Стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса, как одной из функций государства. Проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Законотворчество – основная функция парламента.........................5
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса.................................5
1.2. Субъекты законодательного процесса.........................................................9
Глава 2. Стадии законодательного процесса....................................................13
2.1. Законодательная инициатива и рассмотрение законопроекта………..13
2.2. Принятие и опубликование законов……………………………………..17
Заключение............................................................................................................26
Список использованной литературы..................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательный процесс в РФ. курсовая работа.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания ".

Федеральные конституционные законы/федеральные законы обязаны быть опубликованы в течение 7 лет после их подписания Президентом.

Акты палат публикуются не позже 10 дней со дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются единовременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Закона считается первая публикация в "Российской газете", "Парламентской газете", "Собрании законодательства РФ", а с 10 ноября 2011 г. - также первое размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

При этом законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты Федерального Собрания - председателем надлежащей палаты либо его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступаю в силу единовременно на все территории РФ по окончании 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами/актами палат не определен иной порядок вступления их в силу.

Президент подписывает и обнародует закон в том случае, когда он его  подписал. Если же отклонил - он направляет закон в Совет Государственной Думы.

Здесь и наступает факультативная стадия законодательного процесса - повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом.

Отклоненный закон Президентом передается ответственному комитету, которые в течение 10 дней рассматривает причины решения отклонения.

По результатам рассмотрения данный комитет может вынести следующие решения: согласиться с решением Президента и снять закон с дальнейшего его рассмотрения Думой; принять закон в редакции Президента РФ; создать по предложению или с предварительного согласия Президента специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклонению Президентом федеральному закону принимая во внимание предложения Президента; одобрить закон в ранее принятой редакции18.

Повторное рассмотрение отклоненного Президентом федерального закона начинается с вступления полномочий представителя Президента РФ в Государственной Думе или другого официального представителя Президента РФ. Далее выступает представитель ответственного комитета принимается одно из решений, установленных ч. 2 ст. 134 Регламента Государственной Думы.

Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении принимают участие представители фракций. Заключительное слово предоставляется представителю ответственного комитета.

Постановление Думы о согласии с решением Президента РФ об отклонении закона и снятие его с последующего рассмотрения Думой принимается большинством голосов об единого числа депутатов Государственной Думы.

Если Дума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента об отклонении закона и не сняла с его дальнейшего рассмотрения Думой, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой Думой редакции. Решение тогда принимается большинством не меньше 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы. Принятый либо одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Решение о принятии закона в редакции Президента РФ принимается большинством голосов об единого числа депутатов Думы.

Принятый федеральный закон в редакции Президента РФ в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета принять федеральный закон в редакции Президента РФ, на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции.

Если президент отклонил закон и не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Президента предварительное согласие на создание специальной комиссии.

Если Президент РФ предложил Думе создать специальную комиссию или дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы о создании специальной комиссии. В проекте постановления указывается срок работы в составе специальной комиссии избранных в нее депутатов Думы.

Если Президент не предложил Думе создать специальную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы, где предлагается Думе или согласиться с решением Президента об отклонении закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Думой, или одобрить закон в ранее принятой редакции.

По окончании работы специальной комиссии на повторное рассмотрение Думы вносится федеральный закон в редакции данной  комиссии.

Если сторонами не преодолено разногласия хоть бы по одному предложению Президента, специальная комиссия принимает решение об окончании дальнейшей работы.

Ответственный комитет информирует Думу об итогах работы специальной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Думы, где предлагает Государственной Думе или согласиться с решением Президента об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Думой, или одобрить закон в ранее принятой редакции.

Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство об общего числа депутатов Думы. При отклонении закона в редакции специальной комиссии на голосование палаты ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой Думой редакции.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрения закона в течение 5 дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все вопросы, относительно законодательного процесса в нашей стране были рассмотрены.

Подведем итог:

Законодательный процесс - это порядок деятельности органов законодательной власти, как правило закрепленных в конституции и регламенте надлежащего представительного органа.

Для данного процесса свойственно конкретное правовое регулирование.

Субъекты законодательного процесса - это субъекты права законодательной инициативы, равно как граждане и их объединения, лица, имеющие особенную правосубъектность (депутаты), их объединения, равно как государственные органы, их подразделения, общественные и государственные организации, научные учреждения, которые каким-либо образом принимают участие в создании закона.

Стадии законодательного процесса бывают основные и факультативные.

Основные стадии: 1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение; 2. рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой; 3. рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой ; 4. подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Факультативные стадии: 1. повторное рассмотрение Государственной Думой законопроектов, отклоненных Советом Федерации; 2. повторное рассмотрение Государственной Думой законопроектов, отклоненных Президентом РФ.

Законодательная инициатива - это  внесение в законодательный орган проекта закона либо предложения о разработке того либо другого законопроекта.

Обсуждение проекта происходит на сессии либо заседании законодательного органа и открывается докладом представителя  субъекта, внесшего законопроект на обсуждение.

Принятие закона происходит посредством открытого голосования депутатов . Закон считается принятым, если в каждой из палат  за него отдали голосов больше половины членов палаты. Процедура принятия федерального закона Государственной Думы реализуется в трех чтениях.

Официальная публикация - это необходимое условие вступления в законную силу любого закона. Официальным опубликованием закона считается его первая публикация в: Российской газете", "Парламентской газете", "Собрании законодательства РФ", а с 10 ноября 2011 г. - также первое размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Исследовав законодательный процесс можно сказать, что он является формально-правовым проявлением законотворческой функцией государства, обладает собственной спецификой, имеет конкретный круг субъектов законодательной инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009;
  2. Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации//Парламентская газета, № 117, 30.06.2004;
  3. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания (ред. от 25.12.2012)//Собрание законодательства РФ, 20.06.1994, № 8, ст. 801;
  4. Авдийский В.И. Правоведение: Учебник для бакалавров/В.И. Авдийский. - М.: Юрайт, 2011. - С. 416;
  5. Анисимов А.П. Правоведение: Учебник для юакалавров/А.П. Анисимов, А.Я. Рыжнеков, А.Ю. Чикильдина. - М.: Юрайт, 2013. - С. 370;
  6. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 715;
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/ А.Б. Венгеров. - М.: Проспект, 2012. - С - 380;
  8. Городилов А.А. Правоведение: Учебное пособие/А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнациканян. - М.: Кнорус, 2011. - С. 255;
  9. Жинкин С.А. Теория государства и права: конспект лекций/С.А. Жинкин. - Р-н/Д.: Феникс, 2011. - С. 219;
  10. Мардалиев Р.Т. Правоведение/Р.Т. Мардалиев. - Спб.: Питер, 2010. - С. 208;
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права: в вопросах и ответах/М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. - С. 240;
  12. Матузов Н.И. Теория государства и права/Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Дело, 2013. - С. 528;
  13. Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник для бакалавров/Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2013. - С. 606;
  14. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для бакалавров/ А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 752;
  15. Протасов В.Н. Теория государства и права: Конспект лекций/В.Н. Протасов. - М.: Юрайт, 2013. - С. 192;
  16.   Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник/ Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2012. - С. 496;
  17. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник/ Л.И. Спиридонов. - М.: Проспект, 2010, -  С - 298;
  18.   Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2011. - С. 704;
  19.   Фадеев В.И. Конституционное право: Учебник для бакалавров/ В.И. Фадеев. - М.: Проспект, 2013. - С. 598;
  20.   Шарнина Л.А. Конституционное право: Учебное пособие/Л.А. Шарнина. - М.: Проспект, 2013. - С. 288.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Стадии законодательного процесса

 



 


 










.

1  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета от 21.01.2009 № 7.

2 Марченко М.Н. Теория государства и права: в вопросах и ответах/М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. - С. 147

3 См. ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

4 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 411

5 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник/ Л.И. Спиридонов. - М.: Проспект, 2010, - С - 147

6 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник/Л.И. Спиродонов. - М.: Проспект, 2010. - С. 147

7 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 412

8 См. ст. 108 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

9 Ст. 136 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

10 Ст. 135 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

11 Ст. 8 Федерального Конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"//Парламентская газета, № 117, 30.06.2004

12 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 413

13 Городилов А.А. Правоведение: Учебное пособие/А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнациканян. - М.: Кнорус, 2011. - С. 106

14 Городилов А.А. Правоведение: Учебное пособие/А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. Мнациканян. - М.: Кнорус, 2011. - С. 106

15 Ст. 104 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

16 Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - С. 412

17 Ст. 107 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосование 12.12.1993г. (ред. 2013г.) // Российская газета, №7., 21.01.2009

18 Нудненко Л.А. Конституционное право России: Учебник для бакалавров/Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2013. - С. 523

 

 


Информация о работе Стадии законодательного процесса