Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 23:14, курсовая работа
Актуальность темы. Современные представления о социально-правовой защите семьи проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также и как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает учет процессов удовлетворения базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава IТеоретическиеосновы. Защита прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.1Анализ нормативно-правовых документов о защите прав семьи за рубежом и в России…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ научно-методической литературы о защите прав семьи………...….12
1.3Содержание, формы, методы работы с семьей по защите их прав……….....16
Глава IIРабота по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении
2.1 Цели и задачи практической работы .……………...…………………………24
2.2 Программа по социальной защите прав семьи…………………………….…36
Заключение…………………….…………………………….……………………...41
Библиографический список………………..……………..………………………..45
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения. В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат. Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Таким образом, Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа ссемье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новое направление работы социального педагога с проблемами в обществе. Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично.
ГлаваIIИзучение опыта по защите прав семьи муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 г. Еманжелинска
2.1 Цели и задачи практической работы
Цель практической работы: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав семьи, содержание и формы социально-педагогической работы с семьями.
Задачи:
- охарактеризовать международные документы по защите прав семьи;
- проанализировать российское регулирование в области защиты прав семьи;
- описать международные органы в сфере защиты прав семьи
Для исследования данной темы, мною использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы,, в которых содержаться основные положения: законы, акты нормативно – правового характера.
Практическая работа выполнялась на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада № 30 г. Еманжелинска.
Структура МКДОУ д/с №30
Социальный паспорт
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Челябинской области г. Еманжелинска
Общие сведения об образовательном учреждении
1. Тип: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общего вида № 30
2. Вид: Общеобразовательный
3. Юридический адрес: 456580, г. Еманжелинск, Челябинская область, ул. Гагарина 8 а.
4. Контактные телефоны 8(351-38) 2-18-42
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 построен в 1982 году.
Администрация:
1. Заведующий МКДОУ д/с №30 Петрова Марина Александровна
2. Старший воспитатель - Развозжаева Татьяна Леонидовна
Специфика ДОУ (программа, контингент детей, тип ДОУ) –
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьёва и др., научный руководитель Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2003. - 78с.
Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. /Т. М. Бабунова и др. - Челябинск: Взгляд, 2005. - 239 с.
Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. /Т. А. Тарасова, Л.С. Власова. - М.: Школьная пресса, 2009.
Всего количество воспитанников – 140 детей
Проживающие в семье - 131 детей
Под опекой – 9
Из детского дома – нет
Из многодетных семей – 17детей
Из «неполных семей» - 28 детей
Наличие в ДОУ условий для образовательной деятельности, творческого развития – создана предметно развивающая среда, проводятся занятия по подгруппам, работают кружки, спортзал; социальной адаптации детей – действуют договора сотрудничества библиотекой, Домом культуры; наличие органов самоуправления родителей – функционирует Совет ДОУ, родительский комитет.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ: работа по защите прав ребенка, работа по социальному развитию личности ребенка, профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации, работа по активизации воспитательного потенциала семьи, работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям, работа с родителями социально опасных семей, работа с социально незащищенными семьями, работа с ближайшим окружением. работа с социальными институтами.
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних (КДН); отдел по делам несовершеннолетних (ОДН); отдел опеки и попечительства Муниципалитета; детская поликлиника; детская библиотека; школа; дома детского творчества; психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
— Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».
— Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
— Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
— Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
— Работа с социально опасными семьями.
— Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием.
— Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
— Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.
— Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
— Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему потребуется информационная помощь администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).
Социальный паспорт включает следующие разделы: характеристика семей по количеству детей в семье; характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями); характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком); характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень); выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей; выделение в особую группу детей с особенностями в развитии; выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом); выделение группы детей из семей безработных;выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов; выделение группы детей из семей военнослужащих; выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения; выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Социальный паспорт семьи
Ф.И.О. ребенка:______________________
Дата рождения: ______________________________
Ф.И.О. родителей (опекунов)____________________
Мама: ______________________________
Папа: ______________________________
Дата рождения:
мама ______________________________
папа ______________________________
Статус семьи_________________________
Количество детей в семье_________________________
Место работы родителей_____________________
Мама ______________________________
Папа__________________________
Образование родителей:
Мама ______________________________
Папа ______________________________
Домашний адрес_________________________
Жилищное условие (дом, квартира):
______________________________
Ф.И.О. бабушки, дедушки при совместном
проживании____________________
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.
В этом представлении вы найдете перечень утверждений, характеризующие различные стороны жизни ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками.
Анкета "Взаимоотношения в семье"
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?решаете сообща жизненные проблемы;занимаетесь семейно-бытовым трудом;работаете на приусадебном участке;вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;обсуждаете вопросы учебы детей;делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах; каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? 1) дачасто;иногда;редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Нарушались ли ваши (ребенка) гражданские права в условиях ДОУ (как?);
9. Обращались ли за помощью.
Анкета для родителей «Знаешь ли ты свои права?»
Предлагаемая анкета состоит из вопросов, большинство которых носит открытый характер. Просим серьезно и честно отнестись к заполнению анкет, т.к. ответы помогут составить правдивую картин по вопросу знания прав и реализации прав и свобод человека.
Иными словами, социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.
Социально-правовая защита семьи комплекс мер социального и правового характера, обеспечивающих защиту прав семьи и каждого его члена в отдельности, направленных на полноценное функционирование данного социального института, включающих в себя меры реабилитационного, профилактического и правового характера. Данное обстоятельство с необходимостью придает социально-правовой защите семьи характер системногообразоания. Но прежде чем о последнем будет сказано, ответим на вопросы, от чего нужно защищать семью и кто ее будет защищать? Ведь семья выступает в роли объекта социально-правовой защиты. Субъектом данной защиты будет выступать тот, кто будет защищать интересы, права и свободы семьи. В данном случае, главным субъектом социально-правовой защиты выступает государство, которое призвано выражать общественные интересы. Свою непосредственную функцию государство выполняет с помощью разработки и принятия норм социально-правовой защиты, которая включает в себя: создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между семьей и государством; увеличение адресности оказания социальной поддержки нуждающимся семьям, семьям с одним родителем; регулирование системы медицинского и социального обслуживания семей; разработка мер по повышению уровня жизни населения, путем усовершенствования политики занятости и политики доходов российских семей и многое другое.
Информация о работе Работа по защите прав семьи в условиях дошкольного образовательного учреждении