Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Прежняя Конституция возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
2. Правительство Российской Федерации………………………... ……………….4
3.Состав и порядок формирования РФ……………..………………………………8
4. Полномочия Правительства РФ………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

вар10.docx

— 816.63 Кб (Скачать файл)

Структура федеральных органов  исполнительной власти предлагается Председателем  Правительства не позднее недельного срока после его назначения и  утверждается указом Президента; изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях е реорганизации также могут вноситься указами Президента. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Создаваемые государственные  органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической  реформ на основе Конституции, осуществлению  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории Российской Федерации. Ряду федеральных органов  исполнительной власти Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти»  на основе Закона "О Правительстве Российской Федерации" придан особый статус: руководство  их деятельностью в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляет Президент РФ [3].

Формирование персонального  состава Правительства РФ зависит  от структуры федеральных органов  исполнительной власти и предопределено ч. 2 ст. 110 Конституции. Конституция  не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства  предложений по его персональному  составу, в отличие от определенного  ею недельного срока для предложений  по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства  в полном составе происходит при  назначении его Председателя, в краткие  сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства  может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства. При этом Конституция особую роль в формировании Правительства отводит Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства парламенту и утверждению персонального состава Правительства. Это обусловлено с конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю за ней.

 

Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права  предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена  Правительства и делают его должностным  лицом, пользующимся непререкаемым  авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ [3].

 

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она  не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом  РФ.

Конституция РФ обязывает  Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры  на пост Председателя Правительства  РФ.

 

Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих  сроков внесения кандидатуры в Государственную  Думу:

 

1) не позднее двухнедельного  срока после отставки Правительства;

2) в течение недели  со дня отклонения кандидатуры  Государственной Думой. 

 

Однако Государственная  Дума тоже связана определенными  сроками. Так в соответствии с  ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

По поводу назначения главы  Правительства между Президентом  РФ и Государственной Думой могут  возникать разногласия. Их преодоление  определено в Конституции. Так, после  трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства  Государственной Думой Президент  РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и  назначает новые выборы. В Конституции, не указывается должен ли президент  РФ после отклонения первой кандидатуры  вносить в следующий раз другую кандидатуру или он вправе предлагать одно и тоже лицо. Конституционный Суд РФ поддержал последнее.

 

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства  РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры  на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система  и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный  характер Правительства РФ.

 

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь  в составе Правительства РФ лиц  исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

 

Члены Правительства не могут  занимать никакой другой должности  в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую  деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

 

4 ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Полномочия правительства РФ связаны с различными сферами жизнедеятельности общества. Так, в области экономики правительство осуществляет регулирование экономических процессов. В сфере бюджета и финансов правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. В социальной сфере правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования федеральное правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка правительство участвует в разработке и реализации государственной политики по обеспечению безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности; в области обороны и государственной безопасности правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др.

Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия правительства  России реализуются посредством  его актов – постановления  и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов и нормативных  указов главы государства. Отдельные полномочия Правительства РФ урегулированы в кодексах и федеральных законах, например, в Налоговом, Бюджетном, Лесном, Водном, Таможенном, Градостроительном кодексах РФ, в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ряде других законов, регулирующих отношения в социально-культурной сфере: в области образования, науки, здравоохранения, охраны труда и т.д. В сфере экономики на Правительство РФ возложены разработка и организация исполнения федерального бюджета и представление бюджета и отчета о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы. Порядок составления бюджета, источники формирования его доходной части и основные направления бюджетных расходов определяются в соответствии с бюджетным, налоговым и иным законодательством Российской Федерации [1].

Статья 114 Конституции РФ и ст. 12 Закона о Правительстве  РФ возлагают на Правительство обеспечение  единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг  и финансовых средств. В этих целях  Правительство вырабатывает государственную  структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации.

На заседаниях Правительства  рассматриваются предположения  об объеме выпуска государственных  ценных бумаг, о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации, принимаются  решения о представлении Президенту проектов указов по вопросам финансовой и налоговой политики, о внесении по этим вопросам законопроектов в  Государственную Думу СЗ РФ. 2002. № 48. С г. 4746..

Конституция РФ возлагает  на Правительство РФ управление федеральной  собственностью как одним из основных источников экономического и финансового  благополучия общества.

Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановление и распоряжение правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 

1.В сфере окружающей природной среды и экологической безопасности: Правительство РФ должно принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Правительство РФ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации. На Правительство возложена также координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

 

2. В области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения: На Правительство РФ возложено проведение в стране единой государственной политики, в этих целях оно организует исполнение соответствующих статей Федерального бюджета, контролирует реализацию федеральных программ развития и поддержки культуры, науки и образования.

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку фундаментальной  науки, имеющих общегосударственное  значение приоритетных направлений  прикладной науки в целях эффективного использования научно-технического потенциала, увеличения вклада науки  и техники в развитие экономики, в реализацию важнейших социальных задач, в укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

 

3. В сфере госбезопасности, обороны страны, общественного порядка, борьбы с преступностью и охране прав и свобод граждан. На Правительство РФ возложена ответственность за осуществление мер в этой области. (ст. 114 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороне» и ст. 20 Закона о Правительстве РФ Правительство  осуществляет меры но обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, организует оснащение войск вооружением и техникой, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий оборонного промышленного комплекса; утверждает положения о воинском учете, призыве па военную службу, подготовке граждан РФ к военной службе; организует контроль за экспортом вооружений и военной техники, принимает меры но охране Государственной границы РФ и осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и указами Президента РФ; руководит гражданской обороной. Так же Правительство РФ обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

 

4. В сфере внешней политики и международных отношений. Статья 21 Закона о Правительстве РФ определяет компетенцию Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений. Па Правительство РФ возлагается осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики России. В пределах своих полномочий Правительство заключает международные договоры РФ, организует выполнение обязательств России но таким договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Правительство призвано отстаивать геополитические интересы России, а также защищать интересы граждан РФ за пределами ее территории. Закон РСФСР. 1992. № 20. Ст. 1084. Правительство РФ обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях [4].

 

Правительство РФ объединяет и координирует деятельность федеральных  органов исполнительной власти, образует правительственные и межведомственные комиссии для подготовки и решения  вопросов, отнесенных к компетенции  Правительства. В ст. 12 Закона о Правительстве  РФ указывается, что Правительство  руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Как  указывалось, эти органы непосредственно  подчиняются либо Правительству, либо Президенту РФ, а Правительство координирует их деятельность [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Правительство Российской Федерации: порядок формирования, структура, полномочия