Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа
Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества
Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность политических прав гражданина;
2) описать систему политических прав гражданина;
3) описать пути реализации политических прав гражданина
Введение
4
1 Сущность политических прав граждан
6
1.1 Понятие основ правового статуса личности
6
1.2 Понятие и виды политических прав
7
1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11
2 Система политических прав
16
2.1 Свобода мысли, слова, печати
17
2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19
2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22
2.4 Право обращений
25
2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28
Заключение
34
Список использованных источников
36
Ответственность
за нарушение порядка организации
и проведения публичных мероприятий
наступает в зависимости от характера
допущенного нарушения в
2.4
Право обращений
Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г.
12 апреля 1968 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения заявлений и жалоб граждан». К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обращения военнослужащих на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр. [18, с. 51].
Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.
Предложение – это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.
Заявление – обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба – обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, – безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы [19, с. 49].
В отличие от предложений – жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Что же касается действий (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в законодательстве. К ним, в частности, относятся действия (решения), в результате которых:
1)
нарушены права и свободы
2)
созданы препятствия
3)
незаконно на гражданина
4)
он незаконно привлечен к
Если
гражданин не согласен с решением суда
– он может обжаловать его в вышестоящую
судебную инстанцию [27, с. 96].
2.5
Право участвовать
в управлении делами
государства
Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, путем реализации права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления [31, с. 5].
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума) [17, с. 218].
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у индивида или группы индивидов возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов по поводу данного явления общественной жизни, то граждане могут воспользоваться правом обращений.
Условия и порядок проведения федерального референдума регламентируются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». В субъектах федерации и муниципальных образованиях также могут проводиться региональные и местные референдумы на основе актов субъектов федерации, уставов муниципальных образований.
Статья 1 ФКЗ «О референдуме РФ», даёт понятие референдума, в соответствии с которым референдумом РФ признаётся – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.
Стоит отметить, что на референдум Российской Федерации не может выноситься ряд вопросов, перечисленных в статье 3 ФКЗ «О референдуме РФ». При этом данная статья делает существенное уточнение, направленное на защиту существующих прав и свобод человека – вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Право на равный доступ к государственной службе также закреплено в Конституции РФ.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).
Это право является новой для российской Конституции нормой. При этом оно полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений, право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Необходимые правила в связи с этим должны быть установлены законодательно. Основополагающим актом в данной сфере является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, собеседований.
Так, право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе Закон предусматривает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.
«Президент
России Дмитрий Медведев утвердил своим
указом Положение о порядке
Развивая конституционные нормы, Федеральный закон определяет, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией и федеральным законом (ч. 2 ст. 21).
Закон
устанавливает ограничения
Право
участвовать в отправлении
Участие граждан России в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время в России осуществляется поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу («виновен – невиновен») как основы приговора суда. Меру же наказания определяет профессиональный судья.
Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьёй в суде первой инстанции. Эта форма, утвердившаяся в предшествующий период развития страны, сохраняется и поныне.
Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества