Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа
Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества
Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность политических прав гражданина;
2) описать систему политических прав гражданина;
3) описать пути реализации политических прав гражданина
Введение
4
1 Сущность политических прав граждан
6
1.1 Понятие основ правового статуса личности
6
1.2 Понятие и виды политических прав
7
1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11
2 Система политических прав
16
2.1 Свобода мысли, слова, печати
17
2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19
2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22
2.4 Право обращений
25
2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28
Заключение
34
Список использованных источников
36
4)
Право обращения. Граждане
Это право состоит в возможности индивидуального и коллективного письменного обращения граждан в органы власти. Гарантируется обязанностью должностных лиц рассматривать подобные обращения в установленном порядке и принимать адекватные меры по их разрешению.
5) Право участвовать в управлении делами государства:
- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
-
граждане Российской Федерации
имеют право избирать и быть
избранными в органы
-
не имеют права избирать и
быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, а
- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе;
- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)).
Это право реализуется гражданами непосредственно путем выборов и референдумов, а также опосредованно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право
выборов гарантируется активным
и пассивным избирательным
1.3
Гарантии и ограничения
политических прав
Конституцией гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому важное место в Конституции РФ уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина (ч. 1. ст. 45). Под гарантиями прав и свобод личности понимаются правовые «условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану и защиту для все и каждого». В самом общем виде гарантии прав и свобод личности делятся на общесоциальные и юридические гарантии.
Общесоциальные гарантии заключаются в нормативном закреплении (непосредственно в Конституции, а также в других законах) рассмотренных выше и других положений, направленных на обеспечение прав и свобод. В юридической литературе общесоциальные условия (гарантии) подразделяют на политические, экономические и идеологические (духовные).
Так, политические гарантии прав и свобод личности – это демократия, развитость ее институтов и форм, обеспечивающих подлинное народовластие, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни [26, с. 59].
В
этом контексте особо значимо
закрепление в Конституции РФ
демократического устройства России,
республиканской формы
Юридические гарантии – это правовые и организационно-правовые условия и средства, с помощью которых обеспечивается реализация гражданами прав и свобод. Система юридических гарантий – различные государственные и общественные органы и организации, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав. К звеньям этой системы можно отнести:
- Президента РФ, выступающего гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.1. ст. 80). Сотрудники Администрации Президента РФ ведут постоянную работу с письмами и обращениями и прием граждан по самым различным вопросам;
-
органы прокуратуры, в функции
которых входит оперативное
-
различные органы
-
Уполномоченного по правам
-
комиссии по правам человека
в субъектах РФ (в настоящее
время такие комиссии созданы
в подавляющем большинстве
-
органы государственной власти
субъектов РФ и органы
- различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (например, Российское авторское общество, Конфедерация обществ по защите прав потребителя, разного рода ассоциации и союзы и т. п.) [24].
Однако основной юридической гарантией прав человека и гражданина в РФ является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий (ст. 46-54 Конституции РФ) – право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях), презумпция невиновности в уголовном процессе, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление, право на пересмотр судебного решения и др. [35, с. 215].
За
нарушение политических прав граждан,
так же как и других прав, установлена
юридическая ответственность
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. В статье 55 указываются два важных условия:
1) права могут быть ограничены только федеральным законом
2) «только в той мере, в какой это необходимо».
Права могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.
Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), признано, что ограничения гражданских прав правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. В России чрезвычайное положение регламентируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» (в редакции от 7 марта 2005 г.). Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Законом установлен исчерпывающий перечень возможных ограничений прав и свобод на время ЧП. Так, запрещается проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, забастовок, и др. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя и др. допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных объединений. Во время действия ЧП выборы и референдумы не проводятся.
Могут
вводиться ограничения в
2
Система политических
прав
В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, многие политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам».
В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).
Эта норма, прежде всего, касается политических прав.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий [14, с. 38].
Система же политических прав граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право обращений.
Вторая группа субъективных прав, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.
Политические права могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носят, например, право обращаться в государственные органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий и организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве. Нельзя, к примеру, создать и зарегистрировать политическую партию из одного человека. В то же время не возбраняется шествие и пикетирование в одиночку с транспарантом в руках (если, конечно, такое «шествие» не будет нарушать общественный порядок) [25, с. 54].
Рассмотрим
подробно отдельные виды политических
прав граждан, предоставленных им Конституцией
РФ.
2.1
Свобода мысли,
слова, печати
В
основе механизма правового
Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества