Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Права и свободы человека в период становления белорусской государственности………………………………………………………………..5
2. Права и свободы белорусской нации в составе Российской Империи………………………………………………………………………….10
3. Права и свободы человека в период становления БССР…………………………………………….………………………………..15
4. О совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека……..…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь.

В таких правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 г. Согласно Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет[ 10,c.255 ].

В соответствии со ст.2 Конституции Республики Беларусь записано, что «человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью общества и государства.» [5. ст.2] Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права человека являются одним из самых существенных свойств гражданского общества, определяющие уровень его культуры и цивилизации. [5]

Для соблюдения прав и свобод человека необходимо обеспечить гарантии защиты этих прав. А гарантиями права выступают  системы условий, средств и способов, обеспечивающих каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

В Республике Беларусь высшей целью является, как и большинство  стран, стремление утвердить права  и свободы гражданина своей страны. При этом государство стремилось максимально учесть международные стандарты и создаваемый механизм правового государства получил своё отражение в Конституции Республики Беларусь. Данный правовой акт является «фундаментом» всей нормативно- правовой базы и воплощает в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека. Статья 2 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [5, ст.2] Раздел второй Конституции Республики Беларусь. [5]

К числу личных прав и свобод Конституция относит:

право на жизнь [5, ст.24]

право на обеспечение  государством свободы, неприкосновенности личности [5, Ст25]

право презумпции невиновности [5, ст.26]

право на защиту от принуждения давать показания и объяснение против самого себя, членов семье, близких родственников [5,ст.27]

права на защиту от незаконного вмешательства в  личную жизнь [5, ст.28]

право на получение, хранение и распространение информации. [5, ст.34]

Конституция так  же содержит гарантийный механизм обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан. В качестве таких гарантий выступают положения, которые закреплены в ст. 58-62 Конституции Республики Беларусь . .[ 5 ]

Закрепление прав и свобод человека произошло так  же в принятых законах Республики Беларусь: Законе «О гражданстве», Законе «О народном голосовании», Законе «О правах ребёнка», Законе «О национальных меньшинствах».

Следует отметить, что никакой нормативный акт  уровнем ниже Конституции не может  быть действительным, если он не отвечает гарантированным Конституцией основным правам.

При этом далеко не все нормативно- правовые акты, принятые в Республике Беларусь, полностью  отвечают требованиям международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь[ 10,c.260 ].

В Беларуси реально  обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень  жизни и постоянное улучшение  необходимых для этого условий. Права человека в государстве  носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, способы бытия индивида.

Права человека являются нормативно-правовой формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков  и деятельности, а также предотвращения противоречий, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей и нормальным функционированием общества и государства.

В статье 21 Конституции  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями 1996 г.) устанавливается, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод его граждан. Однако законодательство Республики Беларусь еще нуждается в доработке этих положений. Конституционный Суд Республики Беларусь до сих пор не наделен правом рассмотрения вопросов о соответствии Конституции нормативных актов по индивидуальным жалобам граждан, связанных с нарушением прав человека. Следовало бы изменить данное положение и предоставить право гражданину Республики Беларусь обращаться в Конституционный Суд в том случае, если нормативным актом нарушены его права, закрепив соответствующее положение в Законе Республики Беларусь 1994 года "О Конституционном Суде Республики Беларусь"[11, c.300].

В Республике Беларусь все еще отсутствует закон  об Уполномоченном по правам человека. В нем следовало бы определить порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности. Эта должность учреждается в целях обеспечения гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного управления и самоуправления и должностными лицами. К функциям уполномоченного следовало бы отнести восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства Республики Беларусь о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, а также правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Это позволило бы белорусскому омбудсмену не только осуществлять деятельность в области защиты прав человека, но оказывать влияние на процесс совершенствования законодательства и соблюдение международных стандартов по правам человека.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года не предусматривает суда присяжных. А  ведь именно этот суд призван способствовать беспристрастному судебному разбирательству  и выступать гарантом уважения прав подсудимых, совершивших наиболее тяжкие преступления. В то же время прокурору в судебном процессе предоставлены значительные права, в том числе право принесения кассационного или надзорного протеста на приговоры и определения судов - самостоятельной ветви власти. Учитывая принцип состязательности сторон в уголовном процессе, следовало бы предоставить аналогичное право и осужденному.

Статья 4 Избирательного кодекса Республики Беларусь 2000 года устанавливает, что в выборах и референдуме не участвуют граждане, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Таким образом, лица, в отношении которых еще не состоялось судебное разбирательство и отсутствует вступивший в законную силу приговор, лишены своего избирательного права. На наш взгляд, лишение избирательного права возможно только в отношении лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы, так как окончательно признать человека виновным либо невиновным в совершении преступления может только суд.

