Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа
Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:
1) Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
3) Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей
Введение……………………………………………………………….. 3
1 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...
5
2 Порядок устройства детей в приемную семью…………………… 12
3 Правовое положение приемных родителей и детей……………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………… 28
От обычного детского учреждения приемная семья отличается значительно меньшим количеством детей, что позволяет обеспечить им не общественное, а семейное воспитание, основанное на личном контакте приемных родителей с каждым из детей. Юридическая разница между двумя этими формами устройства детей заключается в том, что в приемной семье обязанности по воспитанию и защите интересов ребенка возлагаются на физическое лицо, а при передаче в учреждение – на юридическое лицо (соответствующее учреждение). В последнем случае администрация учреждения обязана представлять интересы ребенка и исполнять функции его законного представителя.
Передача ребенка в приемную семью не разрывает и тех его связей с родителями, которые основываются на брачно-семейном законодательстве (алименты, наследство и проч.). Это означает, что воспитанник продолжает носить фамилию кровных его родителей, отчество по имени своего кровного отца. Можно согласиться с А.М. Нечаевой, что в некоторых случаях это обстоятельство может служить помехой для более прочного слияния с вновь обретенной семьей, мешает развиваться чувству братства между воспитанниками.
Тем не менее, возникающие в приемной семье отношения, по существу, практически ничем не отличаются от естественных, основанных на кровном родстве. Что касается формальной стороны отношений по воспитанию, то родитель-воспитатель, как и усыновитель, является законным представителем своего воспитанника, защищает его права и интересы во всех учреждениях, в том числе и в суде, без особого на то правомочия. На него, так же как и на усыновителя, распространяется правило: «Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей» [4, с.14].
Следует отметить, что процесс обновления семейного законодательства, основу которого составляет Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу 1 сентября 1999 года, привел к существенному изменению многих традиционных и появлению новых, ранее неизвестных белорусскому праву институтов и норм. Это коснулось и таких важных для граждан (прежде всего детей), семьи и общества вопросов, как защита прав и интересов детей, которые остались без родительской опеки. Этим вопросам посвящены 13, 14 главы Кодекса: «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение)», «Опека и попечительство». В них впервые закреплен принцип приоритетности воспитания детей в семье и содержится подробная регламентация различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: помимо традиционных усыновления, опеки и попечительства, детских интернатных учреждений введены такие новые формы, как приемная семья, опекунская семья, патронатное воспитание [2].
Создание и деятельность приемной семьи регламентируются статьями 169-174 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, а также Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 года [15].
Как уже отмечалось, согласно статье 169 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье: приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором [2].
На современном этапе приемная семья является наиболее популярной формой семейного устройства. В настоящее время в приемных семьях воспитывается более 3730 детей. В Беларуси насчитывается уже свыше 2,5 тысяч приемных матерей [10, с. 26].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, с одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, а с другой – она имеет свои, лишь ей присущие, особенности, отличающие ее от усыновления и опеки:
В целом же, приемная семья – это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2 Порядок устройства детей в приемную семью
Согласно Положению о приемной семье, граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а также семья – приемной семьей [15].
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
На воспитание в приемную семью передаются:
В целом, на воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия. Минимальный возраст ребенка законом не предусмотрен [18, с. 12].
Положением о приемной семье (п. 2) предусмотрено, что общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек [15].
Подобное ограничение по общему правилу количества детей, воспитываемых в приемной семье, призвано обеспечить им, прежде всего, семейное воспитание, основанное на личных взаимоотношениях приемных детей и приемных родителей, что и отличает приемную семью от детских учреждений, сориентированных в силу специфики организации воспитательного процесса на общественное воспитание.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в приемную семью) [8, с. 67].
Согласно Положению о приемной семье, органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители [15].
В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. Что касается жилищных условий желающего взять детей на воспитание в приемную семью – на каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 м² жилой площади. Ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей [19, с. 12].
В соответствии с Положением о приемной семье (п. 7), при подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей.
Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуют из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями (п. 8 Положения о приемной семье) [15].
Согласно ст. 170 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью, осуществляют подбор детей для передачи в приемную семью. После чего, предоставляют приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдают направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними [2].
По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида) (п. 23 Положения о приемной семье) [15].
При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Информация о работе Правовое регулирование института приёмной семьи