- процессуальное
равенство сторон в судебном
заседании;
5) равноправие
в социальном государстве. Российская
Федерация, провозглашая себя
социальным государством, устанавливает
для отдельных категорий лиц,
чьи социальные возможности ограничены
(дети, пенсионеры, инвалиды, участники
войны и др.), дополнительные права
и льготы. Предоставление указанных
прав и льгот не может рассматриваться
как нарушение принципа равноправия,
поскольку является выражением
идеи социальной справедливости.
2. Непосредственное
действие прав и свобод.
Данный
принцип получил впервые свое
закрепление в ст. 18 Конституции
РФ, которая гласит: «Права и свободы
человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной
власти, местного самоуправления и
обеспечиваются правосудием».
Принцип
непосредственного действия конституционных
прав и свобод тесно связан
с общим принципом высшей юридической
силы и прямого действия Конституции
РФ (ст. 15), что означает возможность
человека и гражданина осуществлять
конституционные права и свободы,
защищать их в случае нарушения
всеми законными способами, руководствуясь
непосредственно конституционными
нормами.
3. Неотчуждаемость
основных прав и свобод
Как принцип
правового статуса человека сформулирован
в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, где говорится:
«Основные права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения». Тем
самым Конституция РФ впервые признает
естественную природу прав и свобод человека,
подтверждая, что эти права не дарованы
государством личности и не могут быть
им отобраны. Обязанность государства
заключается всего лишь в признании этих
прав и в создании условий для их беспрепятственной
реализации.
4. Недопустимость
произвольного ограничения прав
и свобод.
В
общем вире принцип недопустимости
произвольного ограничения прав
и свобод содержится в ч. 2 ст.
55 Конституции РФ, запрещающей издание
в Российской Федерации законов,
отменяющих или умаляющих права
и свободы человека и гражданина.
Это положение дополняется нормой
Конституции РФ о том, что
любые нормативно-правовые акты
затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если
они не опубликованы официально
для всеобщего обозрения (ч. 3 ст.
15). Кроме того, на недопустимость
произвольного ограничения прав и свобод
направлены нормы Конституции РФ о невозможности
пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы
человека и гражданина» Федеральным Собранием
РФ (ст. 135).
Вместе
с тем Конституция РФ содержит
положения о законных ограничениях
прав и свобод человека и
гражданина в строго определенных
случаях: в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод
могут устанавливаться только
федеральным законом.
5. Осуществление
человеком своих прав и свобод
не должно нарушать права и
свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции
РФ).
Ни
одно общество не может предоставить
своим членам абсолютной свободы,
поскольку это сделает невозможным
их совместное общежитие. Поэтому
система прав и свобод человека
и гражданина объективно формируется
таким образом, чтобы обеспечить
законные интересы всех людей
и предотвратить возможные нарушения
их прав и свобод в результате
злоупотреблений ими со стороны
других лиц.
6. Гарантированность
прав и свобод означает обязанность
государства обеспечить человеку
и гражданину (путем создания
соответствующих экономических,
политических, правовых условий)
реальную возможность пользоваться
предоставленными ему Конституцией
правами и свободами. В общем
виде данный принцип сформулирован
в ст. 2 Конституции РФ, где говорится,
что «признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства».
7. Приоритет
норм международного права в
области прав и свобод человека
и гражданина.
Данный
принцип правового статуса вытекает
из общей конституционной нормы
о том, что общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотрены законом,
то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15). Более того, применительно
к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15
дополнительно конкретизируются нормами
ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и гарантированности
прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права.
В
области прав человека сложилась
и действует система международных
соглашений, устанавливающих общечеловеческие
стандарты прав и свобод, механизмы
контроля за их соблюдением.
Важнейшими
из них являются Всеобщая декларация
прав человека, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.,
Международный пакт о гражданских
и политических правах от 16 декабря
1966 г,.. Факультативный протокол к
Международному пакту о гражданских
и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных
и культурных правах от 16 декабря
1966 г., Европейская конвенция о
защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950 г.
3 Понятие юридических гарантий: их виды
и место в системе общих гарантий прав
и свобод человека и гражданина.
В правовом
положении личности все составляющие
ее элементы не только тесно связаны
между собой, взаимно дополняют
друг друга ,но вместе с тем каждый
из них имеет свое назначение, выполняет
определенную функцию. Это в полной
мере относится и к гарантиям.
В рамках целого, системы назначения
гарантий состоят в том, что
они призваны обеспечить такую возможно
более благоприятную обстановку,
в атмосфере которой записанные
в конституциях и законах юридический
статус личности и .особенно, ее права
и свободы становились фактическим
положением каждого отдельного человека
и гражданина. Без соответствующих
гарантий провозглашенные в конституции,
в законах права и свободы -
пустой звук. Реализация этих прав и
свобод требует не только благоприятных
условий, но и подкрепленной эффективными
средствами активной деятельности, как
государства, его органов, общественных
объединений, так и самих граждан.
Вопрос о гарантиях возникает
каждый раз, когда осуществляется переход
от должного к сущему. Гарантии- один
из вопросов проблемы правильного применения
правовых норм, законности и многих
других процессов правовой деятельности.
Гарантии нужны не сами по себе, а
для возможно полного претворения
в жизнь прав и свобод. Назначение
гарантий состоит как в обеспечении,
так и в охране прав и свобод.
Более полное претворение в жизнь
прав и свобод граждан зависит
от множества самых разнообразных
по характеру факторов, каждый из которых
выступает в качестве гарантий прав
и свобод. В широком плане понятием
"гарантии" охватывается вся совокупность
объективных и субъективных факторов,
которые направлены на полную реализацию
и всестороннюю охрану прав и свобод
граждан, на устранение возможных причин
и препятствий их неполного или
не подлежащего осуществления и
защиту прав от далеко не редких в наши
дни нарушений. Хотя эти факторы
и весьма разнообразны, но по отношению
к процессу реализации прав и свобод
они выступают в качестве условий,
средств, способов, приемов и методов
правильного его осуществления. То есть
под гарантиями понимается условия и средства,
обеспечивающие фактическую реализацию
и всестороннюю охрану прав и свобод всех
и каждого. Первая группа гарантий -условия-
направлена на создание благоприятной
обстановки для пользования основными
правами и свободами. Вторая же группа-
средства, выступающие в качестве способов,
приемов и методов охраны и обеспечения
прав и свобод прав и свобод прав и свобод
личности- вооружает органы государства,
органы местного самоуправления, общественные
объединения, самих граждан эффективным
инструментом в борьбе за надлежащее осуществление
основных прав и свобод. Общепризнанно
деление гарантий прав и свобод граждан
на политические, идеологические и
правовые. Исходя из ныне действующей
Конституции, все гарантии выражаются
в юридических средствах и способах защиты
прав и свобод человека и гражданина и
, прежде всего, в судебном обеспечении.
Начиная со статьи 45 Конституции РФ
1993 г. и практически до конца второй главы,
закреплены постановления, фиксирующие
принципы и нормы защиты различных категорий
людей. В системе условий и средств охраны,
обеспечения и защиты конституционных
прав и свобод граждан России важное
место принадлежит юридическим гарантиям.
Все виды гарантий по своему важны, и лишь
все вместе они могут обеспечить полную
и всестороннюю прав и свобод человека
и гражданина. Отсюда значение юридических
гарантий так велико, как и других гарантий.
Более того, чем прочнее становятся основы
конституционного строя, тем сильнее возрастает
роль юридических, а равно и других гарантий
прав и свобод. Под юридическими гарантиями
понимаются те правовые средства и способы,
с помощью которых в обществе обеспечивается
гражданам реализации их прав и свобод.
Юридические гарантии конституционных
прав и свобод многочисленны и весьма
разнообразны. Но их объединяет одно
присущее всем им свойство. Все они выражены,
закреплены в законодательстве. Юридические
гарантии выражаются прежде всего в нормах
федерального законодательства, которые
раскрывают и конкретизируют указанные
права и свободы и в, особенности, устанавливают
порядок их осуществления. Однако отнюдь
не все без исключения правовые нормы
являются юридическими гарантиями
прав и свобод граждан, а лишь те из
них, которые содержат определенные средства
и способы, при помощи которых достигается
беспрепятственное пользование правами,
защита прав и свобод и восстановление
их в случае нарушения. Поскольку
все отрасли права имеют нормы, закрепляющие
те или иные средства и способы охраны,
обеспечения и защиты прав и свобод , постольку
можно говорить о конституционно- правовых,
административно-правовых, уголовно-правовых
и процессуальных гарантиях. Юридические
гарантии прав и свобод непосредственно
связаны с применением правовых норм и
выражаются в правовой деятельности государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, общественных объединений,
самих граждан. Это достаточно отчетливо
выражено в статье 18. Права и свободы человека
и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание
и применение законов, деятельность
законодательной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием. В качестве
правовых гарантий выступает не любая
их деятельность, а только та, с которой
закон связывает наступление определенных
юридических последствий. Конституционные
права и свободы эффективно могут
быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной
практикой работы государственных
органов, органов местного самоуправления,
их должностных лиц, а также общественных
объединений, которая в целом обеспечивает
гражданам пользование правами и свободами,
предотвращает их от возможных нарушений.
Гарантией конституционных прав и свобод
граждан служит лишь такая деятельность
государственных органов и должностных
лиц, которая отвечает строго закону и
направлена на возможно полное осуществление
в качестве гарантий конституционных
прав и свобод граждан выступает не только
сам результат деятельности государственных
органов, органов местного самоуправления
и общественных объединений, но механизм,
определенный законом порядок осуществления
этой деятельности. Абсолютное большинство
гарантий в виде условий обеспечивает
благоприятную обстановку в атмосфере
которой гражданин может эффективно пользоваться
своими конституционными правами и свободами.
Такие условия образуют внешнюю среду
деятельности каждого человека и гражданина
и не зависят от его воли и желания, ибо
они имеют корни в общественном и государственном
строе. Гарантии в виде средств и способов
обеспечения и охраны конституционных
прав и свобод также создаются не каждым
отдельным гражданином, а обществом, государством,
коллективом и используются ими для претворения
указанных прав и свобод в жизнь. Однако
вместе с этим существуют и такие условия
и средства обеспечения охраны конституционных
прав и свобод граждан формирование и
пользование которыми во многом зависит
от них самих, их воли и желания.5
4 Закрепление юридических гарантий прав
и свобод человека и гражданина Конституцией
РФ.
Наша
Конституция содержит целый ряд
положений правоохранительного
свойства, которые обеспечивают как
пользование правами и свободами,
так и порядок их восстановления.
Последних сравнительно много "каждому,
- сказано в части 1статьи 46 Конституции,
- гарантируется судебная защита прав
и свобод".
В части
1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая
различные виды государственной
поддержки прав и свобод и правила
их восстановления в случае нарушения
последних " государственная защита
прав и свобод человека и гражданина
в РФ гарантируется". В осуществлении
этого конституционного положения
задействованы все органы государства
и некоторые общественные структур.
К правам, направленным на охрану других
прав и свобод, относятся также: право
на жалобу, право на судебный иск, право
обвиняемого на защиту и другие.
Указанную группу прав можно именовать
как категорию прав, выражающую правомочия
граждан по защите своих прав и
свобод. Таким образом по объекту
основные права и свободы можно
разделить на 2 группы: 1) составляют
те права, которые предусматривают
пользование определенными социальными
благами, 2) направлена на охрану других
прав и свобод личности. Конституционное
право каждого на судебную защиту
означает, что любое лицо может
подать жалобу о нарушении его
прав и свобод в соответствующий
суд, а последний обязан ее принять,
рассмотреть по существу и вынести
законное и обоснованное решение.
