Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:17, реферат
1. Права человека как особая область философского и научного знания
Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.
Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.
ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, МЕТОД
1. Права человека как особая область философского и научного знания
Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.
Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.
Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, она концентрирует внимание учащихся на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества. Права человека имеют большое значение для гуманизации и гуманитаризации всей системы образования. "Человек становится созидателем осмысленного бытия, а тем самым познание объективного мира превращается в познание характеристик самого субъекта". Одной из таких важнейших характеристик человека и являются его основные права, свободы и обязанности, реализация которых является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных исторических условиях.
Как подчеркнул Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в связи с 50-летием Всеобщей декларации прав человека;- "Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создает священный дом для человеческого достоинства... Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека".
Когда речь идет о правах человека как естественных, неотъемлемых свойствах, имеются в виду те права, которые выражают жизненно важные потребности и интересы, без обеспечения которых человек не может сформироваться как уникальная личность, активный участник, а не пассивный свидетель исторического развития. Чем больше у человека прав, тем реальнее его свобода, тем шире возможности выбора целей и средств их осуществления. Права человека - это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова русского философа Николая Бердяева о том, что человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности, писал он, принадлежит человеку как духовному существу. "Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает".
"Естественные" права
действительно означают не
Если отнять у человека право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владение и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуальную, или же право на сопротивление угнетению и несправедливости и ряд других жизненно важных прав, то человеческая личность просто исчезнет.
"В современный период
права человека являются
они возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
складываются объективно и не зависят от государственного признания;
принадлежат индивиду от рождения;
имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.д.);
являются непосредственно действующими;
признаются высшей социальной ценностью;
выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;
их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Данный подход к проблеме прав человека разделяется многими философами, правоведами, политологами. К примеру, профессор Л.С. Явич пишет, что "права человека - это социальный феномен, отражающий важные черты, свойства, качества человеческой личности, обусловленные данной ступенью исторического развития общества".
Права человека - сложное, многоплановое явление мировой культуры и цивилизации. Они имеют негативное и позитивное значение. В первом случае это права "от" принуждения, вмешательства в личную жизнь, порабощения, дискриминации, социальной несправедливости и т.д. Во втором случае это права "для" самовыражения, самоопределения, реализации своих творческих способностей, всестороннего развития, участия в общественной жизни, достойного существования и т.д. В конечном счете все человеческие права направлены на обеспечение свободы личности.
Свобода человека имеет много форм проявления и определений. Одно из наиболее ярких и четких ее определений содержится во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней сказано: "Свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами". То есть свобода - это способность и возможность человека активно действовать в соответствии со своим выбором и в целях обеспечения своих потребностей и интересов, важнейшими из которых являются стремление быть самим собой, развивать и использовать свои созидательные потенции, формировать в себе подлинно человеческие качества. Среди этих качеств первостепенное значение имеют свобода воли, стремление к независимости, самоутверждению и достижению высоких общественных духовно-нравственных идеалов.
Таким образом, можно сказать, что права человека - это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности.
Нет сомнения, что права человека прежде всего являются объектом изучения гуманитарного знания. Само слово "гуманитарный" происходит от латинского homo - человек, человеческий. Это знание непосредственно обращено на человека, служит изучению его природы, важнейших свойств и их эволюции. Оно включает философию, культурологию, религию, этику, психологию, гражданскую историю, литературу и искусство, живые языки. То есть гуманитарное знание дает возможность целостного, всестороннего изучения человека, помогает понять сущность, место и роль человека в развитии природного и социального бытия, раскрыть его созидательные возможности.
Гуманитаризация и гуманизация образования способствует очеловечиванию получаемых в процессе обучения знаний во всех областях науки, развивает самосознание учащихся, создает возможность давать своим поступкам и стремлениям нравственную оценку. Это ведет к усилению практического значения гуманитарных дисциплин, укреплению их связи с реальной жизнью.
Ключевым понятием теории прав человека является "уважение человеческого достоинства", то есть представление о самоценности личности, ее уникальности. Это означает, что права человека носят этический характер и предполагают высокий уровень духовно-нравственного развития общества. То есть ценность прав человека должна быть осознана, стать частью внутреннего мира человека. Это, в свою очередь, создает условия для превращения прав человека в потребность, жизненный ориентир. Его достижение предполагает утверждение определенных социальных отношений, благодаря которым соединяются два основных начала в человеке: духовное и социальное.
