Правовое регулирование института приёмной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:
1) Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
3) Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...
5
2 Порядок устройства детей в приемную семью…………………… 12
3 Правовое положение приемных родителей и детей……………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа до 7.04.12.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

К первой группе можно отнести такие права и обязанности, как: право (обязанность) на воспитание, право (обязанность) на образование приемного ребенка и пр. Вторую же составляют те из них, которые предоставляют право приемным родителям выступать в защиту интересов несовершеннолетнего как личного, так и имущественного характера [7, с.120].

Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, является одним из базовых прав приемного родителя. В самом общем виде данное право ничем не отличается от права и обязанности родителей по воспитанию своих детей.

Воспитание, как родных, так и приемных детей предполагает целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), необходимых для развития маленького человека, формирования у него системы качеств личности, взглядов и убеждений.

В процессе воспитания приемные родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. При выборе способов воспитания недопустимо пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей.

Важнейшим сопутствующим элементом воспитательного процесса является образование ребенка. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней [3, с. 9-10].

Приемный ребенок в семье также имеет свои права:

  1. иметь и хранить свои личные вещи и предметы (семейные реликвии; фотографии и т.д.);
  2. иметь собственную территорию (кровать, угол для занятий и игр);
  3. высказывать свое мнение по вопросу встречи с родственниками;
  4. знать правду о своей родной семье и собственном положении;
  5. на выбор друзей, свободу общения и уединения;
  6. на выбор форм досуга (проведение свободного время) и занятий по интересам;
  7. на обсуждение и участие в решении семейных проблем;
  8. покинуть приемную семью при возникновении психологической несовместимости (по решению органа опеки и попечительства) [22, с.45].

Приемный ребенок в семье имеет также свод обязанностей. Так, ребенок в семье должен:

  1. иметь некоторые постоянные хозяйственно-бытовые обязанности  
    (в соответствии с возрастом);
  2. выполнять эпизодические (разовые) хозяйственно-бытовые поручения;
  3. соблюдать санитарно-гигиенические правила совместной жизни;
  4. уважать мнения других членов семьи;
  5. бережно относиться к вещам, предметам, уважать труд и результаты труда всех членов семьи;
  6. участвовать в решении семейных проблем;
  7. заботиться о членах семьи, которые в этом нуждаются [14, с.95].

Выполнение прав и обязанностей детьми контролируется приемной семьей и органами опеки и попечительства, надлежащее исполнение своих прав и обязанностей приемными родителями – органами опеки и попечительства.

Так, приемные родители обязаны информировать орган опеки и попечительства о положении дел в приемной семье, о проблемах в воспитании, материальном обеспечении приемного ребенка, а также обо всех изменениях семейно-бытового характера, имевших место в приемной семье, в том числе о перемене места жительства [16, с. 17].

В случае необходимости приемный родитель не обязан разглашать информацию о своем воспитаннике. При досрочном расторжении договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель обязан вернуть ребенка.

Среди прав приемного родителя, не предусмотренных законом, можно выделить право на получение психологической помощи, а также консультаций по вопросам медицинского, педагогического и иного характера.

Важным особым правом родителя-воспитателя, отличающего его от опекунов, попечителей, является право на получение заработной платы, которая является источником его существования [1, с. 541].

Еще одно специальное право, которое, на наш взгляд, должно найти отражение в соответствующих законодательных актах о приемной семье,  — право иметь помощника. Помощник приемного родителя сможет его заменить в тех случаях, когда сам родитель-воспитатель временно отсутствует по уважительным причинам. Например, приемный родитель, как, впрочем, и обычный родитель, может поехать в санаторий или дом отдыха или находиться в лечебном учреждении на излечении.

Эти и другие ситуации исключают нахождение приемного родителя в течение определенного промежутка времени рядом с приемным ребенком (детьми), что может быть расценено органом опеки и попечительства как оставление его (их) без присмотра и, соответственно, стать основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Таким образом, институт помощника приемного родителя сможет сохранить приемную семью во всех подобных случаях. Помощником может быть любой из совершеннолетних членов семьи приемного родителя, с которым орган опеки и попечительства должен заключить договор о выполнении обязанностей временно отсутствующего приемного родителя.

