Правовое регулирование защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность .

Вложенные файлы: 1 файл

-КУРСОВАЯ РАБОТА-.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

- полномочия, направленные  на развитие конкуренции и  предпринимательства ( на реализацию  задач созидательного характера);

- полномочия, связанные с  осуществлением государственного  контроля и соблюдения антимонопольного  законодательства;

- полномочия по применению  мер и ответственности к нарушителям  законодательства.

Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

- проведение анализа и  оценки конкурентной среды на  товарных рынках;

- определение доминирующего  положения хозяйствующего субъекта;

- разработка рекомендаций  по развитию конкурентной среды  на товарных рынках;

- дача разъяснений по  вопросам применения антимонопольного  законодательства.

Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

- принятие решения и  выдача предписания в случае  нарушения антимонопольного законодательства.

- антимонопольный контроль  на торгах;

- привлечение нарушителей  антимонопольного законодательства  к ответственности;

- право антимонопольных органов на предъявление иска в суд;

- формирование и ведение  антимонопольными органами Реестра.

Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

 

Ответственность за нарушение прав потребителей

Юридическая ответственность представляет собой один из важнейших и сложных институтов юридической науки. Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать за свои противоправные действия, другие – предусмотренную правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения, третьи – реализацию санкции, четвертые – применение мер государственно-принудительного характера, пятые считают, что юридическая ответственность – это реакция общества и государства на правонарушение. Несмотря на различия в понятиях юридической ответственности ,все авторы сходятся во мнении, что основанием ответственности является правонарушение.

Подход к пониманию юридической ответственности с данной позиции говорит о том, что ответственность есть разновидность юридических последствий, возникающих при совершении определенных действий или бездействий ,и эти последствия есть форма воздействия норм права на общественные отношения.

Ответственность – сложное, многостороннее понятие. Ответственность есть отношение лица к обществу и установленным государством правилам поведения ,посредством которых осуществляются управление и контроль за происходящими процессами в государстве

Юридическую ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей можно охарактеризовать следующим образом:

    1. предусмотрена законодательством различных отраслей права;
    2. тесно связана с государственным принуждением и применяется государственным органом. Только государство имеет аппарат принуждения, и оно устанавливает порядок применения мер принуждения;
    3. наступает только за совершение правонарушения при регулировании отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья ,имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав;
    4. воплощается и реализуется в установленной законом процессуальной форме;

Причинителем вреда может быть изготовитель ,исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителей, предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ по защите прав потребителей. Например, право требования компенсации морального вреда возникнет у потребителя, если ему будет продан товар ненадлежащего качества или с опозданием будет отремонтирована квартира.

Гражданский кодекс предусматривает единственную форму, в которой суд может взыскать компенсацию с причинителя вреда – денежную (п.1 ст.1101 ГК). Суды, как правило, ориентируются при определении сумм, подлежащих возмещению в качестве компенсации морального вреда, на суммы требований граждан о возмещении материальных убытков ,неустойки и др. В отдельных случаях суды без мотивации снижают размер сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда ,несоразмерно характеру причиненного вреда. В целом подходы к определению компенсации морального вреда не отработаны. В результате имеется значительный разброс и необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации морального вреда.

 

 

 

 

 

1 Богданов В.В. Досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей // Российской судья. 2003. №3.

2 Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) "О защите прав потребителей"


Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей