Проблемы, связанные с применением сроков в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы обуславливается тем, что своевременное осуществление и защита нарушенных прав способствует достижению той цели, которую субъекты преследовали, вступая в те или иные гражданские правоотношения. Соблюдение сроков способствует устойчивости правопорядка, стабильности фактически сложившихся между субъектами правоотношений. Необходимость соблюдения сроков обуславливается тем, что те или иные обстоятельства по истечении длительного времени, не всегда могут быть установлены с необходимой достоверностью, что многие доказательства (письменные доказательства) со временем утрачиваются

Содержание

Введение
Глава 1. Юридическая природа сроков в гражданском праве
§ 1.1. Понятие и значение сроков в гражданском праве
§ 1.2. Правила исчисления сроков в гражданском праве
§1.3. Классификация сроков в гражданском праве
Глава 2. Проблемы, связанные с применением сроков в гражданском праве
§ 2.1. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
§ 2.2.Исковая давность и ее значение
§ 2.3. Требования, на которые исковая давность не распространяется
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

диплом. Сроки в гражданском праве. 2012г..doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

Длительность претензионных  сроков (от 1 месяца до 2 лет (по спорам о  строениях и иной недвижимости), порядок их исчисления, соотношения со сроками исковой давности изложены в ГК РФ, законах (в частности, в законе о связи), транспортных уставах, кодексах.

По Воздушному кодексу  РФ от 19 марта 1997 г.35 претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6 месяцев. И этот срок исчисляется со дня, следующего за днем выдачи груза; в отношении почты — с даты составления коммерческого акта; в случае утраты груза — через 10 дней по истечении срока доставки. По Закону «О почтовой связи» претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств, предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. При этом письменные ответы на претензии должны быть даны: в течение 5 дней (по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств в пределах одного населенного пункта), 2 месяцев — по другим почтовым отправлениям и почтовым переводам.

Так Определением Октябрьского районного суда г. Иваново иск Р. к п/о № 14 ФГУП "Почта России" о признании почтовой корреспонденции утраченной оставлен без рассмотрения.

Судебная коллегия по гражданским делам определение отменила, указав следующее.

Как видно из материалов гражданского дела, Р. обратилась в суд с иском к почтовому отделению № 14 г. Иваново о признании почтовой корреспонденции утраченной, указывая, что областным судом ей было направлено уведомление об отложении в кассационной инстанции слушания дела с 24.09.2010г., однако по вине ответчика это письмо не было доставлено.

В соответствии со ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление  без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным  законом для данной категории  дел или предусмотренный договором сторон досудебной порядок урегулирования спора.

По смыслу ст. 222 ГПК  РФ досудебный порядок урегулирования спора имеется в виду обязательный. Согласно ст. 37 ФЗ от 17.07.99 № 176-ФЗ "О  почтовой связи"36 при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Таким образом, предъявление претензии является правом, а не обязанностью пользователя услуг почтовой связи.

Кроме того, ст. 37 ФЗ "О  почтовой связи" предусмотрен срок предъявления претензии - в течение  шести месяцев со дня почтового отправления - данный срок является пресекательным.

Из искового заявления  Р. видно, что письмо ей было отправлено в сентябре - октябре 2009г., т.е. срок на предъявление ею претензии истек.

В то же время истечение  срока на предъявление претензии  не является основанием к отказу в  судебной защите, что разъяснено и  в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7.При таких обстоятельствах определение нельзя признать правильным. Определение отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение37.

Принципиально изменен  порядок исчисления претензионных  сроков кодексами торгового мореплавания РФ и внутреннего водного транспорта РФ. Претензии к перевозчикам или буксировщикам теперь могут быть предъявлены в течение срока исковой давности (ст. 406 Кодекса торгового мореплавания, ст. 161 — Кодекса внутреннего водного транспорта), т.е. сроки претензии как бы поглощаются сроками исковой давности.

