Правовое регулирование института приёмной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:
1) Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
3) Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...
5
2 Порядок устройства детей в приемную семью…………………… 12
3 Правовое положение приемных родителей и детей……………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа до 7.04.12.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

Администрация учреждения несет ответственность в  установленном законодательством  порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке.

 На ребенка,  передаваемого  на воспитание в приемную  семью, его опекун,  попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства следующие документы: 

  1. свидетельство о рождении ребенка;
  2. документы, подтверждающие  правовые  основания   для   передачи ребенка  на  воспитание  в  приемную  семью  (свидетельство о смерти родителя  (родителей),  копию  решения  суда  о   лишении   родителя (родителей) родительских прав,  признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими,  акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);
  3. медицинское   заключение  о  состоянии  здоровья,  физическом и умственном  развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью,  выданное  государственной  организацией  здравоохранения   в соответствии  с  законодательством  Республики  Беларусь  по  форме, утверждаемой   Министерством  здравоохранения  Республики   Беларусь.
  4. документ об обучении (для детей школьного возраста);
  5. сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;
  6. опись имущества,  принадлежащего ребенку,  и сведения о  лицах, отвечающих за его сохранность;
  7. документ, подтверждающий наличие у  несовершеннолетнего  жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;
  8. иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка [18, с. 14-15].

При  передаче  на  воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка,  родители которого умерли (признаны в судебном  порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по  вопросу  выплаты  пенсии  в  районное  (городское) управление по труду,  занятости и социальной защите по месту  жительства  приемной семьи.  Если  пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не  была  назначена,  то  приемным  родителям  передаются  имеющиеся документы,  подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии   об   установлении   ребенку   инвалидности  и  другие)  и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление  по труду,  занятости  и  социальной  защите  с  заявлением о назначении пенсии.

Указанные документы передаются непосредственно  приемным  родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью [13, с.217].

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок,  на который ребенок помещается  в приемную семью с учетом срока,  необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей),  права и обязанности  приемных  родителей,  обязанности  по отношению  к  приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора (ст. 171 КоБС) [2].

Трудовой договор с  приемным  родителем  заключается  на  срок, предусмотренный  в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (п. 14 Положения о приемной семье) [15].

В  случае  передачи  на   воспитание   приемному   родителю (приемным  родителям)  нескольких  детей  может  быть  заключен один договор.  Если дети передаются на  воспитание  в  приемную  семью  в разное время, заключается отдельный договор о передаче на воспитание каждого вновь поступающего  в  семью  ребенка.  Возможно  заключение договора на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до  поступления  ребенка  до  достижения  совершеннолетия  в учреждение,  обеспечивающее  получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

В случае   трудоустройства   приемного  ребенка  по  достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия, а  выплата средств на содержание приемного ребенка прекращается (п. 15 Положения о приемной семье) [15].

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут  досрочно  по  инициативе  приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения,   отсутствия   взаимопонимания   с   ребенком   (детьми), конфликтных отношений между детьми и других),  а также по инициативе органа  опеки  и  попечительства  в  случае возникновения в приемной семье  неблагоприятных  условий   для   содержания,   воспитания   и образования  ребенка  (детей),  или  в  случае  возвращения  ребенка родителям, или усыновления ребенка (ст. 171 КоБС) [2].

Все возникающие  в  результате  досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон,  а при  возникновении  спора – судом в установленном законодательством порядке [9, с. 56].

Не допускается  заключение  трудового  договора  с  лицами, обязанности  которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями,  сестрами,  дедом, бабкой).

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам [2].

Управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, оказывают социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям [10, с. 235].

В соответствие с Положением о приемной семье, органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется:

1) в первые три месяца  воспитания каждого приемного  ребенка – не реже одного  раза в неделю;

2) после первых трех  месяцев воспитания и до одного  года – не реже одного раза  в месяц;

3) во второй и последующие  годы воспитания ребенка –  не реже одного раза в квартал (п. 14 Положения о приемной семье) [15].