Надежным
и активным инструментом реализации
права на судебную защиту стал закон
РФ от 27.04.93г с изм. и доп.. "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан. С принятием его наблюдается
постоянное увеличение поступления в
суды дел о нарушении прав и свобод граждан.
Этот закон снял препоны, установленные
ранее действовавшим законом и в ряде
случаев мешавшие гражданам обратиться
в суд. Стало возможным обжаловать действия
и решения представительных органов, общественных
организаций и других общественных объединений,
а также воинских должностных лиц и органов
военного управления. Следующим шагом
на пути обеспечения наиболее полной защиты
прав и свобод граждан явился Федеральный
закон от 14.12.95г. с изм. и доп. "О внесении
и дополнений в закон РФ "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан". Расширен круг органов
и лиц, решение и действие которых могут
быть обжалованы в суд. К коллегиальным
и единоличным действиям (решениям), которые
могут быть обжалованы в суд, отнесено
и представление официальной информации,
ставшей основанием для совершения действий
(принятие решений). Теперь в полном соответствии
с содержанием статьи 46 Конституции добавлено,
что гражданин вправе подать жалобу, если
приведенные последствия наступили в
результате бездействия указанных в законе
органов и лиц. Принципиальным дополнением
названного закона является включение
в него нормы о праве каждого получить
и обязанности должностных лиц, государственных
служащих предоставить возможность ознакомления
с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими права и свободы человека
и гражданина, если нет установленных
федеральным законом ограничений на информацию,
содержащуюся в этих документах и материалах.
Это согласуется и прямо вытекает из содержания
части 2 статьи 24 Конституции РФ. Статья
46 Конституции РФ не допускает каких-либо
ограничений права на обращение в суд,
и если гражданин считает, что обжалуемое
им действие или решение в области обеспечения
обороны и государственной безопасности
страны нарушает его права и свободы, он
вправе и в этом случае искать защиту в
суде. Принципиальное значение имеет
также дополнение закона нормой о распределении
между участниками судопроизводства бремени
доказывания. На государственные органы,
органы самоуправления, учреждения
и предприятия и их объединения, общественные
объединения, на должностных лиц, государственных
служащих, действия (решения) которых обжалуются
гражданином теперь возлагается процессуальная
обязанность доказать законность обжалуемых
действий (решений). В то же время гражданин
освобождается от обязанности доказывать
незаконность обжалуемых действий (решений),
но он обязан доказать факт нарушения
своих прав и свобод. В отношении госслужащих,
совершивших действия или принявших решения,
признанные незаконным, суд определяет
меру ответственности. Таким образом,
практическое применение нормы закона
об ответственности должностных лиц и
госслужащих весьма проблематично и требует
своего законодательного решения. Существенным
дополнением Закона является включение
в него нормы о том, что убытки ,моральный
вред нанесенные гражданину признанными
незаконными действиями или решениями,
а также предоставлением искаженной информации,
возмещаются в порядке, установленным
Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101).
Необходимо также отметить, что в соответствии
с частью 3 статьи 46 Конституции РФ
каждому предоставляется возможность
в случаях, предусмотренных международными
договорами РФ, обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты.
Сейчас
возникла реальная возможность осуществления
этой нормы. Российская Федерация вступила
в Совет Европы, который основан
десятью странами-учредителями. За
это время организация завоевала
заслуженный авторитет. Основные направления
деятельности исходят из одной главной
идеи - демократия для человека. Основным
документом, на котором строится деятельность
Совета Европы является Европейская
конвенция о правах человека и
основных свободах , принятая Конвенция
, во-первых, закрепила основные стандарты
прав человека в Европе. Во-вторых, обязала
государства быть последовательными
в их реализации. В-третьих, закрепила
международную систему прав и свобод человека.
Цель Конвенции -поставить в центр Европейской
политики человека. Гражданин России может
чувствовать себя отныне более уверенно,
поскольку его права подлежат защите Европейским
сообществом. Она может осуществиться
посредством подачи жалобы любым гражданином
, о чем говорит статья 25 Конвенции.