При несоблюдении требований закона о предъявлении претензии (до рассмотрения дела в суде) требования лица не рассматриваются, т.е. согласно п. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. Возвращая исковое заявление по причине несоблюдения претензионного порядка урегулирования споров, судам следует анализировать сроки претензий в том или ином случае, порядок их исчисления с учетом сроков годности, службы, а также причины не предъявления или пропуска сроков.

Решением суда Ю. отказано в иске к магазину «Центробувь» о замене полусапожек на доброкачественные той же марки или аналогичные на том основании, что истица пропустила срок на предъявление претензии.

Президиум областного суда удовлетворил протест, внесенный в  порядке судебного надзора, отменил  решение и дело направил на новое  рассмотрение в тот же суд по следующим  основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить претензии по поводу недостатков товара, являющегося недвижимым, в течение 2 лет, а по всем остальным товарам — в течение 6 месяцев.

Ю. купила полусапожки 1 июня 2009 г., а для проведения экспертизы по поводу качества обратилась 20 февраля 2010 г. Поскольку полусапожки относятся к сезонному товару, то срок годности исчисляется со дня наступления соответствующего сезона. В соответствии с распоряжением города «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в городе» для товаров весенне-осеннего ассортимента срок определен с 1 сентября по 15 ноября и с начала этого периода определяется срок исковой давности.

Суд указал, что магазин «Центробувь» проинформировал истицу о наличии гарантийного срока и при этом сослался на товарный чек, выданный истице при покупке полусапожек. В нем указано, что начало течения гарантийного срока на обувь — день продажи. Это противоречит абз. 2 п. 2 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которому для сезонных товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Судом при разрешении спора не принято во внимание, что ответчик неправильно информировал истицу о начале течения срока на предъявление претензии по поводу качества купленных ею полусапожек.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О  защите прав потребителей" магазин  обязан проинформировать покупателя, в том числе и о гарантийном  сроке службы продаваемого товара, а также сообщить ему о необходимых действиях по истечении указанных сроков (претензии), если товары по истечении этих сроков становятся непригодными для использования по назначению. За предоставление недостоверной или неполной информации о товаре продавец несет ответственность на основании ст. 12 упомянутого Закона, в том числе и в виде возмещения убытков38.

В случаях, когда предъявление претензии  не является обязательным, но заинтересованная сторона по своей инициативе предприняла  действия по претензии, то соответствующие  документы об отказе в удовлетворении требований, отсутствии данных о рассмотрении служат обычными доказательствами, подтверждающими обоснованность требований к должнику-ответчику. По тем гражданско-правовым спорам, По которым закон не предписывает предъявления претензий и последние не заявлены, суд непосредственно принимает исковые заявления и рассматривает их по существу при наличии других необходимых документов.

Гарантийные сроки устанавливаются  законами, иными правовыми актами, а также договорами. Они (сроки) предусматривают соответствие количественных, качественных, иных показателей товаров, изделий, машин, оборудования, объектов строительства, как правило, ГОСТам, техническим условиям и предполагают в течение установленного времени возможность использования приобретенного, построенного с целевым назначением и нормальным функционированием, т.е. в пределах разумного срока перечисленные объекты должны быть пригодными в целях, для которых они приобретаются или заказываются. Вместе с тем  предлагается в п. 1 ст. 471 и п. 1 ст. 722 ГК РФ включить легальное определение гарантийного срока как установленного законом или договором периода времени для обнаружения скрытых недостатков товара (результата работы), которое является основанием для предъявления к продавцу (подрядчику) предусмотренных законом и договором требований, связанных с ненадлежащим качеством товара (результата работы). Соответственно, название ст.471 ГК РФ необходимо изложить в следующей редакции: "Понятие и исчисление гарантийного срока".

Эти сроки возлагают на изготовителя, продавца, поставщика, подрядчика и т.п. обязанность по безвозмездному устранению недостатков либо замены... Так, в частности, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара (ст. 503 ГК РФ). Так называемые основные гарантийные сроки устанавливаются, как правило, изготовителем (исполнителем). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность установления дополнительных гарантийных сроков. Например, на основании п. 7 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе устанавливать на товар дополнительные гарантийные сроки сверх основного гарантийного срока.

Установленные ГОСТами, техническими условиями, иногда и образцами, гарантийные сроки начинают течь с момента передачи товара. Если лицо лишено возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств (продавцом).

Изучение показывает, что сложности  у судов вызывают вопросы, связанные  с гарантийным сроком на товар.

При рассмотрении дел ответчики  часто ссылаются на заключенные  ими с поставщиком договоры, согласно которых гарантийный срок на товар  устанавливается непродолжительный - 1 мес., 2 мес., 3 мес.

Согласно ст.ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Поскольку в соответствии со ст.468, 470 ГК РФ гарантия качества товара - одно из условий договора купли-продажи, гарантийный срок должен быть доведен до покупателя в надлежащей форме.

Право покупателя на предоставление необходимой информации о товаре закреплено и в ст.495 ГК РФ, ст.10 и  ч.4 ст.19 Закона «О защите прав потребителей».

Поэтому следует иметь ввиду, что  в случаях, когда такой срок не был доведен до покупателя в надлежащей форме (гарантийный талон, товарный чек с указанием гарантийного срока и т.д.), суд при разрешении спора не должен учитывать такой  срок, т.е. считать, что гарантийный срок не установлен, и исходить из положения ч.1 ст.19 Закона «О защите прав потребителей».

В соответствии с этой нормой в отношении товаров, на которые  гарантийные сроки или сроки  годности не установлены, потребитель  вправе предъявить указанные в законе требования, если недостатки товаров  обнаружены, в течение шести месяцев  со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение двух лет.

Кроме того, в силу ч.5 ст.477 ГК РФ в случаях, когда предусмотренный  договором срок составляет менее  двух лет и недостатки товара были обнаружены покупателем по истечении  гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Латышева Т.Н. обратилась в суд с иском к магазину «Центробувь» о расторжении договора купли-продажи сапог, у которых через 4 мес. треснула кожа.

По заключению эксперта сапоги имели скрытые дефекты  производственного характера.

При таких обстоятельствах Мировой судья судебного участка № 1 Октябрьского района г. Иваново суд обоснованно удовлетворил требования Латышевой Т.И., сославшись на ч.5 ст.477 ГК РФ39.

Законодательство особо  выделяет сроки предъявления претензий  по поводу недостатков работы (услуги). В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. требования по поводу недостатков работ (услуг) могут быть предъявлены при принятии вьполненной работы (оказанной услуги) и в течение гарантийного срока, а если он не установлен — в течение 6 месяцев со дня принятия работ (в отношении строений и иного недвижимого имущества — в течение 2-х лет).

Следует иметь в виду, что при рассмотрении споров, связанных  с ремонтом изделий в течение  гарантийных сроков, нельзя руководствоваться  ст. 29, 30 и др. главы 3 — упомянутого Закона "О защите прав потребителей" ("Права потребителей при заключении договоров на оказание услуг"). Как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г.40 при разрешении спорое, связанных с ремонтом в течение гарантийного срока купленных товаров длительного пользования, необходимо руководствоваться главой 2 ("Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям"), а не главой 3, поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара с недостатками. Договор на выполнение работ или оказание услуг по гарантийному ремонту в указанных случаях с потребителем не заключается.

От сроков по гарантийному ремонту следует отличать сроки  по спорам, возникшим по истечении  установленного изготовителем гарантийного срока на товары длительного пользования. Такие сроки связаны с договором на абонементное обслуживание или подряда, заключенного потребителем с мастерскими по ремонту и обслуживанию телевизоров, бытовой техники и т.п., производящими в процессе ремонта замену различных деталей и узлов, на которые установлены гарантийные сроки (например, кинескопов, моторов). В случае выхода из строя таких деталей и узлов при возникновении спора, связанного с ремонтом в течение гарантийного срока, необходимо руководствоваться главой 3 названного Закона РФ, регулирующей вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг, поскольку потребителем в данном случае не заключался договор купли-продажи отдельного узла или детали изделия, находящихся в ремонте.

Информация о работе Проблемы, связанные с применением сроков в гражданском праве