Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа
Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:
1) Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
3) Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей
Введение……………………………………………………………….. 3
1 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...
5
2 Порядок устройства детей в приемную семью…………………… 12
3 Правовое положение приемных родителей и детей……………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………… 28
К первой группе можно отнести такие права и обязанности, как: право (обязанность) на воспитание, право (обязанность) на образование приемного ребенка и пр. Вторую же составляют те из них, которые предоставляют право приемным родителям выступать в защиту интересов несовершеннолетнего как личного, так и имущественного характера [7, с.120].
Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, является одним из базовых прав приемного родителя. В самом общем виде данное право ничем не отличается от права и обязанности родителей по воспитанию своих детей.
Воспитание, как родных, так и приемных детей предполагает целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных), необходимых для развития маленького человека, формирования у него системы качеств личности, взглядов и убеждений.
В процессе воспитания приемные родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. При выборе способов воспитания недопустимо пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей.
Важнейшим сопутствующим элементом воспитательного процесса является образование ребенка. Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней [3, с. 9-10].
Приемный ребенок в семье также имеет свои права:
Приемный ребенок в семье имеет также свод обязанностей. Так, ребенок в семье должен:
Выполнение прав и обязанностей детьми контролируется приемной семьей и органами опеки и попечительства, надлежащее исполнение своих прав и обязанностей приемными родителями – органами опеки и попечительства.
Так, приемные родители обязаны информировать орган опеки и попечительства о положении дел в приемной семье, о проблемах в воспитании, материальном обеспечении приемного ребенка, а также обо всех изменениях семейно-бытового характера, имевших место в приемной семье, в том числе о перемене места жительства [16, с. 17].
В случае необходимости приемный родитель не обязан разглашать информацию о своем воспитаннике. При досрочном расторжении договора о передаче ребенка в приемную семью родитель-воспитатель обязан вернуть ребенка.
Среди прав приемного родителя, не предусмотренных законом, можно выделить право на получение психологической помощи, а также консультаций по вопросам медицинского, педагогического и иного характера.
Важным особым правом родителя-воспитателя, отличающего его от опекунов, попечителей, является право на получение заработной платы, которая является источником его существования [1, с. 541].
Еще одно специальное право, которое, на наш взгляд, должно найти отражение в соответствующих законодательных актах о приемной семье, — право иметь помощника. Помощник приемного родителя сможет его заменить в тех случаях, когда сам родитель-воспитатель временно отсутствует по уважительным причинам. Например, приемный родитель, как, впрочем, и обычный родитель, может поехать в санаторий или дом отдыха или находиться в лечебном учреждении на излечении.
Эти и другие ситуации исключают нахождение приемного родителя в течение определенного промежутка времени рядом с приемным ребенком (детьми), что может быть расценено органом опеки и попечительства как оставление его (их) без присмотра и, соответственно, стать основанием для расторжения договора о передаче ребенка в приемную семью. Таким образом, институт помощника приемного родителя сможет сохранить приемную семью во всех подобных случаях. Помощником может быть любой из совершеннолетних членов семьи приемного родителя, с которым орган опеки и попечительства должен заключить договор о выполнении обязанностей временно отсутствующего приемного родителя.
Введение института помощника нисколько не умаляет принцип фидуциарности, т.е. личного выполнения обязанностей по воспитанию приемного ребенка. В данном случае речь идет не о переложении воспитательных функций на другое лицо, а о сохранении приемной семьи [4, с.66].
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образования ребенка (детей).
Необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи.
Так, в соответствии с Положением о приемной семье, ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий (п. 33 Положения о приемной семье).
Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя), либо выдаются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги (п. 35 Положения о приемной семье) [15].
Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.
На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях [10, с. 109].
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь (п. 35 Положения о приемной семье).
В соответствии с п. 38 Положения о приемной семье, приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Исходя из п. 39 Положения о приемной семье, мущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства [15].
Таким образом, необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
В целом, следует сделать вывод, что основанием возникновения прав и обязанностей родителя-воспитателя является заключение договора о передаче ребенка в приемную семью. Данный договор обуславливает и тот факт, что третье лицо (ребенок, дети), в пользу которого заключается данный договор между родителями и органами опеки и попечительства также налагает на ребенка (детей) свой свод прав и обязанностей.
Заключение
Обобщив изложенный материал, следует сделать вывод о том, приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный договором.
В приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
Приемные родители и дети имеют свои права и обязанности. Правовой статус приемного родителя закреплен в ст. 173 Кодекса о браке и семье положение, согласно которому приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что все задачи выполнены и, следовательно, поставленная цель достигнута.
Теоретическое и практическое значение исследования, состоит в том, что работа представляет собой теоретическое исследование проблем правового регулирования института приемной семьи. Отдельные теоретические выводы данной курсовой работы могут быть положены в основу дальнейших исследований семейно-правовых проблем.
Список использованных источников
Информация о работе Правовое регулирование института приёмной семьи