По существу, когда речь идет о правах человека, имеются в виду права "другого", ибо в обществе, где не признаются права любого человека, никаких прав быть не может. Это своего рода общественный договор, соглашение о взаимном уважении неотъемлемых прав каждого. Это и выражается в отношениях между людьми, человеком, обществом и государством по поводу признания у каждого человека естественных, присущих ему как человеческому существу жизненно важных свойств, потребностей и интересов. Их обеспечение предполагает соответствующие практические действия. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Они, таким образом, представляют собой способ самоутверждения, жизнедеятельности личности, благодаря которому она. получает возможность наиболее полно выразить и обеспечить свои потребности и интересы в соответствующих исторических условиях.
Как в реальной жизни человек и общество взаимосвязаны, так и в научной сфере гуманитарное знание тесно связано с социальным. Слово "социальный" происходит от латинского socio - общий, совместный. Социальное знание включает такие дисциплины, как социология, политология, правоведение, экономические науки. Это знание раскрывает спектр многообразных общественных отношений, в рамках которых живет и развивается человек. Данные знания имеют большое значение для создания благоприятных социально-экономических, политических и культурных условий, необходимых для реализации прав человека как неотъемлемого свойства личности и феномена мировой культуры и цивилизации. То есть в отличие от гуманитарного знания, касающегося субъективно-личностной стороны прав человека, социальное знание важно для понимания роли внешних, общественных предпосылок, способствующих гармоническому развитию личности и реализации ее прав и основных свобод.
Среди социальных механизмов, обеспечивающих реализацию прав человека, важнейшее значение имеют гражданское общество и правовое социальное государство. Для успешного функционирования этого механизма, требуется:
1)официальное признание
государством реального
2)их юридическое закрепление
в конституции и
)неукоснительное следование
исполнительными органами
)обеспечение судебной защиты естественных прав и свобод человека.
Это, в частности, имеет большое практическое значение для гуманизации юридического образования, чтобы избежать одностороннего, чисто нормативистского понимания прав человека. Главное в данном образовании - укрепление идеи о том, что права человека по своей сути носят духовно-нравственный характер, а национальное законодательство и международные соглашения, фактически, являются юридической формой, закрепляющей эти гуманистические ценности, делающие их составной частью жизни современного демократического общества.
Гуманитарное знание и образование могут успешно развиваться лишь в рамках их широкого интеллектуального и нравственно-практического взаимодействия со всеми сферами познания - социальной, художественного видения мира, с всеобщем человекознанием и т.д. Немаловажное значение для целостного представления о рассматриваемой проблеме имеют также естественные и научно-технические знания. Они обусловлены формированием у человека как биологического и социального существа важных потребностей, удовлетворение которых связано с обеспечением ряда неотъемлемых прав человека и прежде всего права на жизнь, развитие, 'безопасность и т.д. Так, например, понимание социального значения прав человека будущими врачами, экологами, инженерами, архитекторами и другими специалистами содействует созданию оптимальных условий для здорового образа жизни, плодотворного труда, отдыха, получения многообразной информации, столь важной для развития современного человека и т.д. Непосредственная связь с проблемой прав человека прослеживается и в подготовке студентов, специализирующихся в области синергетики и эргономики, изучающих комплексные проблемы, которые касаются реализации прав человека в сложных системах.
Права человека - не модный лозунг или пропагандистский прием, а веление времени, отражение объективного движения человечества к демократическому, гуманному обществу и мировому порядку, для которых важнейшим ориентиром стал девиз "Все права для всех".
право человек свобода личность
2. Многофункциональный характер прав человека
Права человека, как средоточие гуманистического философского и научного знания, выполняют целый ряд интеграционно-созидательных функций: мировоззренческую, креативную, аксиологическую, воспитательную, эвристическую, прогностическую, и другие.
Возрастание внимания ученых и политиков к проблеме прав человека во многом способствовало гуманизации мировоззрения людей. Это прежде всего проявляется в восприятии человека как цели, а не средства общественного развития. Десятилетиями в советское время в нашем обществе господствовало представление о том, что личные, то есть подлинно человеческие права, должны быть подчинены общественным интересам. Это же касалось и частной жизни людей, которая рассматривалась как нечто малозначимое и второстепенное. Но на самом деле - это самая важная для конкретного человека сфера его жизнедеятельности. В основе гуманистического мировоззрения лежит понимание приоритетности прав человека и ценности отдельной человеческой жизни. Это является важной предпосылкой укрепления социальной стабильности и формирования гражданского общества. Мировоззрение включает совокупность взглядов, оценок, норм и установок, формирующих определенное отношение человека к другим людям, обществу и государству и выступающих в качестве ориентиров его поведения и социальных действий. Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека и его неотъемлемых прав абсолютной ценностью, а интересов государства - относительной, ибо они не должны осуществляться за счет основных прав и свобод личности.