Правовое положение религиозных организаций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

В ст. 14 Конституции Российской Федерации изложено, что Российская Федерация - светское государство. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает взаимное невмешательство государства и конфессиональных образований в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий2. А государство, в свою очередь, не регулирует внутренние установления религиозных образований и не вмешивается в их каноническую, благотворительную, хозяйственную и иную деятельность (в том случае, если она не нарушает закон).

Содержание

Введение….2
Глава 1 Общее положение….4
Понятие и признаки религиозных организаций….4
Виды религиозных организаций….7
Глава 2 Особенности управления….12
2.1 Органы управления в религиозных организациях….12
2.2 Особенности управления имуществом….17
Заключение….27
Список использованной литературы….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

По мнению некоторых специалистов, использование имущества на правах безвозмездного пользования, не только позволяет обеспечивать “сохранность”  имущества, но является благом для самих  религиозных организаций, поскольку  государство несёт многие обязанности  по содержанию передаваемого имущества, в том числе памятников истории  и культуры. Однако чтобы понять истинное значение этого договора, необходимо выявить его принципиальные отличия от имущественных прав собственника. Эти отличия заключаются в  следующем:

отсутствует возможность  распоряжаться имуществом;

ограничение возможности  пользования имуществом, вследствие чего религиозное объединение обязано  использовать имущество в соответствии с указаниями собственника, т.е. государства, в противном случае на неё может  быть возложена ответственность.

Последний фактор заставляет обратить на себя особое внимание в  связи с постоянно меняющейся политической ситуацией в стране. Анализ, приведённого ниже в качестве примера типового договора безвозмездного пользования, заключаемого с религиозными организациями, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13 августа 1996 года N689[11], с учётом реально сложившейся практики, доказывает призрачность “благодеяний” государства. В типовом договоре подчёркивается право органов по управлению государственным имуществом “распоряжаться имуществом (т.е. передавать в аренду или продажа в собственность), при этом настоящий Договор подлежит переоформлению с новым владельцем” (п. 4.1.1.). В случае если Пользователь “занимает полностью здание (сооружение), то обязанность проведения капитального ремонта возлагается на Пользователя” (п. 4.2.3.). В случае принятия решения Правительством Москвы о реконструкции или сносе предоставленного здания Пользователь обязан “освободить занимаемое помещение в течение трёх месяцев после получения уведомления об этом органов управления государственным имуществом”. Всё это увенчивается обязанностью пользователя нести риск случайной гибели или случайного повреждения вещи, если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить ее гибель илипорчу,пожертвовав своим имуществом, но предпочел сохранить свою вещь.

На религиозные организации  при существенно ограниченном объёме прав возложен груз обязанностей по своему объёму равный обязанностям собственника. Практика показывает, что не всегда материальное положение, в особенности, местных религиозных организаций  позволяет им должным образом  выполнять договорные обязанности  по дорогостоящему уходу за историческими  памятниками, что становится основанием для возложения на них ответственности  и в ряде случаев может служить  причиной расторжения договора безвозмездного пользования. На просьбы о помощи со стороны государства приходит ответ об отсутствии средств. В результате, никакой реальной пользы для сохранности  переданного имущества договор  безвозмездного пользования не приносит.

Право аренды является обязательственным правом и приобретается наосновании договора аренды (имущественного найма), согласно которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При условии использования имущества в соответствии с договором аренды плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования имущества, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ). Объектами договора аренды могут быть вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, т.е. непотребляемые: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи. Договор аренды должен быть заключен в письменной форме, а если его предметом выступает недвижимое имущество, он также как и договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, полежит государственной регистрации в органах юстиции[12]. Являясь полноправными участниками гражданских правоотношений, религиозные организации могут выступать как в качестве арендодателя, так и арендатора на общих основаниях.

Существует практика заключения договоров аренды зданий, сооружений, земельных участков между государственными или муниципальными органами, с одной  стороны, и религиозными организациями, с другой. Но участие в арендных отношениях оправдано для религиозных  организаций лишь в тех, случаях, когда отсутствует право на установление отношений безвозмездного пользования  зданием, сооружением или постоянного  пользования земельным участком. В частности, заключение договора аренды на земельный участок как правило  имеет место в случае возведения нового здания или сооружения религиозного или иного назначения. Истинность существующего положения далеко не очевидна. Несмотря на то, что Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” признаёт право собственности религиозных организаций на объекты социального и благотворительного назначения, в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие режим пользования земельными участками, на которых такие объекты расположены. В ряде случаев это становится основанием для предоставления им земельных участков под эти объекты на правах аренды. Подобный факт в корне пресекает инициативы, которые способствуют укреплению авторитета светской власти, поскольку относительно крупный размер земельного участка, необходимый для строительства специальных зданий под социальные и благотворительные объекты, в сочетании с высокой арендной платой делают невозможным и даже рискованным начало каких-либо работ. Необходимо учитывать, что социальная и благотворительная деятельность религиозных организаций в сфере оказания помощи незащищённым и малообеспеченным группам населения, осуществляется как правило за счёт собственных средств, в основном, пожертвованных рядовыми верующими, но в интересах всего общества. Конституции РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а, значит, социальная деятельность религиозных организаций находится в русле государственной политики и, потому, требует всемерного стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 Заключение

Подводя итог сказанному, можно  отметить, что основной массив проблем  правового регулирования имущественных  прав религиозных организаций связан, в первую очередь, с неопределённостью  правового режима имущества, изъятого Советским государством.  Их решение тормозиться не только отсутствием внимания к ним о стороны государственных органов, не только из-за сложности самих проблем, но в большей степени из-за отсутствия соответствующего опыта в российской, но и подчас в мировой законодательной практике. Немаловажное значение имеет вопрос целостности крупных российских конфессий, поскольку недопустимо создание ещё одного фактора, способного вызвать локальные и межнациональные конфликты и привести к разгону в России центробежных процессов, которой сегодня так не хватает стабильности и мира. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем покажет время. Сейчас, с уверенностью можно сказать только то, что Российскому законодательству о свободе совести нужна срочная доработка. Было бы не лишним создать комитет по проверке и надзору за нетрадиционными религиозными объединениями. Где особое внимание уделялось бы деструктивным религиозным культам, со всеми вытекающими от сюда последствиями… Государству придется признать ведущую роль "традиционной религии" и в дальнейшем взаимодействовать с ней в области формирования культуры, нравственности, патриотизма и т.п. Но чем больше медлит правительство, тем больше страдают граждане России. И возможно, в будущем, через много лет, у нас в итоге появится четкая государственная политика по этому вопросу, но только уже вместо храма Христа Спасителя будет стоять языческий истукан, а в школах вместо основ православной культуры будут преподавать основы "живой этики".

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября 2004 г.);
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 декабря 2004 г.)
  4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.)
  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)
  6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2 декабря 2004 г.)
  7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)
  8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)
  9. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.)
  10. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г.)

11. Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. (Учебник) - М.: 2009. — 528 с

12. Гражданское право. (Учебник) В 4-х томах. Под ред. Суханова Е.А. - М.: 2008

1 Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года//Российская газета от 1 октября 1997 г. N 190

2 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года//Российская газета от 24 января 1996 года

3  Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года//Российская газета от 1 октября 1997 г. N 190

4  Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года//Российская газета от 1 октября 1997 г. N 190

5  Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года//Российская газета от 1 октября 1997 г. N 190

6 ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301


Информация о работе Правовое положение религиозных организаций в РФ