Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:10, реферат
Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи исследования:
Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики 2.1. Этапы и пути формирования
Программа «Основные направления перехода к рынку» была разработана правительством и одобрена Верховным Советом СССР осенью 1990 г. В ней выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита государственного бюджета прежде всего за счет повышения цен (лишь частично компенсируемого населению), а также меры по переходу к рынку через постепенное разгосударствление собственности крупных предприятий и приватизацию мелких (особенно в сфере торговли и услуг). Программа предусматривала также индексацию доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы переподготовки рабочей силы и другие меры социальной защиты населения. «Трансформация советской экономики будет чрезвычайно сложным процессом и потребует для завершения многих лет. Ее сердцевину составляют три тесно связанных элемента: макроэкономическая стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней конкуренции и реформа собственности».[18]
В «Основных направлениях»
упор сделан на изменения отношений
собственности, на разгосударствление
и приватизацию как главном содержании
перехода к рынку. Это вполне соответствует
советской теоретической
Кроме того, если одновременно
с разгосударствлением и
Все три требования в «Основных направлениях» были нарушены.
Несовместимость устаревшей исходной базы и качественно новых задач неизбежное противоречие всякой глубокой реформы. И для каждой страны в конкретную эпоху приходится искать собственное, оригинальное решение. Особенно необходимы «нестандартные» решения для такой гигантской страны, как СССР. Советская правительственная программа «Основные направления» привела к разрушению старого административного хозяйственного механизма, не создавая при этом нового, рыночного. Предусмотренное программой и президентскими указами сохранение системы государственных заказов и сложившихся хозяйственных связей будет ограничивать рыночную самостоятельность предприятий, сдерживать управленческую инициативу и перестройку структуры экономики.
Жесткий контроль государства над договорными ценами не позволит формироваться свободным рыночным ценам сохранится многократный разрыв между внутренними и мировыми ценами.
В программе не предусмотрено:
В программе указываются основные меры:
Достаточно ли этих мер, чтобы заработал главный двигатель рынка - конкуренция? Видимо, нет. Мощные иностранные фирмы и обеспечат острую конкуренцию со стороны международных рынков.[18]
Они учитывают, что ускоренная
либерализация
Регулирование цен необходимо сохранить:
Для нормального функционирования рыночного механизма необходимы свободные цены, устанавливаемые в ходе конкуренции, на подавляющее большинство товаров и услуг. Предложение о «высвобождении цен» базируется на концепции включения хозяйства СССР в систему всемирной конкуренции и переходе на мировые цены за трехлетний срок.
Рост цен можно ограничить жесткой финансовой политикой.
По существу:
В то же время авторы считают, что доходы государства следует увеличить за счет:
Помимо изменения финансовой политики, необходимо структурно перестроить как систему финансов, так и кредита.
Должны быть пересмотрены база налога на прибыль и налог на сверхприбыль, а также личный подоходный налог.
Вместо налога с оборота
рекомендуется ввести фиксированную
ставку налога пропорционально цене
товара, а через 2-3 года - налога на добавленную
стоимость, т. е. на цену товара и услуги
за вычетом стоимости
Предлагается ограничить число внебюджетных социальных фондов для введения жесткого контроля над расходами.
Налогообложение внешней торговли должно быть пересмотрено, исходя из «необходимости ускоренной интеграции экономики в мировую систему торговли».
«Кредитно-денежная политика должна осуществляться административными методами» (при отсутствии развитых финансовых рынков).
Политика в области
доходов и социальной помощи самым
непосредственным образом затрагивает
жизненный уровень населения.[
Во-первых, при переходе к
рынку значительный рост денежных доходов
населения подтолкнет (через повышение
издержек и спроса) и без того
огромный скачок общего уровня цен
и превратит этот единовременный
(как они полагают) скачок в бесконечную
спираль инфляции. Поэтому в своих
рекомендациях эксперты предусматривают
жесткое ограничение роста
Во-вторых, в не меньшей степени их опасения вызывает и неизбежный в переходный период высокий уровень безработицы. Однако здесь они ограничиваются указанием на необходимость изыскать источники финансирования пособий по безработице. В социальном аспекте массовая безработица поставит страну перед неразрешимой проблемой. На Западе безработица давно уже сосуществует с экономическим ростом и высоким общим жизненным уровнем, к ней трудящиеся в той или иной мере социально и психологически приспособились. К тому же безработицу на Западе удается сдерживать в определенных границах. В СССР же условия могут сложиться прямо противоположные, и результат будет тогда разрушительный: массовые забастовки, политические протесты, обострение межнациональных конфликтов.
Что касается переходного периода к рынку, то главная слабость рекомендаций в том, что в них нет ни расчета возможного падения жизненного уровня населения (рабочих в особенности), ни обоснованных оценок размеров безработицы, ни масштабов сокращения национального дохода в целом. Между тем при значительном падении объемов производства доходы всех предприятий и государственного бюджета резко сократятся. Не известно, за счет каких средств можно будет тогда содержать армию безработных, выплачивать пенсии, пособия, стипендии.
Поэтому, перестраивая на рыночных основах нашу инертную, оторванную от результатов труда систему доходов, нельзя односторонне увлекаться рыночно - конкурентным принципом, забывая о необходимости сохранения минимума твердых социальных гарантий.
Вырабатывая будущую модель хозяйствования в России, нужно четко различать в ней три группы характеристик.[13]
1) требования, обусловленные
современным глобальным
2) свойства, которые будут обусловлены нашим социальным выбором;
3) наконец, черты,
Для нашей промышленности,
где производство каждого из большинства
видов продукции
Второе требование к цивилизованному
рынку - наличие экономически зрелого,
организованного и
Развертывание экономического кризиса в СССР весной 1991 г., обостренного забастовками и межнациональными конфликтами, заставило Кабинет Министров СССР разработать антикризисную программу. Фактически это означает, что пришлось признать несостоятельность «Основных направлений» и искать иные пути стабилизации экономики и перехода к рынку, а именно:[9]
В том, что можно в течение 1,5-2 лет превратить монополизированные рынки в конкурентные, сомневаться не приходится, есть опыт Запада. Помимо разукрупнения, этому будет способствовать: