Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:16, курсовая работа
понятие государства и его функции
Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие государства.............................................. ……………………....5
1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государсва
1.2 Определение государства: единство и различие
в подходах...........................................………..…….………………………10
2 Сущность государства ……………………...............................................15
2.1 Учения о сущности и назначении современного государства............15
2.2 Подходы в изучении сущности государства.........................................20
3 Признаки государства …………………...................................................22
3.1 Основные признаки государства ...........................................................22
3.2 Сопутствующие признаки государства ................................................30
Заключение......................................... ………………………………...…....33
Список использованных источников...........................................................34
Да, классовый характер, классовая
направленность деятельности государства
- его сущностная сторона, его основное
начало. Но деятельность государства,
обусловленная классовыми противоречиями,
является доминирующей лишь в недемократических,
диктаторских государствах,
где существует жесткая эксплуатация
одной части общества другой.
Но и в тех случаях, когда возникают острые
классовые конфликты, государство удерживает
классы от взаимного уничтожения в бесплодной
борьбе, а общество от разрушения, сохраняя,
тем самым, его целостность.
И в этих условиях оно выполняет определенные
функции в интересах всего общества.
В развитых демократических странах
государство постепенно становится
эффективным механизмом преодоления
общественных противоречий путем не
насилия и подавления, а достижения
общественного компромисса.
Само существование государства в наше
время связано не столько с классами и
классовой борьбой, сколько с общесоциальными
потребностями
и интересами, что предполагает разумное
сотрудничество различных,
в том числе противоречивых сил. Данное
утверждение не означает,
что современное государство полностью
утратило классовость,
нет, она просто отошла на второй план,
перестала доминировать, а на первое место
вышла общесоциальная сторона. Такое государство
сосредоточивает свою деятельность на
обеспечении социального компромисса,
на управлении делами общества.
Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения.
Таким образом, вопрос о сущности государства - это во многом вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Вместе с тем современное
государство, как важный институт, находясь
в постоянном развитии, вынуждено в той
степени осуществлять общесоциальную
политику в интересах различных слоёв
и групп населения.
2.2 Подходы в изучении сущности государства.
Любому государству как
социальному институту присуща
двойственная природа. С одной стороны,
государство реализует и
Определение природы и
сущности государства представляет
собой весьма трудную задачу политической
науки из-за многогранности и сложности
данного социального
При рассмотрении сущности государства
важно учитывать, во-первых,
что любое государство есть организация
политической власти (формальная сторона);
и во-вторых, чьим интересам служит данная
организация (содержательная сторона).В
изучении сущности государства можно
выделить несколько подходов:
1) Классовый. в рамках которого
государство определяется как организация
политической власти экономически господствующего
класса.
В таком понимании функции государства
ограничиваются весьма узкими целями:
главным образом как средство для обеспечения
господствующего класса. Первоочередное
удовлетворение интересов каких-либо
классов
не может не вызывать сопротивления у
других слоев населения. Отсюда проблема
в постоянном "снятии" напряженности
в обществе с помощью насилия, диктатуры.
Общечеловеческие интересы, как правило,
отходят
на второй план. Государственная власть
для правящей элиты является мощным средством
реализации и защиты своих собственных
интересов, подчас через подавление всех
остальных слоев населения. Последнее
может осуществляться в форме прямого
насилия или пропагандистского навязывания
своей воли большинству населения через
средства массовой информации (СМИ). Недаром
сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой
властью.
В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.
2) Общесоциальный. в рамках
которого государство определяется
как организация политической власти,
создающая условия для компромисса интересов
различных классов и социальных групп.
При таком подходе роль государства уже
используется в более широких целях как
средство
для обеспечения главным образом общественных
интересов, концентрирующих интересы
различных классов и слоев, большинства
населения страны,
при преимущественном применении такого
метода, как компромисс.
Наряду с этими основными
можно выделить и религиозный,
и национальный, и расовый, и иные подходы
в понимании сущности государства, в рамках
которых, соответственно, религиозные,
национальные, расовые интересы будут
доминировать в политике конкретного
государства. Указанные подходы не исключают
друг друга и в своей совокупности помогают
раскрыть сущность и специфику того или
иного государства
как политического института.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
Сущность государства
— это главное в государстве
как социальном явлении: то кому принадлежит
государственная власть в обществе
и, следовательно, чьи волю и интересы
эта власть выражает.
3. Признаки государства 3.1 Основные признаки государства 1. Территориальная организация населения
и осуществление публичной власти в территориальных
пределах. В догосударственном обществе
принадлежность индивида к тому или иному
роду обусловливалась кровным или предполагаемым
родством. Причем род часто не имел строго
определенной территории, перемещался
с одного места на другое. Конституция закрепляет определенное
соотношение сил в обществе, В этой связи нельзя не отметить, что
организация власти представляет собой
традиционную проблему конституционного
права. В научной литературе обращается
внимание на труды русских дореволюционных
правоведов Л.И. Петражицкого, Н.М. Коркунова,
Л.И. Сорокина, Вместе с тем в юридической
науке одни ученые раскрывали суть
власти как через категорию “ Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью политики народонаселения выступает воздействие на развитие народонаселения, которое является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения. Политика народонаселения - специальная целенаправленная деятельность, направленная на регулирование развития населения - главной производительной силы общества, субъекта вбей системы общественных отношений. Основные направления: а) влияние на условия труда - определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров; б) улучшение жизненных условий всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени; в) меры направленного воздействия на процесс естественного движения населения, включая миграцию, то есть осуществления собственно демографической политики. Демографическая политика как составная
часть политики народонаселения
имеет целью воздействие на воспроизводство
населения. Она направлена на достижение
и поддержание желательного типа
этого воспроизводства и Таким образом, цель политики народонаселения
шире цели демографической политики.
