Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Люди с древнейших времен вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития цивилизации и появления государственности стали появляться различные правовые отношения и законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами законно обеспечить систему общественных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и элементы системы права…………………………5
§1 Понятие, признаки и элементы системы права……………………….5
§2 Частное и публичное права…………………………………………….9
§3 Соотношение системы права, система законодательства и правовой системы…………………………………………………………………12
Глава 2 Реализация системы права…………………………………...17
§1 Отрасли Российского права…………………………………………...17
§2 Соотношение национального и международного права……………20
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………31
Приложения………………………………………………………………35
Приложение 1……………………………………………………………..35
Приложение 2……………………………………………………………..36
Приложение 3……………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Dedusenko_A_kursovaya.docx

— 150.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1 Понятие  и элементы системы права…………………………5

§1 Понятие, признаки и элементы системы права……………………….5

§2 Частное и публичное права…………………………………………….9

          §3 Соотношение системы права, система законодательства и правовой         системы…………………………………………………………………12

Глава 2 Реализация системы права…………………………………...17

§1 Отрасли Российского  права…………………………………………...17

§2 Соотношение национального  и международного права……………20

Заключение……………………………………………………………….29

Список используемой литературы……………………………………31

Приложения………………………………………………………………35

Приложение 1……………………………………………………………..35

Приложение 2……………………………………………………………..36

Приложение 3……………………………………………………………..37

 

 

Введение

 

Люди с древнейших  времен вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития цивилизации и появления государственности   стали появляться различные правовые отношения и законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами законно обеспечить систему общественных отношений.   

Актуальность темы данной курсовой работы в том, что система права имеет тесную взаимосвязь с законодательством. Система права представляет собой структуру, состоящую из различных правовых норм существующих в государстве, которые в результате образуют отрасли права. Отрасли права, в свою очередь, являются важнейшим аспектом для законодательства и всей правовой системы.

Система права достаточно многогранна и для изучения данной темы нужно рассмотреть все ее стороны: отросли, подотросли, институты, соотношения с другими правовыми  аспектами.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что  целью работы является рассмотрение различных элементов системы  права и реализация ее. Поэтому  я в ней пытаюсь решить следующие  задачи, методом изучения понятия  системы права и ее элементов: соотношение системы права и  системы законодательства, правовая система и система права,   соотношение международного и национального права и отросли Российского права. Все эти элементы являются основополагающими и базовыми в изучении системы права, так как система права, вытекает из правовой системы в целом. А система законодательства тесно связана с ней, как это уже было сказано ранее. Опять же отрасли права являются основным аспектом всей правовой системы, а если говорить о системе Российского права, то все законы и подзаконны закреплены в различных отраслях права (например, конституционное права – конституция РФ).

Система права не является чем-то новым в правовой системе, правовые нормы, которые составляют отрасли права,  периодически подвергаются различным изменениям и поправкам, так как являются законодательными актами государства. Поэтому степень освещенности в литературе системы права довольно высока. В каждом учебнике по теории государства и права есть раздел под названием «Система права». И, непосредственно, все правовые нормы закреплены законом и записаны в различных правых актах.

Структуру данной работы составляет: введение, две главы и заключение. Теоретическую базу составляют труду  таких ученых, как А.В. Мелехин, Власенко Н.А, Лазарев В.В., Алексеев С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие и элементы системы права.

 

§1 Понятие, признаки и элементы системы права

 

Под выражением "система"1 понимается "порядок расположения частей целого"2, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей"3.

Система права носит объективный  характер. Право, как и законодательство, в конечном счете определяется материальными  и социальными условиями жизни  общества. Нередко термин "право" и "законодательство" употребляются  как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет свою специфику.

Под системой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности  действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные  структурные элементы. (Правовая норма - институт права - подотрасль права - отрасль  права.)

Отрасль права - эта систематизированная  совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы  права, которые регулируют качественно  своеобразный вид общественных отношений  своим специфическим методом.

Основаниями деления права  на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - определенная совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом. Разнообразие общественных отношений определяется тем, что правовые нормы различны, что дает основание для их группирования по отраслям. Но при этом общественные отношения должны быть качественно однородными. Каждая отрасль имеет свою сферу правового регулирования, соответственно, и собственный предмет правового регулирования. Предметом регулирования семейного права выступают общественные отношения, возникающие из родства, брака, рождения детей, принятия детей на воспитание, в трудовом праве - это трудовые отношения, в гражданском - имущественные и личные неимущественные отношения и т.д.

Метод правового  регулирования - средства, приемы способы воздействия права на общественные отношения. Именно метод правового регулирования позволяет определить, каким образом регулируются общественные отношения.