Жалоба в Европейской традиции имеет один
аспект, который не знаком россиянину.
Жалоба - это сигнал возникновения нарушения
прав и свобод человека, а не только "обращение",
как было принято в советском законодательстве,
в государственный или иной орган с просьбой
принять меры по устранению допущенных
правонарушений. Статья 27 Конвенции
закрепляет обстоятельства, исключающие
возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено,
что жалоба не подлежит рассмотрению,
если она анонимна, либо аналогично жалобе,
которую уже рассмотрели, или она является
предметом другой процедуры международного
разбирательства или урегулирования и
если к тому же содержащей относящейся
к делу новой информации, также, если
необоснованно либо признанно, что гражданин
злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский
суд по правам человека. Суд примет жалобу
от гражданина лишь на нарушение тех прав
и свобод, которые содержатся в Конвенции.
Это перечень традиционных гражданских
и политических прав. К ним относятся права
на жизнь, свободу от пыток, свободу от
рабства, личную свободу, законное судопроизводство,
частную жизнь, свободу мысли, свободу
выражения, свободу ассоциаций и на создание
семьи.
Реализация
прав и свобод может выражаться в
форме фактического право обладания
,пользования , распоряжения ими или
в защите , восстановлении прав в
случае их нарушения; все это составляет
содержание юридического процесса
претворения их в жизнь. Наиболее
полно оно выражается в пользовании
теми социальными благами, которые
предусмотрены соответствующими конституционными
правами и свободами. Чтобы
пользоваться правами, необходимо не только
по закону, но и фактически обладать ими.
Фактическое обладание основными правами
и свободами всегда предшествует пользованию
ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем
не обладаешь. Любое записанное в Конституции
право содержит не один, а несколько вариантов
возможного поведения, и каждым из них
гражданин может воспользоваться. В соответствии
с Основным законом он всегда обладает
большими правовыми возможностями, чем
в данный момент пользуется. Если рассматривать
содержание прав и свобод российских граждан
во всем объеме, то есть совокупность всех
предусмотренных данными нормативными
актами возможностей, то обладание ими
по общему правилу сопровождается пользованием.
В ряде случаев обладание записанными
в Конституции РФ правами и свободами
вообще трудно отделить от пользования
ими. Именно так обстоит дело в сфере личной
безопасности и частной жизни. Обладая
конституционными правами на неприкосновенность
личности, тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений, неприкосновенность жилища,
граждане повседневно пользуются ими.
Во всех тех случаях, когда для реализации
прав и свобод граждан нет необходимости
вступать в конкретные правоотношения,
обладание правами и свободами трудно
отделить от пользования ими. По общему
правилу права и свободы выступают как
реализующиеся возможности, и эта их реализация
есть не что иное, как способ их существования.
Восстановление нарушенных прав и свобод
не является непременной формой реализации
основных прав и свобод граждан. Напротив,
оно составляет отступление от основного
правила. Основная тяжесть работы по защите
прав и свобод граждан ложится на суды
общей юрисдикции и прежде всего на районные
суды. Конституционный Суд РФ также играет
большую роль в обеспечении гарантий судебной
защиты прав и свобод граждан. Суд РФ
- судебный орган конституционного контроля,
самостоятельного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства. Полномочия, порядок
образования и деятельности его определяются
Конституцией РФ и Федеральным Конституционным
законом "О Конституционном Суде РФ"
от 21.06.94 г. с изм. и доп. Основанием к рассмотрению
дела является обнаружившаяся неопределенность
в вопросе о том, соответствует ли Конституции
РФ закон, иной нормативный акт и прочее.
Правом на обращение в Конституционный
Суд РФ с индивидуальной или коллективной
жалобой на нарушение прав и свобод обладают
граждане, чьи права и свободы нарушаются
законом, примененным или подлежащем применению
в конкретном деле, для объединения граждан,
а также иные органы и лица, указанные
в Федеральном законе.