Нетрудно видеть, однако, что реализация
цели политики народонаселения опосредованно
воздействует на воспроизводство населения.
Демографическая политика берет
на себя непосредственное, прямое влияние
на воспроизводство населения. В
условиях демографического кризиса, когда
нарушен нормальный режим замещения
поколений 2. Публичная власть - так в научной литературе
называют государственную власть, а точнее,
аппарат власти и управления вместе В условиях первобытного строя власть
имела общественный характер. Она
целиком и полностью совпадала
непосредственно с населением. Общественная власть, возникшая
и укрепившаяся в условиях первобытного
общества, основанного на материальном
и социальном равенстве всех его
членов, не могла успешно функционировать
на более поздних этапах, в условиях
общества, расколотого по материальному Власть существовала и в догосударственном
обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила
от всего рода Принципиальная особенность Олицетворенная в Само определение публичной власти как конституционной категории предполагает выяснение подходов к пониманию ее не только как научно-теоретической категории, но и как категории действующего права. Рассмотрение исследуемого понятия и в одном, и в другом качествах предопределяет изучение теоретических аспектов и вопросов законодательной регламентации институтов публичной власти. Публичная власть как власть народа (понимаемая так же как “элемент государства”, “важнейший признак государства”) в первую очередь регулируется конституционными нормами, хотя сам термин “публичная власть” в российской Конституции напрямую не закреплен. Конституционное регулирование организации и осуществления публичной власти было призвано сформировать систему власти и обозначить пределы ее осуществления на различных территориальных уровнях. Некоторые авторы рассматривают само государство как правовую форму общей (публичной) власти, устанавливающей и защищающей определенный, законодательно закрепленный правопорядок. Народный характер власти подчеркивается
в большинстве конституций 3.Государственный суверенитет. Понятие
"государственный суверенитет" появилось
в конце средних веков, когда потребовалось
отделить государственную власть от церковной
и придать ей исключительное, монопольное
значение. Суверенитет (от английского sovereignty Верховенство государственной
власти выражается в том, что Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”. Верховенство государственной
власти делает ее единственной политической
властью, исключая, тем самым, возможность
существования наряду с суверенной
государственной властью какой- Единство государственной Единство системы Важным свойством суверенной государственной
власти является Независимость и верховенство государственной
власти выражаются:
3.2 Сопутствующие признаки государства Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций: -система налогов, сборов, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью); -государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены; -государство имеет устойчивую юридическую
связь с населением - государство имеет специальный аппарат
власти - механизм, в котором концентрируется
принудительная сила государства. Причём
государство применяет в первую очередь
“легализованное принуждение” (в том
числе - целостная иерархическая - первичными структурными - для обеспечения - государство обладает монополией правотворческой
деятельности - правом издавать властные
общеобязательные веления (юридические
нормы). Только оно может издавать такие
предписания, которые обязательны - государство имеет особые средства
для осуществления политического принуждения,
какими никакая другая политическая организация Государственное принуждение бывает
правовым и неправовым. Последнее
может обернуться произволом государственных
органов, ставящих личность в никем
и ничем не защищенное положение.
Такое принуждение имеет место
в государствах с антидемократическим,
реакционным режимом - тираническим,
деспотическим, тоталитарным. Правовым
признается государственное принуждение,
вид и мера которого строго определены
правовыми нормами и которое применяется
в процессуальных формах (четких процедурах).
Законность, обоснованность и справедливость
государственного правового принуждения
поддается контролю, оно может быть обжаловано Определение общих признаков государства
имеет не только научное, Отмеченные выше признаки отмечают
государство от других организаций
и объединений, однако еще не раскрывают
его связь
|
Заключение
С точки зрения современных
представлений, государство должно
выступать как властная система,
организующая общество в интересах
человека. И, как и всякая система,
государство должно быть целостным:
как во властно-организационном плане,
так и в территориальном.
Традиционно государство
рассматривается как общность людей, в
основе которой лежат территория, народ
и государственная власть.
В узком смысле термин "государство"
служит для обозначения аппарата управления,
выделившегося из общества и стоящего
над ним. Данное определение подчеркивает
структурный характер организации государства,
то есть наличие системы государственных
органов, посредством которых осуществляется
управление обществом.
Вместе с тем такое
определение является односторонним
и неполным,
так как характеризует государство исключительно
в виде механизма, осуществляющего публичную
власть. В широком смысле государство
можно рассматривать как ассоциацию, члены
которой объединяются в единое политическое
сообщество публично властными структурами
и отношениями публично властного характера.
Данное определение
и соответствующих отношений.
Таким образом, государство
в узком смысле — это политический аппарат
управления обществом, в широком смысле
государство — качественно определенная
модель политической организации общества,
структурными элементами которой являются
законы, публичная власть, население, территория,
армия и правоохранительные органы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества. - М, 2008. - 246 с.
Алексеев, С.С. Проблемы теории государства и права. - М, 2007. - 490 с.
Бошно, С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 400 с.
Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. - 528с.
Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.
Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512 с.
Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.
Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской
Федерации. М., 1996.
Воротилин, Е.А. Идеи правового государства в истории политической
мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997.
Гегель, Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
Четвернин В.А. Демократическое
Электронные ресурсы
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.