Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Настоящий период развития нашего государства характеризуется постоянно возрастающим уровнем законотворчества. С совершенствованием всех отраслей российского законодательства связывают надежды на успех в строительстве правового социального государства.
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3
1. Государственная Дума – представительный и законодательный
орган РФ..........................................................................................................5
1.1. Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ…13
1.2. Структура и поряок формирования Государственной Думы РФ………15
1.3. Полномочия Государственной Думы РФ…………………………………19
1.4. Стадии законодательного процесса……………………………………….20
1.5. Роспуск Государственной Думы РФ………………………………...........23
2. Взаимоотношения Госдумы с государственными органами………24
3. Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

ГД, в соответствии с теорией разделения властей – представляет собой общегосударственный представительный и законодательный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Основной закон, регулирующий деятельность ГД РФ – Конституция РФ. Итак, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ10. Также Конституцией определен из скольких депутатов состоит ГД РФ, на какой срок они избираются, кто назначает выборы в ГД и др. важные вопросы, которые будут рассмотрены далее в работе. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (принят ГД ФС РФ 22.04.2005), ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др. нормативные акты создают основу правового регулирования деятельности ГД.

 

1.2. Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ

ГД в РФ является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. 11 Об этом говорит Конституция: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов12. Согласно Конституции РФ ГД формируется путем выборов и представляет население всей страны. Порядок выборов депутатов ГД устанавливаются ФЗ.13

ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.04.2005) определяет переход к пропорциональной системе выборов депутатов ГД. «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее – федеральные списки кандидатов)»14.

При переходе на пропорциональную систему выборов депутатов в ГД теоретически будут созданы крупные партии. Они будут обладать всеми положительными признаками обладающие всеми признаками таковых: массовое членство, широкая региональная сеть, участие не только в электоральной, но и парламентской политике. Это явно будет способствовать переходу страны к настоящему демократическому режиму.

Но многих политиков волнует вопрос: насколько эти крупные партии будут контролироваться и управляться властью? Ведь помимо укрупнения партий закон направлен на устранение и «одномандатников», и мелких партий, способных при определенном раскладе влиять на расстановку политических сил в парламенте.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.15

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Структура ГД представляет собой следующие звенья:

Председатель Государственной Думы. ГД возглавляет Председатель. Он избирается из числа депутатов ГД тайным голосованием. Для избрания Председателя ГД требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Наряду с Председателем, ГД избирает первого заместителя и заместителей Председателя. Порядок их избрания урегулирован Регламентом ГД.

Регламент ГД устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя ГД схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.

Совет Государственной Думы – коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета ГД входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета ГД входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы ГД на очередное заседание и др.

Целый ряд полномочий Совета ГД связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

Депутатские объединения. В ГД создаются депутатские фракции. Под депутатской фракцией понимается «объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе»16. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы объединения: депутатские фракции и депутатские группы.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Комитеты и комиссии. Основными структурными подразделениями ГД являются комитеты. Комитеты ГД по вопросам, отнесенным к их ведению: осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение; в соответствии с решениями палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ: организуют проводимые ГД Д парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. ГД образует комитеты:

  • по законодательству и судебно-правовой реформе;
  • по труду и социальной политике;
  • по делам ветеранов;
  • по охране здоровья;
  • по образованию и науке;
  • по делам женщин, семьи и молодежи;
  • по бюджету, налогам, банкам и финансам;
  • по экономической политике;
  • по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности;
  • по аграрным вопросам;
  • по промышленности, строительству, транспорту и энергетике;
  • по природным ресурсам и природопользованию;
  • по экологии;
  • по обороне;
  • по безопасности;
  • по международным делам;
  • по делам СНГ и связям с соотечественниками;
  • по делам национальностей;
  • по делам Федерации и региональной политике;
  • по вопросам местного самоуправления;
  • по делам общественных объединений и религиозных организаций;
  • по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  • по информационной политике и связи;
  • по вопросам геополитики;
  • по конверсии и наукоемким технологиям;
  • по культуре;
  • по туризму и спорту;
  • по проблемам Севера и Дальнего Востока.

Комитеты образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Рабочими органами ГД являются также комиссии. В отличие от комитетов – постоянно действующих органов палаты – деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность.

Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства от депутатских объединений. Численный состав данных органов определяется ГД. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов. Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета. Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Другой формой работы комитетов и комиссий, являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий.

Со структурой Государственной Думы РФ более подробно можно ознакомиться на рисунке 1 и рисунке 2.

Рисунок 1 – Депутаты Государственной Думы РФ.

Рисунок 2 – Аппарат Государственной Думы.

 

1.3. Полномочия Государственной Думы РФ

Конституция РФ (статья 103) определяет следующие полномочия ГД и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые ГД в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ17.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления ГД, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию ФЗ, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания – законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права18.

 

1.4. Стадии законодательного  процесса.

Основной функцией парламента является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основную роль в законотворческой деятельности играет нижняя палата Федерального Собрания – Государственная Дума.

Основными стадиями законодательного процесса являются (рисунок 3):

1) внесение законопроекта в Государственную  Думу;

2) рассмотрение законопроекта в  Государственной Думе, принятие  или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

Рисунок 3 – Основные стадии законодательного процесса

 

Первая стадия законодательного процесса – законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган.

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации; члены Федерации депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – но только по вопросам их ведения.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов, которое представляет собой решение Совета Государственной Думы о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработку официального законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или несколько комитетов палаты, один из которых назначается ответственным по законопроекту.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы. На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

  • в первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;
  • во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;
  • в третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Информация о работе Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