Права и обязанности родителей и детей по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 18:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении прав и обязанностей родителей и детей по законодательству РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить личные и имущественные права и обязанности несовершеннолетних детей;
- исследовать права и обязанности родителей;
- проанализировать способы защиты прав несовершеннолетних детей;
- рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Основания для возникновения прав и обязанностей родителей и детей………………………………………………………………………………..6
2. Права и обязанности детей по законодательству РФ……………….14
2.1 Личные права детей………………………………………………….14
2.2 Имущественные права детей…………………………………………22
2.3 Алиментные обязательства совершеннолетних детей……………..25
3. Права и обязанности родителей по действующему законодательству………………………………………………………………...31
3.1 Равенство прав и обязанностей родителей. Права несовершеннолетних родителей………………………………………………..31
3.2 Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей………………………………………………………………………………35
3.3 Права и обязанности родителей по защите прав и интересов ребенка……………………………………………………………………………42
3.4 Ограничение и лишение родительских прав. Защита родительских прав……………………………………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………..63
Глоссарий…………………………………………………………………67
Список использованных источников……………………………………70
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Есаков.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая воплощение в п. 1 ст. 63 СК РФ.

Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК РФ, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой, уголовной. Принцип равной ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ. Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения.

В СК РФ (ст. 63) в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизируются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют морально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей СК РФ также не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК РФ), а каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных законом (п. 1 ст. 65 СК РФ), а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

В ст. 63 СК РФ содержатся два принципиально важных взаимосвязанных тезиса:

  • родители имеют как права, так и обязанности — налицо конкретизация конституционного положения о признании прав человека и гражданина в сфере, связанной с семейным воспитанием детей; вот почему в СК РФ речь идет, прежде всего, о родительских правах;
  • родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своего ребенка — это и есть та главная цель, для достижения которой им предоставляются родительские права и обязанности.

В СК РФ законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что родители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушке, бабушке, няне и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т.д.). Однако при этом они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществлении родителями личного права на воспитание ребенка и исполнение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденной Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. К ним относятся: усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержку семьи с несовершеннолетними детьми; расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др. Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения, оказывает возможное содействие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, путем:

  • государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним;
  • распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
  • введения запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
  • государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

Словом, любое из государственных мероприятий по улучшению положения детей в семье по-своему способствует реализации родителями прав и обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. И наоборот, всякого рода недостатки, просчеты в государственной деятельности, затрагивающие интересы родителей и детей, мешают осуществлению родительских прав и обязанностей.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы). Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3, 4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК РФ подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде.

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона РФ об образовании и включают:

  • выбор формы обучения;
  • выбор образовательных учреждений;
  • защиту законных прав и интересов ребенка;
  • участие в управлении образовательным учреждением;
  • выполнение устава образовательного учреждения.

Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. С учетом потребностей и возможностей ребенка образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона РФ об образовании).

Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусства, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посредством индивидуальной педагогической деятельности).

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861. Этим же постановлением определено (п. 8), что органами управления образованием компенсируются затраты родителей на самостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Таким образом, на выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т.п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны, прежде всего, исходить из интересов ребенка и по возможности учитывать его мнение.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90, 91 УК РФ может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. Данная мера выражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родителей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяснять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие.

 

3.3 Права и обязанности  родителей по защите прав и  интересов ребенка

Для выявления сущности принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, прежде всего, необходимо выяснить: из чего исходил законодатель, устанавливая нормы, в которых находит выражение этот принцип, и что представляет собой «руководящая идея», определяющая в данном случае одну из особенностей правового регулирования семейных отношений с участием детей?

Поставленные вопросы обусловливают необходимость раскрыть специфику правовых терминов и категорий, включенных в наименование исследуемого принципа. В частности, это приоритетность, интерес, права ребенка и защита.

Термин «приоритетность» впервые включен в Семейный кодекс РФ 1996 года. Государство придает важное и первостепенное значение обеспечению прав и интересов детей, их защите. Оно берет детей под свою охрану, избирая пути удовлетворения потребностей ребенка. Критерием этих потребностей служит «интерес». Интерес - это осознанная потребность. Прежде всего, он должен осознаваться самим обществом, самим государством и быть выраженным в соответствующих правовых средствах. Регулируя общественные отношения по охране детства, государство при помощи правовых норм устанавливает, какие интересы детей охраняются законом, и какой путь удовлетворения потребностей ребенка избирается государством. Интересы ребенка в первую очередь предполагают позитивное закрепление в законе субъективных прав детей и обязанностей родителей, других лиц по отношению к детям, а также закрепление гарантированного законом поведения, которое предоставляет возможность осуществления этих прав и обязанностей. Как видно, речь должна идти об охране интересов детей.

Информация о работе Права и обязанности родителей и детей по законодательству Российской Федерации