Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе и изучении процессуальных особенностей рассмотрения дел о защите прав потребителейк и выявления проблем и недостатков в правовом регулировании данного института.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить следующие задачи:
изучение специфики защиты прав потребителей в Российской Феде-рации:
– охарактеризовать законодательство о защите прав потребителей, рас-крыв особенности понятия, структуры и субъективного состава законодательства о защите прав потребителей;
– раскрыть порядок подачи исковых требований в суд;
- исследовать процессуальные особенности порядка рассмотрения в суде гражданских дел о защите прав потребителей.
формирование выводов позволяющих наиболее полно раскрыть особенностей данной темы исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие и субъективный состав охраны прав потребителей 7
1.2. Подведомственность и подсудность дел о судебной защите прав потребителей 15
1.3. Иск о защите прав потребителей и порядок его подачи 18
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 23
2.1. Принятие иска к производству и подготовка дел к судебному разбирательству 23
2.2. Рассмотрение в суде гражданских дел о защите прав потребителей по существу 26
2.3. Принятие судом решения и процессуальные особенности его исполнения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЯ 37
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами.
Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем считается как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и тот, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.17
Разъясняя эти понятия, Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать, либо заказывающего, приобретающего товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК, потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.
Включение в понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.
Таким образом, Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения этих нужд. Под личными бытовыми нуждами, очевидно, следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел или заказал товар или услугу, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных (в том числе договорных) основаниях с согласия непосредственного ее приобретателя, прежде всего члены семьи. Ст. 492 ГК определяет назначение товара как личное, семейное, домашнее или иное использование, не связанное с предпринимательской деятельностью.
Обратимся теперь к содержанию понятий: изготовитель, исполнитель, продавец.
Изготовителями, продавцами, исполнителями выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.
В соответствии со ст. 129, 455 ГК, а также Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.18
Изготовитель, согласно Закону, должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Федерального закона РФ «О защите прав потребителей».
Исполнителем, согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами Федерального закона РФ «О защите прав потребителей».
Продавец – организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для личных (бытовых) нужд потребителям по договору купли-продажи, независимо от вида последнего.
Потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей является только такой гражданин, который приобретает и использует товары исключительно для целей личного потребления, а не для перепродажи или использования с целью извлечения прибыли. Однако это вовсе не означает, что такой гражданин не может использовать их в качестве орудий производительного труда (сенокосилка или трактор, слесарный станок или грузовой автомобиль). Для применения законодательства о защите прав потребителей важно лишь, чтобы плоды и доходы, полученные гражданином в результате его производительного труда, не могли рассматриваться как прибыль, т.е. один из существенных признаков предпринимательской деятельности.
Гражданин рассматривается в качестве потребителя, если он не только приобретает, использует товары, заказывает работы (услуги), но и имеет намерение приобрести или заказать их. Это означает, что некоторые нормы закона должны применяться и до того, как между сторонами возникнут договорные отношения. Другими словами, ряд норм закона распространяется и на преддоговорные отношения. Это в особенности касается ст. 8-12 Закона о защите прав потребителей, регулирующих предоставление потребителям информации.
Потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей признается и гражданин, который купил товар или билет на поезд, и гражданин, который пользуется этим товаром (члены семьи гражданина, купившего товар, гражданин, которому он подарен, и т.п.).19 Обязательства между изготовителями, продавцами, исполнителями и потребителями, возникающие по поводу приобретения или использования товаров для личных (бытовых) нужд, не являются обязательствами строго личного характера (за исключением обязательств, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью потребителя товарами, работами или услугами ненадлежащего качества), поэтому, в частности, не прекращаются смертью гражданина-потребителя (ст. 418 ГК РФ). Изготовителем может признаваться только такая организация или гражданин-предприниматель, которые производят товары для реализации потребителям. Следовательно, рассматриваемое законодательство не может применяться, если эти лица докажут, что выпускают продукцию, не предназначенную для потребителя, либо не передавали потребительские товары для реализации.
И так анализ законодательства о защите прав потребителей позволил сделать следующие выводы. Так как защищаются интересы одной из сторон договора (например, договора розничной купли-продажи), то соответственно правоотношения в сфере защиты прав потребителя регулируются нормами гражданского законодательства, поэтому основным нормативно-правовым является ГК РФ. Также основным и самым важным нормативно-правовым актом является Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей». Этими двумя нормативными актами законодательство о защите прав потребителей не ограничивается, так действует различные федеральные законы и постановления Правительства РФ.
И так, отметим, что характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у изготовителя (продавца). Это объясняется необходимостью обеспечения интересов потребителя как более слабой стороны в договорных отношениях.
Закрепление нормы в Законе РФ «О защите прав потребителей» о судебной защите прав потребителей основано прежде всего на конституционном положении о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что защита прав потребителей осуществляется судом. Под судом здесь следует понимать, во-первых, любой суд из системы общей юрисдикции, во-вторых, институт мировых судей.
Глава 3 ГПК РФ определяет родовую подсудность между судами. В соответствии со п. 1 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Согласно п. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.
Однако в соответствии со ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»20 в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Такие суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:
приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить соответствующим положениям гл. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Оно может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.21
Третейское соглашение заключается в письменной форме. Оно считается таковым, если содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. При несоблюдении данных правил третейское соглашение является незаключенным.
В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то такое место определяется третейским судом для разрешения конкретного спора с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда. Если в его правилах нет указания на место третейского разбирательства либо порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику.
В исковом заявлении должны быть указаны:
дата искового заявления;
наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства;
фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
обоснование компетенции третейского суда;
требования истца;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
цена иска;
перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления. Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства. Если его правилами срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до первого заседания третейского суда. В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.
Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентный суд, рассмотрения им заявления об отмене решения третейского суда и принятия решения (определения) об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления определяется арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.22
Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей