Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:11, курсовая работа
Правовые отношения по финансовым вопросам относятся по своей сути к сфере публичных правоотношений; в них много элементов властного содержания. Проблемы разрешения правовых споров, защиты прав гражданина и предпринимателя перед должностными лицами государственного аппарата требуют создания системы органов юрисдикционного контроля за данной областью правоотношений. Особенно это важно при том фактическом положении дел, когда расходование государственных средств РФ в значительной мере вышло из-под контроля налогоплательщиков и государства.
- учреждения, организации, предприятия и иные объединения, независимо от видов и форм собственности, в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
При реализации контрольных полномочий Счетная палата может взаимодействовать с другими государственными структурами.
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.5
При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых органов, предприятий и организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.
Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, министерств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. С целью реализации контрольных полномочий Счетная палата может заключать соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с указанными органами и структурами. Среди таких соглашений можно отметить:
- Соглашение о взаимодействии
Счетной палаты Российской
- Соглашение о сотрудничестве
между Счетной палатой
- Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Москва, 20 июля 2007 г.);
- Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (г. Москва, апрель 2005 г.).
К участию в своих
контрольно-ревизионных меропри
Контрольные полномочия распространяются и на структурные подразделения государственных органов. Так, например, при осуществлении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации контрольно-ревизионный аппарат взаимодействует и координирует свою работу с Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества и судами, Счетной палатой Российской Федерации. Организация и проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности проводится исходя из необходимости обеспечения системного контроля с учетом всех видов и направлений деятельности Судебного департамента. По указанию генерального директора Судебного департамента, при взаимодействии со Счетной палатой, а также решению правоохранительных органов в установленном законодательством порядке могут проводиться внеплановые ревизии и проверки, а также встречные проверки финансово-хозяйственной деятельности сторонних организаций в части выполнения ими государственных контрактов.6
Организационно-контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется по двенадцати направлениям, которые можно определить следующим образом:
1) контроль расходов
федерального бюджета на науку,
2) комплексный контроль использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества;
3) контроль расходов
федерального бюджета на
4) контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета;
5) контроль расходов
федерального бюджета на
6) контроль расходов
федерального бюджета на
7) контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны;
8) контроль расходов
федерального бюджета на
9) контроль за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками;
10) контроль взаимоотношений
федерального бюджета с
11) контроль расходов
федерального бюджета на
12) контроль расходов
федерального бюджета на
Контрольные полномочия Счетной палаты имеет свою специфику в зависимости от видов деятельности. Единая система контроля федерального бюджета предполагает непрерывный трехлетний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий:
- предварительный контроль;
- оперативный контроль;
- последующий контроль.
При осуществлении предварительного контроля контрольные полномочия Счетной палаты связаны с проектом бюджета будущего года (заключения по проектам федеральных законов о федеральном бюджете). На этапе предварительного контроля параметры проекта бюджета сопоставляются с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей. Это позволяет подготовить обоснованное заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета и при его обсуждении в Государственной Думе вносить предложения по корректировке тех или иных бюджетных параметров.
На этапе оперативного контроля полномочия Счетной палаты связаны с:
- контролем над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценкой обоснованности проектов федерального бюджета;
- контролем над своевременным
исполнением доходных и
- определением эффективности и
целесообразности
- контролем над состоянием
- контролем над банковской
Контрольные полномочия Счетной палаты на последнем этапе связаны с комплексной документальной ревизией уже исполненного бюджета после завершения финансового года.8
Статьей 14 Закона характеризуется оперативный контроль, осуществляемый Счетной палатой. Оперативный контроль проводится Счетной палатой в течение всего года, представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и осуществляется по следующим направлениям:
- контроль над полнотой и
своевременностью денежных
- контроль над фактическим
- выявление отклонений и
- анализ выявленных отклонений
и нарушений исполнения
Оперативный контроль осуществляется Счетной палатой на основе:
- анализа специальных форм
- компьютерной обработки
- обобщения результатов
- выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;
- экспертных оценок.
На основе составления оперативных данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой, готовится ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев, который после утверждения Коллегией Счетной палаты направляется палатам Федерального Собрания.
В основу проведения оперативного контроля Счетной палатой кладется ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете.
Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета.
Регламент Государственной Думы не содержит конкретных указаний на рассмотрение указанных отчетов. Частью 1 ст. 164.9 Регламента Государственной Думы определено, что обязательному рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы подлежат отчеты Счетной палаты о результатах проверок, основаниями для проведения которых явились постановления Государственной Думы и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Заключения и аналитические материалы, представляемые Счетной палатой, а также отчеты Счетной палаты о результатах проверок, проведенных по основаниям, не указанным в части 1 статьи 164.9, рассматриваются Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.9
Форма отчета ежегодно утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.
Согласно статье 14 Закона в целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для оставления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти форма отчетности. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 вводятся формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета, в т.ч.
- отчет об исполнении
- отчет об исполнении
- отчет об исполнении
- сведения об исполнении
- сведения о полученных
- прочие формы.
Министерство финансов Российской Федерации по согласованию со Счетной палатой Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 Приказом Министерства финансов РФ от 19 марта 2009 г. N 26н утвержден Порядок составления и предоставления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату. Этот Приказ определяет порядок, периодичность, сроки составления и представления участниками бюджетного процесса финансовой отчетности. Перечень форм финансовой отчетности, периодичность составления и сроки представления финансовой отчетности в Счетную палату Российской Федерации указаны в приложении к настоящему Порядку.