Природа государства через определение его понятия, сущности и выделения основных признаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

понятие государства и его функции

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие государства.............................................. ……………………....5
1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государсва
1.2 Определение государства: единство и различие
в подходах...........................................………..…….………………………10
2 Сущность государства ……………………...............................................15
2.1 Учения о сущности и назначении современного государства............15
2.2 Подходы в изучении сущности государства.........................................20
3 Признаки государства …………………...................................................22
3.1 Основные признаки государства ...........................................................22
3.2 Сопутствующие признаки государства ................................................30
Заключение......................................... ………………………………...…....33
Список использованных источников...........................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

государство работа.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

1 Понятие государства.............................................. ……………………....5

1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации.  Исторические трактовки государства.......................... ..…………….........5

1.2 Определение государства: единство и различие  
в подходах...........................................………..…….………………………10

2 Сущность государства ……………………...............................................15

2.1 Учения  о сущности и назначении современного  государства............15

2.2 Подходы в изучении сущности государства.........................................20

3 Признаки государства …………………...................................................22

3.1 Основные признаки  государства ...........................................................22

3.2 Сопутствующие признаки  государства ................................................30

Заключение......................................... ………………………………...…....33

Список использованных источников...........................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается  в том, что среди разнообразных  форм человеческого общения первенствующее значение признано  
за государством. Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного  
и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты  
от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность  
в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной  
и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств  послужили причинами возникновения  особой регулирующей и охранительной  структуры общества, получившей название «государство».

Изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, чтобы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

Предмет работы - понятие  и признаки государства.

Цель исследования - рассмотрение и раскрытие вопроса о природе  государства через определение  его понятия, сущности и выделения основных признаков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть государство с  исторической точки зрения, а  именно  
его зарождение и эволюцию;

 - проанализировать подходы в изучении сущности государства;

- выявить основные теории происхождения государства, описать понятие, признаки и теории юридических лиц;

- раскрыть основные признаки государства.

Говоря о степени исследованности  рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной  литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства  нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса  не только с теоретической точки  зрения,  
но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества  
и государства общественных отношений.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, расположена на 34 листах. При написании курсовой работы использовано 12 литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государства.

1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства.

Правильное понимание любого социального  явления невозможно  
без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства.

Государство существовало не извечно, а появились на определенной ступени  развития человечества. Рассмотрим подробнее  как оно зарождалось.

Ранние формы объединения предков  современного человека  
- архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты  
от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской культуры. Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни. Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия. В это время возникают более устойчивые формы общего труда  
и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община,  
т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. Прежние "дородовые" объединения не были устойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека.

Важнейшее значение имел род как  устойчивая форма общежития  
и для развития первобытного производства. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил.

Возникший кровнородственный принцип  объединения первобытной общины был в те времена единственно  возможной, естественной формой связи  людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком  родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины  в роде. Поэтому в первобытной  общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков  современных народов строился  
на основе матриархата.

Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой  общины порождали и соответственные  им формы организации общественной власти и управления делами общины.

В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены  рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, совет  старейшин, военных вождей, предводителей  охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Власть старейшин  и вождей базировалась исключительно  на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры  между членами общины разрешались  теми, кого они касались. Принуждение  было сравнительно редким явлением. Оно  состояло обычно в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой было изгнание из общины. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так  и глубоко укоренившимся обычаем  кровной мести за смерть сородича.

Все эти функции общественной власти не требовали существования особого  аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода.  
Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию.

На поздних стадиях существования  родового строя начался процесс  отпочкования новых родовых общин  от первоначальных, происходило деление  крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий)  
и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытнообщинного строя. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.

Развитие общественного производства не могло остановиться  
на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап, связанный  
с ухудшением климатических условий на планете, всеобщим оледенением, характеризуется переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству  
и плужному (пахотному) земледелию. Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее при натуральном хозяйстве были недоступны.

Одним из важнейших общественных условий  перехода от родового строя с его  общественной властью к государству  становится возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В  связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота, иного имущества и рабов, поэтому важное место занимали и воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов.

Военный быт способствовал объединению  родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации  одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен.  
Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде,  
у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить  
о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, способствовали формированию классов или иной стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое  духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и  градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств (полисов). При этом основное земледельческое  население попадало в зависимость  от городских центров, в которых  сосредоточивались не только ремесло  и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому  наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества.

Существенное влияние на процесс  возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении  отдельных родов и племен в  единые народы.  
В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (своего идола). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте.

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует также отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи  
и сельские общины, переход к территориальной организации населения,  
а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определение государства: единство и различие в подходах

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ  и политический деятель Цицерон  спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У  Цицерона было немало последователей в разное время и в различных  странах. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н.М. Коркунов. Он утверждал, что «государство  
есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один  
из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства  как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов;  
2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

Информация о работе Природа государства через определение его понятия, сущности и выделения основных признаков