Рыночная модель в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:10, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи исследования:
Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 98.62 Кб (Скачать файл)

Третье — создание эффективной  вертикали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает:

  • экономический союз между государством и национальным капиталом, основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности, развитие партнерских отношений между государством и крупными корпорациями);
  • социальную ответственность крупного капитала, развитие социального партнерства;
  • реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост благосостояния населения;
  • безусловное сохранение федеративного формата и территориальной целостности государства;
  • укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью и местного самоуправления;
  • подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое — развитие эффективных  механизмов реализации государственной экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух формах:

1) принятия нормативных  актов, регламентирующих деятельность экономических агентов;

2) операций Центрального  банка, связанных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях:

  • превращения федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом;
  • развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;
  • качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое — осуществление  социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг.

Решение этих задач состоит  в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды.

Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения в инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо:

  • осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения;
  • осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее;
  • эффективно задействовать «антиинфляционные якоря» — например цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и другое.

Возможности расширения предложения  денег будут существенно зависеть от реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора.

Седьмое — сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции.

Во-первых, это необходимость  расширения инвестиционных ресурсов.

Объективно возникла альтернатива:

  • либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала;
  • либо будут созданы каналы для направления этих ресурсов в инвестиции.

Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней  недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля.

Восьмое — повышение сбалансированности государственных доходов и расходов.

Снижение возможностей внешних  и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение  данной проблемы предполагает комбинацию одновременно нескольких подходов.

1. Расширение налоговой  базы бюджета. В ближайшие годы  основными источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы, полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами физических лиц.

2. Бюджетное администрирование,  повышение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государственных средств.

3. Гибкое использование  заимствований на внутреннем  и внешнем рынках.

Девятое — урегулирование проблемы государственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными  условиями реструктуризации внешнего долга представляются следующие:

  • полные выплаты по российскому внешнему долгу, образованному с 1992 года;
  • полное списание или перенос за пределы десятилетия выплат по погашению основной части «советского» внешнего долга;
  • выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику.

Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с  повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора.

В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы ослабить ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере:

  • повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности;
  • обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня.

3.2. Ресурсы и  этапы формирования новой модели 

Ключевая особенность  перехода к новой модели экономики  состоит в том, что он требует  в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций.

В среднесрочной перспективе  существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций (см. прилож. № 4).

Первое — недостаток экономических  и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление гарантий).

Второе — социальные ограничения. Критически низкий уровень жизни  основной массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание социальной сферы, субсидии жилищнокоммунальному хозяйству и тому подобное.

Третье — недостаток свободных  финансовых ресурсов для инвестиций. Между тем имеющийся финансовый потенциал российской экономики позволяет удвоить ресурсы капиталовложений.

Самым крупным резервом является повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения доходов предприятий реального сектора, «замороженных» в неденежных формах расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на 2,5-3% ВВП, а к 2010 году на 4-4,5% ВВП.

Важнейшим преимуществом  российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машиннотехнической продукции, не ухудшая платежный баланс.

Прогнозные расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых  условий может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами, значительно более высокими, чем в «потребительски-ориентированном» и «экспортоориентированном» вариантах — на уровне 4,5% в среднем за год. Еще больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за ограничений со стороны снижающихся производственных мощностей, инерционного развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные расходы.

Такая экономическая динамика создаст все предпосылки для  того, чтобы избежать развертывания угроз и развития событий по катастрофическому варианту. Практически, во второй половине десятилетия удастся выйти на объем инвестиций, требуемый для качественного обновления производственно - технологического аппарата и предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей. Объем ВВП позволит также решить проблему оборонных расходов и поддержания социальной инфраструктуры.

К сожалению, не удастся решить в требуемых масштабах проблему повышения уровня жизни населения. Хотя конечно< потребление домашних хозяйств возрастет почти на 60%, его уровень к 2010 году будет ниже того, который необходим для формирования массового «среднего класса». По-видимому, окончательное решение проблемы благосостояния будет вынесено за пределы десятилетия.

Объективные цели, ограничения  и ресурсные возможности определяют общую схему реализации антикризисной стратегии.

Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательных этапа с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления.

Первый этап, продолжительностью до трех лет, ориентирован, главным  образом, на создание институциональных и финансовых предпосылок для перехода к динамичному росту. Ключевыми ограничениями на этом этапе являются фактор времени и недостаток организационных возможностей.

Второй этап (четыре года) предусматривает форсированный рост инвестиций, направленных на модернизацию производственного аппарата и сырьевой базы. Ключевым ограничением здесь является недостаток финансовых ресурсов

Третий этап (четыре года) ориентирован на рост потребления и  расширение социальной сферы. Ключевым ограничением на данном этапе становятся материальные ресурсы: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и производственные мощности.

Первый этап: 2000-2002 годы.

Главная задача первого этапа  — поддержать процесс оживления экономики, начавшийся в 1998-1999 годах. Основными факторами ее решения в этот период могут стать импортозамещение, расширение финансовой базы товарного производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного капитала), а также некоторое расширение экспорта промежуточных товаров.

Вторая задача — запуск механизмов, обеспечивающих процесс  консолидации власти и основных экономических  субъектов, преодоление разрыва между федеральным центром и субъектами Федерации.

Третья задача — активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста. Необходимо ускорить формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала.

Информация о работе Рыночная модель в России