Правовое положение индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение понятия индивидуальный предприниматель, выявление его правового положения, а также изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Рассмотрение основных признаков и значения предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
Особенности оформления правого статуса индивидуальных предпринимателей;
Отдельной задачей исследования является рассмотрение процедуры признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и признаки индивидуального предпринимательства…………….5
Глава 2. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя…..10
Глава 3. Особенности государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя…………………………………………………17
3.1. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя……………………………………………………………………...17
3.2. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя……22
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гражданка.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 13 и 14 Правил ведения Единого государственного реестра государственный регистрационный  номер записи о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  либо записи о первом представлении  в соответствии с Законом о  регистрации документов об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., является основным государственным  регистрационным номером записи о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя  и используется в качестве номера регистрационного дела этого предпринимателя.  
Одним из преимуществ принципа "одного окна", заложенного в основу концепции государственной регистрации как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей, является то, что с 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п. 10 ст. 83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Новая редакция п. 5 Постановления N 439 обязывает территориальные органы ФНС России осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.  
Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер налогоплательщик обязан указывать в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН определяются МНС России19.

Помимо регистрации в  качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя  в качестве страхователя:  
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;  
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;  
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.  
С 1 января 2004 г. индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Орган, осуществивший его государственную регистрацию, в срок не более пяти рабочих дней с момента регистрации должен представить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации предпринимателя в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона о государственной регистрации). 

Органы соответствующих  внебюджетных фондов, получившие такие  сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя. Не позднее пяти дней с момента  регистрации предпринимателя в  качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший  государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального  предпринимателя в качестве страхователя. Эти сведения отражаются в государственном  реестре. 

Большинству индивидуальных предпринимателей для осуществления  денежных расчетов, связанных с предпринимательской  деятельностью, необходимы один или  несколько банковских счетов. В настоящее  время для открытия банковского  счета не требуется представления  в соответствующий банк документов, подтверждающих регистрацию предпринимателя  в качестве страхователя в органах  внебюджетных фондов. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.  
Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществивший государственную регистрацию данного предпринимателя. Порядок представления этих сведений определяется Правительством РФ. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включаются в государственный реестр.  
Наличные денежные расчеты (т.е. произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги) индивидуальные предприниматели должны осуществлять, как правило, с использованием контрольно-кассовой техники. Случаи, когда применение контрольно-кассовой техники является обязательным, а также случаи, когда наличные денежные расчеты могут осуществляться без ее применения, определяются в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Если индивидуальному предпринимателю необходимо использовать для расчетов контрольно-кассовую технику, он самостоятельно приобретает соответствующее оборудование и обеспечивает его регистрацию в налоговом органе по месту учета предпринимателя в качестве налогоплательщика. 

    1. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии соответствующего решения суда, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке20

Дела о несостоятельности (банкротстве) относятся к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК  РФ) и рассматриваются с учетом особенностей судопроизводства по данной категории дел, определенных статьями гл. 28 разд. IV АПК РФ. Специальные нормы, регулирующие банкротство гражданина, установлены ст. 202 - 213 Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей определяются ст. 214 - 216 этого Закона.  
Выделяются следующие признаки банкротства: 

1) неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей;  
2) соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;  
3) сумма обязательств индивидуального предпринимателя превышает стоимость принадлежащего ему имущества21

Пункт 1 статьи 25 ГК РФ содержит правило, в соответствии с которым  банкротство индивидуального предпринимателя  возможно, только если не исполненные  им обязательства связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 203 Закона о  несостоятельности (банкротстве) заявление  о признании гражданина банкротом  может быть подано, во-первых, должником; во-вторых, кредитором по любым обязательствам, за исключением обязательств из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании  алиментов, личных обязательств; в-третьих, уполномоченным органом22

Несмотря на то, что сам  должник, кредиторы и уполномоченный орган могут основывать свои требования и на обязательствах (обязанностях) должника, не связанных с предпринимательской  деятельностью, вынесение судом  решения о признании должника банкротом возможно, только если к  моменту его вынесения существуют неисполненные предпринимательские  обязательства. 

