, отдельных  производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

 отстранять  от работы лиц, не прошедших  в установленном порядке обучение  безопасным методам и приемам  выполнения работ, инструктаж  по охране труда, стажировку  на рабочих местах и проверку  знаний требований охраны труда.

 Закон  предусматривает гарантии осуществления  государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.

 В соответствии  с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

 Согласно  ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.

Органы федеральной  инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

 Наделяя  государственных инспекторов труда  широким объемом прав, законодатель  предусматривает также необходимость  соблюдения ими определенных обязанностей.

 Соблюдать  Конституцию РФ, трудовое законодательство  и иные нормативные правовые  акты, содержащие нормы трудового  права, а также

нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

 

 Хранить  охраняемую законом тайну (государственную,  служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении  своих полномочий, а также после  оставления своей должности.

3. Считать  абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

 Государственный  инспектор труда является государственным  служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

 Решения  и действия государственных инспекторов  труда могут быть обжалованы  в административном порядке соответствующему  руководителю по подчиненности  или главному государственному  инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

 За противоправные  действия или бездействие государственные  инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

 Помимо  органов государственной инспекции  труда, осуществляющих общий надзор  и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст. 366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными

государственными органами. Так, государственный  надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях

угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации.

1. В ч. 1 ст. 180 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников обеспечить внутреннее трудоустройство высвобождаемого работника, предложив ему другую имеющуюся работу. Среди критериев, предъявляемых к другой работе, определено, что должна предлагаться вакантная должность. Другие требования, которым должна отвечать предлагаемая работа, закреплены в ч. 3 ст. 81 ТК.

Работодатель может предложить выполнение работы временно отсутствующего работника в связи с длительной болезнью, пребыванием в командировке, нахождением в отпуске по уходу  за ребенком до достижения им 3-летнего  возраста и т. д.

Предлагая другую работу, руководитель указывает, в чем будут состоять трудовые обязанности работника, каков  размер оплаты труда. С таким предложением он обращается к работнику не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и в течение всего срока предупреждения, если в организации появляются новые вакансии. Несоблюдение этого правила свидетельствует о том, что работодатель ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность по трудоустройству увольняемого работника.

2. Работник, предупрежденный о предстоящем  увольнении, не вправе требовать  от работодателя предоставления  возможности пройти профессиональную  подготовку, повышение квалификации, переподготовку, если в организации  есть соответствующие вакансии, куда он мог бы быть трудоустроен  после обучения.

Однако в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник на основании  ст. 219 ТК имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя.

3. Каждый увольняемый работник  должен быть лично письменно  предупрежден о предстоящем увольнении  не менее чем за 2 месяца. Свое  ознакомление он удостоверяет  росписью и указывает дату, когда  он был предупрежден. При отказе  от росписи работодатель составляет  соответствующий акт. На следующий  день после ознакомления начинает  исчисляться установленный ч. 2 ст. 180 срок предупреждения.

Работодатель, предупреждая работника  о предстоящем высвобождении, указывает  конкретную дату увольнения. Перенесение  в дальнейшем, по инициативе работодателя, срока увольнения на более позднее  время свидетельствует о продлении  трудовых отношений, что повышает возможность  трудоустройства работника. Правомерность  таких действий работодателя обусловлена  его инициативой в расторжении  трудового договора. Если высвобождаемый работник к исходу срока предупреждения был болен, то работодатель расторгает с ним трудовой договор по окончании  временной нетрудоспособности. Работники, которые оказались временно нетрудоспособными  после предупреждения, но до истечения  его срока, не вправе требовать продления  срока на период временной нетрудоспособности.

4. Часть 3 ст. 180 предоставляет работодателю  возможность расторгнуть трудовые  отношения с работником в течение  срока предупреждения о предстоящем  увольнении.

В этом случае прекращение трудового  договора возможно при соблюдении следующих  условий:

Работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем  увольнении;

Информация о работе Порядок ликвидации юридического лица