Введение института помощника нисколько не умаляет принцип фидуциарности, т.е. личного выполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка. В данном случае речь идет не о переложении воспитательных функций на другое лицо, а о сохранении приемной семьи [4, с.66].

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образования ребенка (детей). 

Необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи.

Так, в соответствии с Положением о приемной семье, ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий (п. 33 Положения о приемной семье).

Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя), либо выдаются по расходному кассовому ордеру.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги (п. 35 Положения о приемной семье) [15].

Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях [10, с. 109].

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь (п. 35 Положения о приемной семье).

В соответствии с п. 38 Положения о приемной семье, приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Исходя из п. 39 Положения о приемной семье,  мущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства  [15].

Таким образом, необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

В целом, следует сделать вывод, что основанием возникновения прав и обязанностей родителя-воспитателя является заключение договора о передаче ребенка в приемную семью. Данный договор обуславливает и тот факт, что третье лицо (ребенок, дети), в пользу которого заключается данный договор между родителями и органами опеки и попечительства также  налагает на ребенка (детей) свой свод прав и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Обобщив изложенный материал, следует сделать вывод о том, приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.

В приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Приемные родители и дети имеют свои права и обязанности. Правовой статус приемного родителя закреплен в ст. 173 Кодекса о браке и семье положение, согласно которому приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что все задачи выполнены и, следовательно, поставленная цель достигнута.

Теоретическое и практическое значение исследования, состоит в том, что работа представляет собой теоретическое исследование проблем правового регулирования института приемной семьи. Отдельные теоретические выводы данной курсовой работы могут быть положены в основу дальнейших исследований семейно-правовых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Пчелинцева Л.М. Семейное право: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005. – 688 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2010 / КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Нац. центр правовой информац. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  3. Гонгало Б.М. Семейное право: Учебник. – М.: Статут, 2007. – 302 с.
  4. Антокольская А.М. Семейное право: учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2001. – 458 с.
  5. Петров С. М. Семейное право: учебник для вузов. – М.: ИД Равновесие, 2006. – 344 с.
  6. Муратова С.А. Семейное право: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2001. – 320 с.
  7. Погорелова, О.А. Основы охраны детства: Курс лекций для студентов педагогического факультета, слушателей факултета повышения квалификации и переподготовки кадров [Текст] / О.А. Погорелова, И.Р. Дзик. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – 228 [4] с.
  8. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М.: Юристъ, 1998. – 340 с.
  9. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. – М.: Наука, 1974. – 335 с.
  10. Пенкрат В.И. Семейное право Республики Беларусь. - Мн.: ООО МНО, 2004. – 393 с.
  11. Короткова Л.П. Приемная семья // Правоведение. – 1994. – № 5-6. – С. 56-62.
  12. Подгруша В.В. Брак, семья, дети: юридический словарь-справочник.- Мн.: Светоч. – 2002. - 592 с.
  13. Кеник, А.А. Защита прав несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. – Мн: Дикта, 2005. – 252 с.
  14. Рясенцев В.А. Семейное право. – М.: Наука, 1971. – 466 с.
  15. Об утверждении Положения о приемной семье: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 окт. 1999 г., № 1678; в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17 дек. 2007 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Нац. центр правовой информац. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  16. Бруй М.Г. Семейное право: ответы на экзаменационные вопросы. – Мн.: ТетраСистемс, 2011 - 288 с
  17. Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 25 февр. 2005 г., № 4 / КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]. – Нац. центр правовой информац. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  18. Подофедова, А.С. Приемная семья как форма защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.С. Подофедова // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 2. – С. 11-15.
  19. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. – 2000. - №2. – С.31-43.
  20. Абрамова Е.Н. Гражданское право: учебник. – М.: Юристъ, 
    2010. – 437 с.
  21. Шебанова Н.И. Семейные отношения в международном частном праве. – М.: МГУ, 1995. – 318 с.
  22. Беспалов Ю.Ф. Семейная правоспособность ребенка // Нотариус. – 2005. – № 4. – С. 45-49.

Информация о работе Правовое регулирование института приёмной семьи