Для подачи заявления о  банкротстве должника-гражданина – размер задолженности должен составлять не менее 10 тыс. руб., и эта задолженность просуществовала более 3 месяцев. Следует отметить, что закон не отвечает однозначно на вопрос, касающийся размера задолженности для индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, к индивидуальным предпринимателям следует применять правила, установленные для физических лиц.

При банкротстве предпринимателя  дифференцированный режим имеют  предпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с  предпринимательской деятельностью; требования личного характера (в  частности, требования из причинения вреда  жизни и здоровью, о взыскании  алиментов). Требования последней категории  не включаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного  процесса.

Дифференцированно решается вопрос и о влиянии на перечисленные  категории требований решения суда о признании должника банкротом. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи все требования, связанные с предпринимательской деятельностью, погашаются (это не зависит от того, были ли требования заявлены или нет, а также от того, были ли они удовлетворены частично или полностью). Требования второй категории - не связанные с предпринимательской деятельностью - погашаются, только если они были заявлены и установлены (следует отметить, что требование погашается также, если суд отказал в его установлении в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве)). Требования третьей категории - являющиеся личными - не погашаются после завершения конкурсных процедур независимо от того, были ли они заявлены. 

Для индивидуального предпринимателя не предусматривается проведение таких процедур, как наблюдение и внешнее управление (эти процедуры направлены на восстановление финансового положения должника). В целях недопущения злоупотреблений, возможных в течение периода времени после принятия судом заявления о банкротстве и до первого заседания арбитражного суда, на имущество предпринимателя может быть наложен арест, что, скорее всего, повлечет прекращение его предпринимательской деятельности.

В связи с этим отметим  явную ошибку Закона о несостоятельности (банкротстве), где в п. 1 ст. 207 говорится, что "одновременно с вынесением определения  о введении наблюдения в отношении  гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина". Из контекста гл. Х, прямого указания п. 2 ст. 27 этого Закона и из судебной практики следует, что наблюдение в  отношении гражданина не вводится, т.е. в п. 1 ст. 207 Закона имелось в  виду определение о принятии заявления  о банкротстве, а не определение  о введении наблюдения23

На первом заседании по делу о банкротстве предпринимателя  суд может прийти к одному из трех выводов: во-первых, об отсутствии признаков  банкротства (что повлечет вынесение  решения о прекращении производства); во-вторых, о наличии признаков банкротства (что повлечет вынесение решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства); в-третьих, о соответствии закону условий заключенного мирового соглашения (что повлечет принятие определения об утверждении мирового соглашения).  
Вынесение решения о банкротстве предпринимателя означает, что его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Закон о несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что предприниматель, признанный банкротом, в течение года с момента вынесения судом соответствующего решения не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, для чего арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 

Признание индивидуального  предпринимателя банкротом влечет следующие последствия: 

1) с момента вынесения  решения арбитражным судом о  признании несостоятельным (банкротом)  утрачивает силу государственная  регистрация гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя; 

2) аннулируются выданные  лицензии на осуществление отдельных  видов предпринимательской деятельности; 

3) после завершения расчетов  с кредиторами индивидуальный  предприниматель, признанный банкротом,  освобождается от исполнения  оставшихся обязательств, связанных  с его предпринимательской деятельностью,  и иных требований, предъявленных  к исполнению и учтенных при  признании предпринимателя банкротом;  
4) индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом24

Государственная регистрация  при прекращении физическим лицом  деятельности в качестве индивидуального  предпринимателя в связи с  вступлением в силу приговора  суда, которым ему назначено наказание  в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью  на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.  
В соответствии со ст. 390 УПК РФ приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. Приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения. 

Заверенная в установленном  порядке копия вступившего в  силу приговора, определения или  постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического  лица права заниматься предпринимательской  деятельностью на определенный срок представляется судом в регистрирующий орган по месту жительства осужденного  физического лица в течение пяти рабочих дней с даты вступления в  силу указанных приговора, определения  или постановления суда (п. 8 Правил ведения Единого государственного реестра)25

Информация о работе Правовое положение индивидуальных предпринимателей