Предмет правового регулирования  является главным, материальным критерием  разграничения норм права по отраслям. Он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит  от воли законодателя. Метод же служит дополнительным юридическим критерием, так как произволен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом  способствует более строгой и  точной градации права на отрасли  и институты, ибо наличие различных  видов общественных отношений еще  не создает само по себе системы  права, не порождает автоматически  его отраслей. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения  той или иной отрасли, а когда  отрасль выделяется, появляется и  соответствующий метод регулирования, зависящий в значительной мере от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может  избирать тот или иной способ правового  воздействия на них. Метод может  варьировать эти способы, используя  их в различных комбинациях, в  чем заключается его субъективность, отличающая его от предмета. Следует  учитывать, что предмет и метод  правового регулирования находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и оба играют важную роль в построении системы права4.

Существуют два основных метода правового регулирования  общественных отношений:

Императивный  метод (метод субординации) - это властный метод, основанный на подчиненности субъектов общественных отношений, содержащий точные предписания о поведении адресатов и не предоставляющий возможности альтернативы, выбора варианта поведения. Как правило, содержит карательные санкции. Данный метод присущ уголовному, административному праву.

Диспозитивный метод (метод координации) - допускает активность сторон, предоставляя участникам правоотношений самим определять круг и объем прав и обязанностей путем соглашения сторон (если иное не установлено договором), предполагает возможность выбора для субъектов в пределах правовой нормы. Характерен для гражданского, семейного, трудового права.

Существуют и другие методы (поощрительный, рекомендательный, метод  автономии и равенства сторон и т.д.), имеющие дополнительный характер.

Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие  отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие.

Так же широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное и частное право.

   Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.

     Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями.

Отрасль права может включать в себя подотрасли.

Подотрасль права - это  совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного  вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли  права. Иными словами, это группа родственных институтов права в  составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное  право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Правовой институт - это  группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и  содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты права собственности  в гражданском праве; в уголовном  праве - институты необходимой обороны  и крайней необходимости.

Институты права обладают относительной независимостью, поскольку  регулируют самостоятельный круг вопросов.

Примерами правовых институтов являются: в гражданском праве - институт исковой давности, сделки, купли-продажи, институт дарения; в семейном праве - институт брака; в уголовном - институт необходимой обороны, крайней необходимости  и т.д.

Правовой институт может  иметь в своем составе более  мелкие самостоятельные образования - субинституты (в гражданском праве  институт аренды - субинститут - субаренда).

Институты права, как правило, подразделяются по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, семейные, трудовые и т.д. Существует деление  на материальные и процессуальные институты, а также отраслевые и межотраслевые.

Выделяются следующие  виды правовых институтов:

а) внутриотраслевые - состоят  из норм одной отрасли права;

б) межотраслевые - состоят  из норм двух и более отраслей (институты  опеки и попечительства; собственности);

в) простой институт;

г) сложный институт, или  комплексный (институт поставки - включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);

д) регулятивные;

е) охранительные;

ж) учредительные.

Основаниями деления системы  права являются предмет и метод  правового регулирования.

 

§2 Публичное и частное право

 

Публичное право - это часть  национальной системы права, нормы  которой регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены  защищать интересы государства и  общества.

Реализация положений  публичного права осуществляется в  процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для  публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно  или через свои структуры выступает  в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью  обеспечения интересов всего  общества или отдельных его социальных слоев.

Однако это не означает игнорирование нормами публичного права интересов отдельных индивидов. В первом случае речь идет об обеспечении: общих интересов государства  и общества; определении функций  и полномочий органов государственной  власти; возложении обязанностей на граждан  по отношению к государству и  др. В то же время нормы публичного права в обязательном порядке (универсальное  качество права) содержит правовые предписания, предоставляющие субъектам возможность  требовать от государства и его  структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.

Частное право (лат. jus priyatum) предназначено конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических  лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах - независимость  и автономия личности, законодательное  признание защиты права частной  собственности, свобода договора.

А.С. Пиголкин частное право  определяет как "часть системы  действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов  людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и  иных хозяйственных подразделений  и основана на договоре между равноправными субъектами"5.

Частное право предназначено  регулировать те сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государства носит ограниченный характер, позволяющий субъектам  права самореализоваться исходя из предоставляемых возможностей: право  на объединение; предпринимательская  деятельность; семейные отношения и  т.д.

В отличие от публичного права частное право содержит горизонтальные правоотношения, основанные на юридическом равенстве субъектов. В нем воля государства выражается в виде юридических дозволений, а не в императивных предписаниях и запретах. Частное право специалистами рассматривается как необходимая предпосылка (своего рода фильтр) для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу непосредственных интересов индивидуальных или коллективных субъектов права.

Информация о работе Система права