Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа
Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать существующие результаты творческой деятельности, с другой - правовые основы должны способствовать развитию творческой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Авторский договор в системе гражданских правоотношений………………..6
2 Понятие и классификация авторского договора……………………………...21
2.1 Понятие авторского договора……………………………….......................21
2.2 Основные классификации и виды авторских договоров….......................25
3 Содержание авторского договора, порядок его заключения,
изменения и прекращения…………………………………………………….38
Заключение …………………………………………………………………........60
Во многих случаях
действие авторских договоров
Но, учитывая особенность авторского договора, данная норма к таким правоотношениям не применяется, поскольку отдельные права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и сохраняют силу в течение всего срока действия договора. Так, например, в соответствии с договором о передаче исключительных прав автор обязан воздержаться от передачи прав на использование произведения другим лицам до прекращения действия первоначального договора; за этот же период организация вправе использовать произведение неограниченное число раз, если только соответствующим договором не определены строгие рамки такого использования.
Но следует иметь в виду, что далее в случае неиспользования произведения истечение срока действия договора прекращает такое право. По ранее действовавшему законодательству в такой ситуации стороны не могли продлить действие первоначального договора, а могли лишь заключить новый.
Поэтому в юридической литературе продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору определялось как конклюдентные действия, свидетельствующие о заключении нового договора на условиях первоначального договора.
Авторское законодательство решение вопроса о продлении срока действия договора на усмотрение самих сторон. В связи с этим в случае возникновения ситуации, когда срок договора истек, а стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им необходимо заключить дополнительное соглашение с четко решенными вопросами о дальнейшей судьбе договора. Иначе возникший спор будет решаться судом, который, исходя из конкретных обстоятельств дела, может поддержать или пользователя, обосновывающего позицию о достижении сторонами соглашения по продлению срока действия договора, или автора, доказывающего заключение сторонами нового авторского договора на неопределенный срок.
Надо отметить, что в самом авторском договоре может быть предусмотрена возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Так, издательство, первоначально опубликовавшее произведение, может потерять интерес к его переизданию, хотя в соответствии с заключенным договором оно имело на это право в течение всего срока действия соглашения. Письменный отказ издательства от переиздания приравнивается к прекращению договора, что дает автору право свободно распоряжаться всеми имущественными правами на произведение.
Другим основанием для прекращения авторского договора может служить окончание действия самих авторских прав, которые являлись его предметом. Так как имущественные права автора, которые уступаются по авторскому договору, действуют в течение жизни автора и еще 70 лет после его смерти, то с момента прекращения их действия заканчивают свое действие и те авторские договоры, которые опосредовали их передачу. В литературе встречается иной взгляд на эту проблему, который приводит к выводу о возможности существования беспредметных договоров, с чем вряд ли можно согласиться.
К тому же при прекращении авторских прав договор теряет всякий смысл, поскольку произведение переходит в общественное достояние и в результате этого может быть свободно использовано любым лицом; все это лишает договорного пользователя каких-либо преимуществ. В итоге надо признать, что при прекращении действия авторских прав, даже если авторский договор был заключен на более длительный срок, последний прекращается, и пользователь освобождается от всех имущественных обязательств перед своим контрагентом по авторскому договору. Но существуют отдельные исключения. Например, пользователь заинтересован в предоставлении именно ему исключительных прав на использование произведения, срок охраны которого еще не истек. В этом случае у него есть возможность в добровольном порядке принять на себя обязательство по выплате наследникам определенного вознаграждения за использование произведения уже после перехода последнего в общественное достояние. Это соглашение не будет противоречить закону, особенно если его оформить в качестве отдельного договора, но тогда его следует квалифицировать не как авторский договор, а как договор дарения, заключенный под условием, или как договор ренты.
Еще одним основанием прекращения авторского договора является взаимное соглашение сторон о прекращении данных правоотношений. Указанное соглашение может быть достигнуто в любой момент действия договора и зафиксировано в различных формах, например таких, как предоставление отступного, прощение долга. Данным соглашением стороны также устанавливают последствия прекращения авторского договора, которые полностью зависят от усмотрения сторон. Одним из видов соглашений о прекращении авторского договора можно считать новацию, под которой понимается соглашение о замене одного обязательства другим. Стороны могут в любой момент согласовать изменение предмета или объекта договора, способа использования произведения, перенесение срока представления произведения.
Другим основанием прекращения авторского договора может считаться невозможность его исполнения, при условии, что она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Этими обстоятельствами могут быть стихийные явления природы (наводнение, землетрясение, обвал), некоторые общественные явления (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки), а также случайные события, за которые должник не несет ответственности.
Так, случайная утрата произведения изобразительного искусства не является основанием привлечения художника к ответственности перед заказчиком за непредставление данного произведения к установленному договором сроку. В том случае, если неисполнение авторского договора вызвано обстоятельством, за которое должник несет ответственность, обязательство по авторскому договору видоизменяется, поскольку взамен первоначального обязательства наступает ответственность должника за неисполнение. Но не следует забывать, что пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произведения. Еще один момент, на который надо обратить внимание, - это то, что невозможность исполнения в качестве основания, прекращающего действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Так, в случае, если произведение не может быть создано в срок, предусмотренный договором, в силу того, что произошла задержка тех событий, которые должны быть в нем отражены, то данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения авторского договора, но не для его прекращения в связи с невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания обстоятельств, которые вызвали невозможность исполнения, по общему правилу лежит на стороне, утверждающей наличие таких обстоятельств.
К основаниям прекращения авторского договора относится и смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора. Смерть автора прекращает существующее обязательство, так как создание и доработка произведения не могут быть произведены без личного участия самого автора. Но если передаваемое произведение уже практически пригодно для использования, то прекращение авторского договора в данном случае не имеет достаточных оснований. Хотя, вне всякого сомнения, в такой ситуации последнее слово всегда остается за заказчиком, поскольку при желании он легко может сослаться на необходимость участия автора в доработке произведения и его подготовке к использованию. Но следует отметить, что закон в этих условиях не содержит требования заключения нового договора с наследником, который, в свою очередь, не может на этом настаивать. В данном случае имеет место правопреемство, в результате которого умершего автора замещает в договоре его наследник.
Случай ликвидации юридического
лица (прекращение без правопреемств
Наконец, в случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором либо пользователем. Для предотвращения конфликтных ситуаций между сторонами имеет смысл в авторском договоре предусмотреть те основания, которые дают сторонам право на расторжение договора. Если же в договоре эти вопросы не прописаны, следует руководствоваться общегражданским правилом о том, что по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут, лишь при существенном нарушении его другой стороной. Под существенным нарушением договора одной из сторон подразумевается ущерб для другой стороны, превышающий заложенный доход при заключении договора.
Нетрудно заметить, что
приведенная норма носит
Порядок прекращения авторского договора в связи с проанализированными основаниями специально в авторском законодательстве не прописан. Иногда, к примеру, по истечении срока действия авторского договора, это происходит автоматически, в иных ситуациях прекращение договора согласовывается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом.
Основным последствием прекращения авторского договора является аннулирование прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с этим возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, к примеру, в связи с уплатой либо возвратом авторского вознаграждения1.
В российской правовой науке распространен взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих позиций меры воздействия на нарушителей, которые применяются в авторских договорах, можно заключить, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. Действительно, такие меры, как принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора ввиду допущенного нарушения и т. д., не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и, следовательно, в точном смысле ответственностью считаться не могут. Поэтому многие ученые предлагают учитывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие (хотя в теоретическом плане подобная трактовка весьма уязвима). Например, обязанность возвратить полученный по договору аванс не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное значение. В случае пользователя досрочное расторжение договора предопределяет напрасно затраченные им усилия на подготовку использования произведения.
Известно, что ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. Поэтому принудительные меры воздействия (взыскание не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и др.) обращены не на личность нарушителя, а на его имущество и выполняют восстановительную (компенсационную) функцию. По новому авторскому законодательству сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду, что усиливает функции ответственности. Раньше этого не было предусмотрено.
К важным особенностям ответственности за нарушение авторского договора относится несовпадение между собой ответственности автора и ответственности пользователя ни по основаниям, ни по объему, так как ответственность автора в случае его вины заключается в возмещении реального ущерба, причиненного заказчику. Иные убытки заказчика, например упущенная выгода, возмещению не подлежат. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору, причем отвечает перед автором в полном объеме.
Далее будут рассмотрены наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие за ними возможные санкции.
Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору заключается: в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации этих санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Договор также предусматривает применение мер принуждения самостоятельно либо лишь при одновременном расторжении авторского договора. При их нечетком определении в договоре имеет смысл следовать общим положениям гражданского законодательства. В первую очередь должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При этом ни форма вины, ни ее степень на размер ответственности не влияют. Если же неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей явилось результатом объективных причин (болезнь, стихийные бедствия и др.), автор ответственности не несет.
Возмещение убытков как мера ответственности может быть применено только в случае наличия факта их причинения и установления размера. Убытки пользователя могут включать расходы на подготовку произведения к опубликованию, утрату или повреждение его имущества (пропажа переданных автору материалов), неполученные доходы, на которые пользователь рассчитывал в случае исполнения автором своих обязательств. Однако убытки подлежат возмещению в полном объеме только при наличии готового произведения как предмета авторского договора. В противном случае автор возмещает заказчику лишь реальный ущерб; упущенная же последним выгода возмещению не подлежит. Обязанности по возмещению убытков накладывается на автора при наличии причинной связи между допущенным им нарушением условий договора и наступившими последствиями. Обосновывает данную связь пользователь. Если выявлено умышленное или случайное содействие пользователем увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором своих обязательств, суд имеет право уменьшить размер ответственности автора.
Если в действиях
автора присутствует признак противоправности,
к нему применяются любые
Информация о работе Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения