Участие граждан в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью этого исследования является рассмотрение роли политических прав в становлении гражданско-правового общества

Согласно цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность политических прав гражданина;

2) описать систему политических прав гражданина;

3) описать пути реализации политических прав гражданина

Содержание

Введение
4

1 Сущность политических прав граждан
6

1.1 Понятие основ правового статуса личности
6

1.2 Понятие и виды политических прав
7

1.3 Гарантии и ограничения политических прав
11

2 Система политических прав
16

2.1 Свобода мысли, слова, печати
17

2.2 Свобода объединений (ассоциаций)
19

2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций
22

2.4 Право обращений
25

2.5 Право участвовать в управлении делами государства
28

Заключение
34

Список использованных источников
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     Право граждан участвовать в отправлении  правосудия реализуется не только в  указанных общественных формах. Отвечая  необходимым требованиям, гражданин  может стать и профессиональным судьей. Для этого гражданин, в соответствии со ст. 119 Конституции РФ должен отвечать следующим требованиям: достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

     Кроме того, предусматривается участие  граждан в подготовке проектов законов путем учета мнения населения, в соответствии с новым указом Президента РФ (Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. №167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»):

     «В  целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета  общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных  законов и федеральных законов  постановляю установить, что:

     а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации (далее – законопроекты), по решению Президента Российской Федерации могут быть вынесены на общественное обсуждение;

     б) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации федеральным  государственным органам, разработавшим  законопроект (принимавшим участие  в его разработке), вынесенный на общественное обсуждение:

     - размещать в сети Интернет  на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение;

     - обеспечивать гражданам, принимающим  участие в общественном обсуждении  законопроекта, возможность ознакомиться  с поступившими на соответствующий  сайт замечаниями и предложениями по законопроекту;

     - по истечении 90 дней со дня  завершения общественного обсуждения  законопроекта представлять Президенту  Российской Федерации доклад  о результатах его обсуждения»  [37]. 

 

     Заключение 

     Политические  права граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества [29, с. 51].

     Конституционный статус личности в России – одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.

     Сложившаяся ситуация в сфере прав человека, несомненно, отражает характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

     «В  то же время в ЕС сохраняются сомнения в том, что Россию можно назвать  правовым государством. Вряд ли можно  считать совпадением то, что всего за несколько дней до визита российского премьер-министра в Брюссель в Европарламенте прошли дебаты о том, можно ли считать Россию правовым государством.

     Энико Гиори, замещавшая на заседании Кэтрин Эштон – верховного представителя  Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, – подводя итоги дебатов, подчеркнула: никто из выступавших не выразил сомнения в том, что Россия является для ЕС стратегически важным партнером. Однако при этом все были едины в том, что процессу демократизации и становления правового государства в России еще далеко до завершения.

     Энико Гиори заверила депутатов, что высказанные  ими замечания и пожелания  будут учтены при переговорах  с Владимиром Путиным в Брюсселе. Гиори сообщила, что проблема функционирования правового государства в РФ обсуждается и при подготовке нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. Свобода слова, свобода союзов и объединений, право на проведение собраний – все это должно стать нормой и в России, подчеркнула представительница МИД Евросоюза» [38].

     Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа  действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных  усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России.

     Вместе  с тем крайне важно участие  в этом деле всех прогрессивных сил  российского общества. Необходим  строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране. 

 

      Список использованной литературы 

     1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ,  от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СПС «Гарант».

     2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001) // СПС «Гарант».

     3. Федеральный конституционный закон  от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О  референдуме Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) // СПС «Гарант».

     4. Федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «О политических  партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // СПС «Гарант».

     5. Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) // СПС «Гарант».

     6. Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред.09.02.2009) «О средствах массовой информации» // СПС «Гарант».

     7. Закон РФ от 27.04.1993 №4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // СПС «Гарант».

     8. Указ Президента Российской Федерации  от 9 февраля 2011 г. №167 «Об общественном  обсуждении проектов федеральных  конституционных законов и федеральных  законов» // СПС «Гарант».

     9. Указ Президента РФ от 25 мая  1992 г. «О порядке организации  и проведения митингов, уличных  шествий, демонстраций и пикетирования» // СПС «Гарант».

     10. Баглай М.В. Конституционное право  РФ. Учебник для юридических вузов  и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА. - 2003. -776 с.

     11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М.: Норма. - 1997. – 304 с.

     12. Жуйков В.И. Права человека и власть закона. – М.: Норма. - 1996. – 416 с.

     13. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М.: РАГС. - 1999. – 112 с.

     14. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: Норма-Инфра. - 1999. – 512 с.

     15. Карева М.П. Права и свободы человека. М.: Юристъ. - 2004. – 390 с.

     16. Козова Е.И. Конституционное право России. – 2-е изд. – М., 1998. – 520 с.

     17. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. – М.: Прспект. - 2010. – 298 с.

     18. Конституционный строй России // Вопросы парламентского права. – М. - Изд-во ИГиП РАН. - 1995. – 256 с.

     19. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М.: Юнити. - 1997. – 159 с.

     20. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М.: Юристъ. - 2000. -105 с.

     21. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. – М.: РАН ИГПАН. - 1993. -396 с.

     22. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма. - 1996. – 158 с.

     23. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. – М.: Юристъ. - 1994. -257 с.

     24. Соколов А.П. Правовое государство.  Идеи, теория, практика. – Курск. - 1994. – 223 с.

     25. Чиркин В.Е. Основы конституционного  строя. – М.: Юристъ. - 1996. – 215 с.

     26. Хабриева Т.А. Правовая охрана  конституции. – Казань: Изательство Казанского университета. - 1995. – 224 с.

     27. Эбзеев Б.C. Конституция. Правовое  государство. Конституционный Суд:  Учебное пособие. – М.: Закон и право. - 1996. - 349 с.

     28. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное  право России: Учебное пособие  / Отв. ред. академик Раен Ю.À. Веденеев. М.: Юриспруденция. - 1999. – 288 с.

     29. Коваленко À.И. Конституционное  право России: Учебник для вузов.  М.: Юнити-Дана. - 2010. – 355 с.

     30. Конституционное право РФ: Учебник  / Под ред. Н.Н.Степанова Екатеринбург: БЕК. - 1995. -345 с.

     31. Конституционное законодательство  России / Под общ. ред. Ю.À. Тихомирова. Воронеж. - Издательство Воронежского университета. - 1996. – 456 с.

     32. Марченко М.Н., Лунгу П.Ф. Основы  государства и права в вопросах  и ответах. М.: Юридический колледж МГУ. - 1995. – 98 с.

     33. Конституционное право России: Конспект  лекций / Сост. À.В. Якушев. М.: Приор. - 1999. – 160 с.

     34. Ковешников Е.М. Конституционное  право РФ: Краткий курс лекций. М.: Норма-Инфра. - 2000. – 585 с.

     35. Комментарий Конституции РФ под ред. Б.Н. Топорнина М., Юридическая литература, 2003. – 831 с.

     36. Права человека. Сборник международных  документов. М.: Издательство Московского независимого института международного права. -2001. – 478 с.

     37. www.rg.ru (официальный сайт «Российская  газета»).

     38. http://www.dw-world.de/dw (блок политических  новостей). 


Информация о работе Участие граждан в политической жизни общества