Правовое положение фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследование гражданско-правового положения фондов, а также выявление проблематики данной темы исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и деятельность фондов;
2. Рассмотреть устав и ликвидацию фонда;
3. Охарактеризовать понятие и деятельность благотворительных фондов;
4. Проанализировать особенности прекращения деятельности благотворительных фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВ…………….….6
1.1. Понятие и деятельность фондов…………………...………………………6
1.2. Устав и ликвидация фонда ………………………………………………..12
ГЛАВА2.ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ…………………………………………… 17
2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов……………….… 17
2.2. Особенности прекращения деятельности благотворительных фондов .27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoe_polozhenie_fondov_-_kursovaya.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

В первом из названных случаев предпринимательская  деятельность фонда должна соответствовать  общественно полезным целям, ради которых  создан фонд  по сути, его основным уставным задачам. Во втором случае фонд может создавать хозяйственные общества или участвовать в их деятельности, которая может быть и не связана впрямую с его основными уставными задачами. Однако фонд может создавать лишь хозяйственные общества, но не другие виды коммерческих организаций, а полученные от участия в них доходы также могут быть использованы строго по целевому назначению.

  Попечительский совет фонда  является органом фонда и осуществляет  надзор за деятельностью фонда,  принятием другими органами фонда  решений и обеспечением их  исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда  осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его  учредителями.

 Особенности создания и деятельности  фондов отдельных видов могут  устанавливаться федеральными законами  о таких фондах. (п. 4 введен Федеральным  законом от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

1.2. Устав и ликвидация фонда

 

Устав  является  единственным  учредительным  документом  фонда.  Для  гарантии  того,  что  цели,  ради  которых  учредители  фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава11. Органы фонда могут изменить его устав только в случае,  если  в  самом  уставе  предусмотрена  возможность  его  изменения  в  таком  порядке.  В  уставе  может  быть  предусмотрен  иной порядок  его  изменения.  Если  такая  возможность  в  уставе  вообще не  предусмотрена,  он  может  быть  изменен  только  в судебном порядке.

Закон ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда его  исполнительными органами, что препятствует изменению статуса фонда вопреки  воле учредителей. Изменения могут  вноситься указанными органами самостоятельно лишь в тех случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии условий, предусмотренных законом (п. 1 ст. 119 ГК РФ).

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства12. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ‚ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности, при их самоликвидации, ликвидация фонда допускается только по решению суда(п. 2 ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о НО). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные уставом фонда, или на благотворительные цели, а при невозможности использования его таким образом обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

Реорганизация  фонда  возможна  по  решению  его учредителей, попечительского совета  по  общим правилам  гражданского  законо- дательства.  При этом  преобразование  фонда в иной  вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован  быть  не  может.  Фонд  может быть  ликвидирован  по  решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности  (банкротстве),  либо  если  цели  фонда  не  могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей,  а также в иных установленных законом случаях.

  Порядок управления фондом  и порядок формирования его  органов определяются его уставом,  утверждаемым учредителями.

  Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего  Кодекса, должен содержать: наименование  фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

  Устав фонда может быть  изменен органами фонда, если  уставом предусмотрена возможность  его изменения в таком порядке.

Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

Решение о ликвидации фонда может  принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно  для осуществления его целей  и вероятность получения необходимого  имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда  в его деятельности от целей,  предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных  законом.

3. В случае ликвидации фонда  его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

1. Нормы, изложенные в п. 1 ст. 119 ГК, регулируют порядок изменения  устава фонда с учетом особенностей  фондов как юридических лиц.  Устав фонда может быть изменен органами фонда, но при условии, если уставом фонда предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения таких изменений, ГК не определяет. В соответствии со ст. 29 Закона о некоммерческих организациях изменение устава фонда относится к компетенции высшего органа управления фонда – съезда (конференции), общего собрания.

Абзац 2 п. 1 ст. 119 ГК устанавливает  судебный порядок внесения изменений  в устав фонда. Для этого предусмотрены следующие условия:

1) если возможность изменения,  устава в нем не предусмотрена,  хотя сохранение устава в неизменном  виде влечет последствия, которые  невозможно было предвидеть при  учреждении фонда; 

2) если устав не изменяется, хотя  такая необходимость имеется. В ст. 119 не указано, каким конкретно органам фонда дано право подачи заявления в суд. Этот вопрос должен регулироваться уставом фонда.

