Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:10, реферат
Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи исследования:
Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
Все это не просто цепь случайных ошибок, а определенная линия на решение приоритетной задачи укрепления складывавшегося политического режима и сохранения правых радикалов у власти. Ради этого предпринимались и другие экономические акции. Например, резкое увеличение бремени государственного долга посредством выпуска ГКО и других государственных заемных обязательств ради получения финансовых ресурсов для выборов 1995 и 1996 гг. А активизация мер по преодолению задолженностей государства по заработной плате, пенсиям и пособиям также обычно связана с предвыборными периодами ради привлечения электората на сторону «партии власти».
Сейчас видно, что приоритет политических задач и праворадикальных идеологических критериев перед экономическими задачами и критериями - одна из основных причин катастрофических для народного хозяйства и большинства населения итогов так называемого демократического правления в России с 1990 г. и рыночных экспериментов в стране с 1992 г.
Сегодня же предстоит включить
истинный вектор экономического реформирования
- повышение эффективности производства
и хозяйствования, рост благосостояния
населения. Всякий размен экономических
целей и критериев на политические выгоды
должен быть исключен. Более того, развитие
политических процессов следует в конечном
счете подчинить интересам экономики,
прежде всего задачам ее выведения из
кризиса. Этому способны послужить, в частности:
выстраивание единой властной вертикали
по всем уровням государственной иерархии;
преодоление националистистическо-
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг 3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии
Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса.
Первое направление — повышение уровня и качества жизни основной массы населения.
В ближайшее десятилетие эта задача является императивом антикризисной стратегии по целому ряду причин. С одной стороны, уход от сегодняшней ситуации, когда, по разным оценкам, 35-50% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, необходим для того, чтобы сохранить «человеческий капитал», демографический, образовательный и культурный потенциал общества и создать благоприятную социальную среду для мотиваций к труду и предпринимательской деятельности. С другой стороны, рост благосостояния необходим и как фактор экономического оживления: запустить российскую экономику невозможно, если не будет создан эффективный платежеспособный спрос на массовую потребительскую продукцию отечественных товаропроизводителей.
В конечном счете за десять лет требуется создать российский «средний класс» — массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Он должен охватить, по крайней мере, 40% населения. Одновременно следует резко, до 10-15%, сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. Как показывают расчеты, для реализации таких условий средний уровень потребления должен возрасти по сравнению с сегодняшним в 1,8 раза.
Второе направление — резкая активизация инвестиций для качественной модернизации производственно - технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для того, чтобы сохранить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,4 раза. При этом необходимо:
Третье направление — обеспечение военной безопасности страны. Уровень прогнозируемых в период с 2000 по 2010 год военных угроз, а также требования военно-технологической безопасности требуют увеличения расходов на национальную оборону по сравнению с бюджетом 1998 года в 2,2 раза, до 175-180 миллиардов рублей. Нормализация расходов на оборону подразумевает, в частности:
Четвертое направление (поддержание и развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала». Для того, чтобы сохранить систему отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура), поддержать ее развитие и обеспечить проведение необходимых реформ, требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги как минимум на 40%.
Пятое направление — сохранение и развитие инновационного потенциала.
Поддержка инновационного потенциала страны означает, прежде всего, стимулирование эффективного спроса на инновации. В обозримом будущем это может
быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и развертывания технической реконструкции производственного аппарата на базе новой отечественной техники, когда каждый рубль капиталовложений имеет высокое инновационное наполнение.
В то же время необходимо резкое повышение расходов на науку. За последнее десятилетие валовой продукт науки и научного обслуживания снизился с 3% ВВП (1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое.
Шестое направление —
обеспечение внешней
Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной достаточности, обслуживания государственного долга.
Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе «потолок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта, импортозамещения), не превысит 2—3% в год.
Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает потенциалом долго срочного динамичного роста, позволяя решать задачи повышения уровня жизни эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспечения безопасности страны.
Данные условия задают
одновременно и минимальные границы
повышения эффективности
Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного роста потребуют изменений основных макроструктурных пропорций.
1. Переориентация производства
на внутренний спрос и
2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего — увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами экономики, и обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе.
3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбережений в ВВП должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20-23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза капитала и других капитальных операций с внешним миром.
4. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне.
5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий, дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и 15-20% к 2010 году.
Формирование качественно новой модели российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития — они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.
Первое — формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).
Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей, профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с 1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации.
Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур.
Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач: