Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение понятия индивидуальный предприниматель, выявление его правового положения, а также изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Рассмотрение основных признаков и значения предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
Особенности оформления правого статуса индивидуальных предпринимателей;
Отдельной задачей исследования является рассмотрение процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства…………….5
Глава 2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя…..10
Глава 3. Особенности государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя…………………………………………………17
3.1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя……………………………………………………………………...17
3.2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя……22
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
В соответствии с п. 13 и 14
Правил ведения Единого
Одним из преимуществ принципа "одного
окна", заложенного в основу концепции
государственной регистрации как индивидуальных,
так и коллективных предпринимателей,
является то, что с 1 января 2004 г. зарегистрированный
предприниматель не обязан совершать
организационные действия, связанные
с постановкой на налоговый учет, - эта
обязанность возложена на регистрирующий
орган (п. 10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет
индивидуального предпринимателя в налоговом
органе по месту жительства осуществляется
на основании сведений, содержащихся в
государственном реестре, в порядке, установленном
Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Новая
редакция п. 5 Постановления N 439 обязывает
территориальные органы ФНС России осуществить
постановку на учет в налоговом органе
по месту жительства физического лица,
зарегистрированного в качестве индивидуального
предпринимателя, на основании сведений
о его государственной регистрации.
Документом, подтверждающим факт постановки
предпринимателя на налоговый учет, является
свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе. Каждому налогоплательщику
присваивается единый по всем видам налогов
и сборов и на всей территории Российской
Федерации идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан
указывать в подаваемых в налоговый орган
декларациях, отчетах, заявлениях или
иных документах, а также в других случаях,
предусмотренных законодательством. Порядок
и условия присвоения, применения и изменения
ИНН определяются МНС России19.
Помимо регистрации в
качестве налогоплательщика необходима
регистрация индивидуального
в территориальном органе Пенсионного
фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального
страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного
медицинского страхования.
С 1 января 2004 г. индивидуальный предприниматель
более не обязан самостоятельно совершать
действия, необходимые для его регистрации
в качестве страхователя. Орган, осуществивший
его государственную регистрацию, в срок
не более пяти рабочих дней с момента регистрации
должен представить сведения, содержащиеся
в Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей, в государственные
внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя
в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона
о государственной регистрации).
Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя. Эти сведения отражаются в государственном реестре.
Большинству индивидуальных
предпринимателей для осуществления
денежных расчетов, связанных с
Не позднее пяти дней со дня открытия текущих
(расчетных) счетов индивидуального предпринимателя
банки обязаны представить сведения об
указанных счетах в орган, осуществивший
государственную регистрацию данного
предпринимателя. Порядок представления
этих сведений определяется Правительством
РФ. Сведения о банковских счетах индивидуального
предпринимателя в обязательном порядке
включаются в государственный реестр.
Наличные денежные расчеты (т.е. произведенные
с использованием средств наличного платежа
расчеты за приобретенные товары, выполненные
работы, оказанные услуги) индивидуальные
предприниматели должны осуществлять,
как правило, с использованием контрольно-кассовой
техники. Случаи, когда применение контрольно-кассовой
техники является обязательным, а также
случаи, когда наличные денежные расчеты
могут осуществляться без ее применения,
определяются в соответствии с Федеральным
законом от 22 мая 2003 г. "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт". Если
индивидуальному предпринимателю необходимо
использовать для расчетов контрольно-кассовую
технику, он самостоятельно приобретает
соответствующее оборудование и обеспечивает
его регистрацию в налоговом органе по
месту учета предпринимателя в качестве
налогоплательщика.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии соответствующего решения суда, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке20.
Дела о несостоятельности
(банкротстве) относятся к подведомственности
арбитражных судов (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК
РФ) и рассматриваются с учетом
особенностей судопроизводства по данной
категории дел, определенных статьями
гл. 28 разд. IV АПК РФ. Специальные
нормы, регулирующие банкротство гражданина,
установлены ст. 202 - 213 Федерального закона
от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности
(банкротстве)". Особенности банкротства
индивидуальных предпринимателей определяются
ст. 214 - 216 этого Закона.
Выделяются следующие признаки банкротства:
1) неспособность удовлетворить
требования кредиторов по
2) соответствующие обязательства и (или)
обязанности не исполнены в течение трех
месяцев с даты, когда они должны были
быть исполнены;
3) сумма обязательств индивидуального
предпринимателя превышает стоимость
принадлежащего ему имущества21.
Пункт 1 статьи 25 ГК РФ содержит
правило, в соответствии с которым
банкротство индивидуального
Несмотря на то, что сам
должник, кредиторы и уполномоченный
орган могут основывать свои требования
и на обязательствах (обязанностях)
должника, не связанных с
Для подачи заявления о
банкротстве должника-
При банкротстве предпринимателя
дифференцированный режим имеют
предпринимательские
Дифференцированно решается вопрос и о влиянии на перечисленные категории требований решения суда о признании должника банкротом. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи все требования, связанные с предпринимательской деятельностью, погашаются (это не зависит от того, были ли требования заявлены или нет, а также от того, были ли они удовлетворены частично или полностью). Требования второй категории - не связанные с предпринимательской деятельностью - погашаются, только если они были заявлены и установлены (следует отметить, что требование погашается также, если суд отказал в его установлении в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве)). Требования третьей категории - являющиеся личными - не погашаются после завершения конкурсных процедур независимо от того, были ли они заявлены.
Для индивидуального предпринимателя не предусматривается проведение таких процедур, как наблюдение и внешнее управление (эти процедуры направлены на восстановление финансового положения должника). В целях недопущения злоупотреблений, возможных в течение периода времени после принятия судом заявления о банкротстве и до первого заседания арбитражного суда, на имущество предпринимателя может быть наложен арест, что, скорее всего, повлечет прекращение его предпринимательской деятельности.
В связи с этим отметим явную ошибку Закона о несостоятельности (банкротстве), где в п. 1 ст. 207 говорится, что "одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина". Из контекста гл. Х, прямого указания п. 2 ст. 27 этого Закона и из судебной практики следует, что наблюдение в отношении гражданина не вводится, т.е. в п. 1 ст. 207 Закона имелось в виду определение о принятии заявления о банкротстве, а не определение о введении наблюдения23.
На первом заседании по
делу о банкротстве предпринимателя
суд может прийти к одному из трех
выводов: во-первых, об отсутствии признаков
банкротства (что повлечет вынесение
решения о прекращении
Вынесение решения о банкротстве предпринимателя
означает, что его регистрация в качестве
индивидуального предпринимателя утрачивает
силу. Закон о несостоятельности (банкротстве)
устанавливает, что предприниматель, признанный
банкротом, в течение года с момента вынесения
судом соответствующего решения не может
быть зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя, для чего арбитражный
суд направляет копию решения о признании
индивидуального предпринимателя банкротом
в орган, зарегистрировавший гражданина
в качестве индивидуального предпринимателя.
Признание индивидуального
предпринимателя банкротом
1) с момента вынесения
решения арбитражным судом о
признании несостоятельным (
2) аннулируются выданные
лицензии на осуществление
3) после завершения расчетов
с кредиторами индивидуальный
предприниматель, признанный
4) индивидуальный предприниматель, признанный
банкротом, не может быть зарегистрирован
в качестве индивидуального предпринимателя
в течение года с момента признания его
банкротом24.
Государственная регистрация
при прекращении физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя в связи с
вступлением в силу приговора
суда, которым ему назначено
В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор
суда первой инстанции вступает в законную
силу по истечении срока его обжалования
в апелляционном или кассационном порядке,
если он не был обжалован сторонами. Приговор
суда апелляционной инстанции вступает
в законную силу по истечении срока его
обжалования в кассационном порядке, если
он не был обжалован сторонами. В случае
подачи жалобы или представления в кассационном
порядке приговор, если он не отменяется
судом кассационной инстанции, вступает
в законную силу в день вынесения кассационного
определения.
Заверенная в установленном порядке копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок представляется судом в регистрирующий орган по месту жительства осужденного физического лица в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу указанных приговора, определения или постановления суда (п. 8 Правил ведения Единого государственного реестра)25.
Информация о работе Правовое положение индивидуальных предпринимателей