Изменения, внесенные в устав  фонда, подлежат регистрации в том  же порядке, что и устав при  регистрации фонда.

В качестве обязательного правила  п. 2 ст. 119 ГК предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило  исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции  или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.

В п. 2 ст. 119 ГК перечисляются три  случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 не ограничивает возможность  ликвидации фондов в судебном порядке  только перечисленными случаями, поскольку  признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в ст. 119 оснований для ликвидации фондов ГК в ст. 65 установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, т. е. банкротом.

В то же время необходимо обратить внимание на имеющееся несоответствие между ст. 119 ГК, устанавливающей  ликвидацию фонда только в судебном порядке, и п. 2 ст. 65 ГК, допускающим  ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства.

Особенности ликвидации в судебном порядке общественных фондов установлены  Законом об общественных объединениях. Ликвидация фонда считается завершенной, а фонд прекратившим существование  после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос об использовании имущества  фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его  ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей  фонда13. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях – суд. Если фонд был ликвидирован по основаниям, предусмотренным ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст. 61–64 ГК.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ

 

2.1. Понятие и деятельность благотворительных фондов

 

Характерные особенности правового статуса  благотворительных организаций  урегулированы ст.ст. 49, 50, 116-123, 291, 968 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) а также актами специального законодательства о некоммерческих организациях, к числу которых относятся Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 и другие нормативные правовые акты14.

В приведенных  статьях ГК РФ содержатся, во-первых, нормы, устанавливающие основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями, во-вторых, нормы, определяющие особенности некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Среди актов  специального законодательства общее  значение для всех организационно-правовых форм благотворительных организаций имеют Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В силу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях» благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Организационно-правовые формы благотворительных организаций предусмотрены, прежде всего, ГК РФ. Однако, некоторые организационно-правовые формы не указаны в ГК РФ. К их числу относятся, в частности, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (ст.ст. 8, 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Не все  некоммерческие организации могут  иметь благотворительный статус. Например, им не могут обладать потребительские  кооперативы, поскольку реализуемые  ими цели лишены общественной значимости. В силу п. 1 ст. 116 ГК РФ потребительские кооперативы создаются в целях удовлетворения материальных потребностей их членов.

По смыслу ст. 7 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» организационно-правовые формы для благотворительных организаций должны предусматриваться федеральными законами. Не всегда нормы федерального законодательства содержат прямые указания на этот счет. Так, например, в федеральных законах не говорится о возможности наделения благотворительным статусом религиозных организаций. Тем не менее, нормативные правовые акты субъектов РФ, например, ч. 1 ст. 6 Закон г. Москвы «О благотворительной деятельности» от 05.07.95, предусматривают такую возможность. Представляется, что в данном случае региональный законодатель воспользовался положением п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, согласно которому религиозные opraнизации вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Важной  особенностью некоммерческих, в том  числе благотворительных, организаций является отсутствие в ГК РФ, а также в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», четкого перечня их организационно-правовых форм15. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены главой 4 ГК РФ, распространяется лишь на коммерческие организации. Между тем, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих (благотворительных) организаций не установлен.

Характерно, что в ряде случаев нормы специального законодательства содержат дополнительную классификацию организационно-правовых форм некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, предусмотренных ГК РФ. В частности, в силу ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные объединения подразделяются на общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; органы общественной самодеятельности.

Особенности конкретных организационно-правовых форм благотворительных организаций  определены в ГК РФ и нормах специального законодательства о некоммерческих организациях.

Согласно  ст. 8 Федерального закона «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» учредителями благотворительной  организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)

Закон не определяет количество учредителей благотворительной  организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем. Известное  исключение представляет собой благотворительное  учреждение. По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается одним учредителем. Однако, нормы специального законодательства предусматривают возможность создания учреждения несколькими лицами (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Информация о работе Правовое положение фондов