Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Коллективные трудовые споры, конфликты стали частью нашего повседневного бытия. Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.
Обе эти категории споров получили сегодня широкое распространение в нашей стране. Однако если индивидуальные споры не были редкостью и прежде, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в России после массовых выступлений трудящихся в 1989 году.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Понятие, предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров…………4
2. Служба по регулированию коллективных трудовых споров…………………9
3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров………………..………11
Заключение………………………………………………………………………… 20
Список литературы…………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Конфликты и коллективные трудовые споры.docx

— 44.73 Кб (Скачать файл)

Требования работников и  их представителей должны быть оформлены  в соответствии с Федеральным законом «О коллективных трудовых спорах», а именно: эти требования должны быть сформулированы и выдвинуты на общем собрании (конференции) работников большинством голосов; на этом же собрании избираются полномочные представители для участия в разрешении коллективного трудового спора в случае полного или частичного отклонения выдвинутых требований. И выдвижение требований, и избрание представителей должно быть отражено в протоколе общего собрания (конференции) работников. Требования и протокол оформляются в трех экземплярах, один из которых направляется работодателю, еще один экземпляр может быть направлен в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (к нему прилагается также и подтверждение направления требований работодателю).

С этого момента стороны  могут начать примирительные процедуры  рассмотрения коллективного трудового  спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами  с участием посредника и в трудовом арбитраже.

При возникновении коллективного  трудового спора участвующие  в нем стороны обязаны приступить к примирительным процедурам, уклоняться от которых не вправе ни одна из сторон. Последствия уклонения работодателя от участия в примирительных процедурах оговорены в ст.10 Закона. Они предусматривают  передачу трудового спора на рассмотрение трудового арбитража, если работодатель уклоняется от создания примирительной комиссии. В случае уклонения от создания трудового арбитража работники могут приступить к проведению забастовки.

Кроме того, Закон предусматривает  ответственность представителей работодателя, уклоняющихся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, отказывающих в предоставлении помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующих его проведению, в виде дисциплинарного взыскания  или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

Сторонами в течение трех рабочих дней с момента возникновения  коллективного трудового спора  создают примирительную комиссию, на разрешение которой и передается возникший спор. Создание комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников (трудового коллектива, коллектива подразделения). На работодателя возлагается  обязанность обеспечить необходимые  условия для работы примирительной комиссии. В состав примирительной комиссии входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Для работы примирительной комиссии по разрешению возникшего трудового  спора закон отводит не более  пяти рабочих дней с момента издания  приказа о ее создании. Итоги работы примирительной комиссии могут быть следующими:

  • достижение соглашения по спорному вопросу и принятие по соглашению сторон решения, которое должно быть оформлено протоколом; это решение имеет обязательную для сторон силу и исполняется в установленном этим решением порядке и сроки;
  • стороны не пришли к соглашению, но договорились о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовом арбитраже;
  • стороны не достигли соглашения как по существу спора, так и по вопросу использования примирительных процедур; в этом случае они приступают к формированию трудового арбитража.

На любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и в процессе работы примирительной комиссии, стороны  могут прийти к соглашению по всему  объему спорных вопросов либо их части. Это соглашение должно быть письменно  оформлено сторонами, только в этом случае оно будет иметь обязательную для них силу.

Закон предусматривает ответственность  за невыполнение соглашения в виде дисциплинарного взыскания или  штрафа в размере до пятидесяти минимальных  размеров оплаты труда, налагаемого  на представителей работодателя, виновных в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры3.

Дела о наложении штрафов  за уклонение от участия в примирительной процедуре, неисполнение обязательств по соглашению, а также за незаконную забастовку рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях4.

Может возникнуть и такая  ситуация: процедура рассмотрения коллективного  трудового спора в примирительной комиссии по существу вопрос не решила, но стороны заинтересованы в продолжении  примирительных процедур и намерены прибегнуть к услугам посредника. В этом случае они приглашают его  независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Посредник может  быть назначен Службой в случае, если стороны не пришли к соглашению относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней. О  назначении конкретного лица посредником  в рассмотрении коллективного трудового  спора стороны уведомляются письменно  в течение трех дней. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового  спора, разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках  взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора  на основе конструктивного диалога.

Порядок рассмотрения коллективного  трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Вопросы организационного обеспечения  рассмотрения коллективного трудового  спора решаются сторонами,

Посредник имеет право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы  и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;
  • в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.

Требования, предъявляемые  к деятельности посредника и его  личным качествам, изложены в Постановлении  Правительства Российской Федерации  № 468 от 15 апреля 1996 г. «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» и в «Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ № 16 от 27 марта 1997 г.

В соответствии с этими  документами посредник обязан:

  • сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах; конфиденциальная информация, доверенная посреднику в процессе его работы, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды; позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего информацию;
  • посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения, его участие должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для урегулирования коллективного трудового спора;
  • посредник не должен принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Памятка посредника, данная в Приложении №3 к приведенным  выше Рекомендациям, содержит также  требования к личным качествам посредника, основные из которых следующие:

  • посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия;
  • посредник должен знать действующее законодательство, правовые нормативные акты по вопросам трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также методы ведения договорного процесса.

Учитывая сложность и  объем возложенных на посредника обязанностей, перечисленные требования к посреднику обоснованы. Именно поэтому стороны коллективного трудового спора к решению вопроса о кандидатуре посредника должны подойти очень ответственно, если они действительно намерены достичь конструктивного соглашения.

Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его  компетентность, объективность, беспристрастность  и независимость5.

Трудовой спор рассматривается  с участием посредника не более семи календарных дней с момента его  приглашения (назначения). Результатом  рассмотрения коллективного трудового  спора с участием посредника может  быть протокол разногласий или согласованное  решение, имеющее такую же силу, как  и решение примирительной комиссии.

В том случае, когда стороны  не достигли соглашения ни по существу спора, ни по вопросу использования  примирительных процедур, они приступают к формированию трудового арбитража. Это процесс подробно описан в «Рекомендациях по рассмотрению коллективных трудовых споров в трудовом арбитраже»,  утвержденных Постановлением Министерства труда РФ №17 от 27 марта 1997 г. Согласно этим рекомендациям трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается для рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения в следующих случаях:

  • при недостижении сторонами коллективного трудового спора (далее — стороны) согласия после его рассмотрения примирительной комиссией и с участием посредника;
  • уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии6.

Трудовой арбитраж создается  сторонами и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с  момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии — не позднее шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

В состав трудового арбитража  не могут входить представители  сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются  протоколом, подписанным представителями  работодателя, представителями работников, представителями территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства Труда  России или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены  функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Рассмотрение коллективного  трудового спора в трудовом арбитраже, полномочия арбитров и требования к  ним очень схожи с процедурой и требованиями урегулирования спора  при помощи посредника. Однако несколько  отличаются от них, поэтому для удобства чтения в практических целях имеет  смысл полностью изложить процедуру  урегулирования коллективного трудового  спора трудовым арбитражем, права, обязанности  трудовых арбитров и требования, предъявляемые  к ним.

Итак, коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его арбитража.

Трудовой арбитраж рассматривает  обращения сторон; получает необходимые  документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости  соответствующие органы государственной  власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Трудовые арбитры имеют  право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;
  • требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
  • предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Трудовые арбитры обязаны  сохранять государственную, служебную  и коммерческую тайны при осуществлении  своих функций во время участия  в примирительных процедурах.

Трудовой арбитр должен быть готов дать сторонам предложения  и альтернативы по процедуре и  существу переговорного процесса для  того, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон при принятии ими того или иного решения.

Информация о работе Порядок разрешения коллективных трудовых споров