Передача  новых  детей  в  приемную семью возможна только в том случае,  если  процесс  адаптации  ранее  принятых  приемных   детей проходит  успешно,  что  подтверждается  заключением  органа опеки и попечительства либо уполномоченных им органов и организаций [2].    

В целом, из вышеописанного следует вывод, что порядок устройства детей в приемную семью полностью контролируется органами опеки и попечительства, иными организациями, уполномоченными законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Правовое положение  приемных родителей и детей

 

 

Договор о передаче ребенка в приемную семью является типичным примером договора в пользу третьего лица. Соответственно, налицо три его участника: орган опеки и попечительства и приемный родитель являются его сторонами, а в качестве третьего лица, т.е. лица, в отношении которого совершаются все юридически и фактически значимые действия, выступает ребенок, переданный в приемную семью [20, с. 182].

Указанные субъекты с момента вступления договора в силу становятся носителями определенных прав и обязанностей в отношениях друг с другом. В связи с этим родитель-воспитатель приобретает права и обязанности, с одной стороны, по отношению к органу опеки и попечительства, а с другой — к принятому на воспитание несовершеннолетнему ребенку.

Так, приемные родители обязаны:

  1. Воспитывать приемного ребенка на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь;
  2. Создавать необходимые условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  3. Осуществлять защиту прав и интересов ребенка;
  4. Обеспечивать уход за ребенком и лечение, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка;
  5. Обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах;
  6. Извещать орган опеки и попечительства о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей) [21, с.50].

Кроме того, приемные родители имеют право:

  1. Выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол, возраст, допустимые дефекты здоровья.
  2. Вернуть ребенка органам опеки до истечения срока договора, если возникли проблемы в отношениях, которые они не могут решить.
  3. Применять педагогически проверенные, исключающие насилие, санкции ограничения и наказания к ребенку.
  4. Предотвращать проявления дурных привычек у ребенка.
  5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.
  6. Препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч.
  7. Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический Центр, орган опеки и попечительства [11, с. 60].

В целом, права и обязанности приемного родителя по отношению к своему воспитаннику характеризуются следующими чертами:

  1. Носят срочный характер.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителя-воспитателя, как отмечалось, является заключение договора о передаче ребенка в приемную семью. Их прекращение также связано с договором, но только с его расторжением. Предельный срок, на который он может быть заключен,  — достижение приемным ребенком совершеннолетнего возраста или приобретение им одним из предусмотренных законом способов дееспособности в полном объеме (вступление несовершеннолетнего в брак, эмансипация).

  1. Предоставленные приемным родителям права одновременно являются и их обязанностями (например, воспитание несовершеннолетнего есть право и одновременно обязанность).
  2. Права и обязанности приемного родителя корреспондируют соответствующим правам приемного ребенка (например, право ребенка на семейное воспитание (ст. 66 Кодекса о браке и семье) соответствует праву и обязанности приемного родителя на его воспитание (п. 16 Положения о приемной семье).
  3. Реализация прав и обязанностей приемных родителей (родителей и других законных представителей) не должна осуществляться вразрез с интересами несовершеннолетнего ребенка;
  4. Ненадлежащее осуществление прав и обязанностей или уклонение от их выполнения является основанием для привлечения приемных родителей, других к различным видам юридической ответственности (уголовной, административной, семейной) [10, с. 89-90].

Права и обязанности родителя-воспитателя можно разделить на общие и специальные. К первым относятся те, которые характерны для всех без исключения законных представителей, а именно: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей. Наличие специальных прав и обязанностей обусловлено особенностями института приемной семьи [5, с. 47].

При рассмотрении правового статуса приемного родителя основополагающим будет являться закрепленное в ст. 173 Кодекса о браке и семье положение, согласно которому приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) [2].

В ст. 158 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье зафиксированы личные права и обязанности опекуна (попечителя), а значит и приемного родителя в отношении своего воспитанника, которые можно разделить на две группы: права и обязанности по воспитанию подопечных детей и права и обязанности по защите их прав и законных интересов в качестве законных представителей.

Информация о работе Правовое регулирование института приёмной семьи