Статья 30 Конституции  Республики Беларусь гарантирует право  каждому на свободу передвижения и выбор места жительства в  пределах государства. Несмотря на это  право, в стране все еще сохраняется институт прописки, являющийся юридически обязательным, с которым связан целый ряд личных прав граждан (например, право на труд, здравоохранение, образование). Законодателю следовало бы задуматься о модификации данного института и возможной заменой его в будущем системой регистрации граждан[ 10,c.280 ].

С 1993 года в Республике Беларусь действует Закон "О порядке  выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь". Наряду с другими основаниями  для временных ограничений в праве на выезд из Республики Беларусь Закон предусматривает, что выезд за границу гражданину Республики Беларусь может быть временно ограничен, если он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду (п. 1 ст. 5 Закона). Комитет по правам человека ООН при рассмотрении Третьего периодического доклада Республики Беларусь еще в 1992 году отметил, что наличие таких положений не только противоречит ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, но и является недопустимым для демократического государства. Данное положение Закона следовало бы привести в соответствие с нормой международного права.

Статья 57 Конституции  Республики Беларусь относит защиту Республики Беларусь к одной из обязанностей ее граждан. В то же время Конституция и Закон Республики Беларусь "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" 1992 года (ст. 1) предусматривают возможность прохождения альтернативной службы вместо военной. К сожалению, данное положение до сих пор является нереализованным. В Беларуси так и не принят Закон "Об альтернативной службе". Лицо, не желающее проходить военную службу по религиозным или пацифистским убеждениям, может быть привлеченным к уголовной ответственности в соответствии со ст. 435 УК. Однако определенный прогресс в этом вопросе все-таки наметился. 26 мая 2000 года Конституционный Суд Республики Беларусь принял решение №Р-98-2000, в котором пришел к выводу, что граждане Республики Беларусь, не желающие проходить военную службу по причине религиозных убеждений, не имеют возможности на практике выполнить свою обязанность по защите республики путем прохождения альтернативной службы в связи с отсутствием в законодательстве, в том числе и в Законе "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", механизма замены воинской службы альтернативной. Суд отметил, что этот законодательный пробел дает основания для возникновения конфликтов между отдельными гражданами и государством, поскольку не обеспечиваются в полной мере права граждан Республики Беларусь, гарантированные Конституцией, и не определяются границы их осуществления. В этой связи Конституционный Суд Республики Беларусь решил, что граждане Республики Беларусь в соответствии с Конституцией и Законом "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (стст. 1, 14) имеют право, в частности, по религиозным убеждениям, на замену воинской службы альтернативной, которое должно быть обеспечено действенным механизмом его реализации. Поэтому Суд счел необходимым принятие Закона об альтернативной службе или внесения необходимых изменений и дополнений в Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" с целью определения механизма реализации права на альтернативную службу. Думается, что после принятия решения Конституционного Суда Республики Беларусь данный вопрос найдет-таки свое законодательное воплощение.

Статья 23 Конституции  устанавливает, что ограничение  прав и свобод личности допускается  только в случаях, предусмотренных  законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Однако не все из вышеперечисленных определений получили свою конкретизацию, как, например, понятие "национальная безопасность" в Законе Республики Беларусь от 3 декабря 1997г. "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь". Однако ст. 26 данного Закона устанавливает, что контроль над деятельностью органов государственной безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь. Полагаем, что сложившееся в настоящее время положение не в полной мере соответствует взятым на себя Республикой Беларусь международным обязательствам. В этой связи можно предложить:

1) создать специальный  парламентский комитет для контроля  над спецслужбами, как это предусматривалось  сделать ранее, наделив его  членов правом рассмотрения жалоб  граждан на действия спецслужб,  проработки кадровых вопросов, периодически заслушивать отчеты руководителей служб безопасности о проделанной работе;

2) учредить пост  Уполномоченного по правам человека, предоставив ему право рассмотрения  жалоб граждан на нарушение  их прав спецслужбами;

3) повысить роль  Парламента в бюджетном процессе. [5]

Думается, что  указанные меры способствовали бы повышению  правовой защищенности граждан.

Таковы, на взгляд политиков, основные направления реформирования правовой системы в области защиты прав человека в Республике Беларусь.

В заключение хотелось бы отметить, что как показывает история, каждому поколению необходимо защищать права личности, а человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для обеспечения и защиты прав и свобод человека, поэтому необходим баланс между заботой общества о человеке и его собственной ответственностью за себя, между свободой и справедливостью.

Заключение

 

Белорусская нация  и государственность начинала складываться в I тыс. н.э. Анализ исторических источников показывает, что основу белорусской нации образовали южные и западные славяне, которые колонизировали землю Беларуси в VI — VIII веках. Те, которые поселились по рекам Двина и Неман, стали называться кривичами; которые разместились вдоль реки Припять — дреговичами; по верхнему Днепру и Сожи — радимичами. До их прихода на этой земле жили балты (лиетувисы, латыши, вятичи, голяды). Позже белорусы ассимилировали и частично вытеснили балтов. Эти племена переняли у белорусов язык и даже православную религию, обычаи и т.д.

Информация о работе Права и свободы человека