Характеристика опеки о попечительства как института
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:54, дипломная работа
Краткое описание
Целями работы являются: исследование правовой природы опеки и попечительства; определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства. Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач: - сформулировать и теоретически обосновать понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними; - исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними; - проанализировать правоотношения по опеке и попечительству: между опекуном (попечителем) и ребенком, находящимся под опекой (попечительством); между опекуном (попечителем) и родителями ребенка, переданного под опеку (попечительство); между опекуном (попечителем) и органами опеки и попечительства и др.; - охарактеризовать правовое положение опекунов (попечителей) и правовое положение детей, находящихся под опекой (попечительством).
Содержание
Введение 3 Глава 1. Опека над несовершеннолетними как институт права 8 1.1 Понятие и сущность опеки над несовершеннолетними. 8 1.2 Основания установления и прекращения опеки. 13 1.3 Права детей, находящихся под опекой 21 1.4 Права и обязанности опекуна ребенка 25 Глава 2. Попечительство над несовершеннолетними как институт права законодательства 33 2.1 Понятие попечительства над несовершеннолетними 33 2.2 Основания установления и прекращения попечительства над несовершеннолетними 34 2.3 Права детей, находящихся под попечительством 40 2.4 Права и обязанности попечителя ребенка 43 Глава 3. Проблемы реализации практики установления опеки и попечительства над несовершеннолетними и пути их преодоления в РФ 50 3.1 Актуальные проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними в РФ 50 3.2 Перспективы и пути решения проблем в сфере опеки и попечительства в РФ 55 Заключение 60 Список использованных источников 65 Приложение 1 69 Приложение 2. 74
В юридической литературе опеку
характеризуют как форму индивидуального
временного устройства физического лица,
которая предназначена для обеспечения
его интересов, в том числе восполнения
недостающей дееспособности, и которая
выражается в выполнении опекуном юридических
и фактических действий. В качестве указанной
формы устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, опеку и попечительство
можно определить как один из правовых
инструментов, позволяющих путем закрепления
в установленном порядке органами опеки
и попечительства за несовершеннолетним
гражданином (подопечным) специального
лица (опекуна или попечителя), обеспечивать
посредством юридических и фактических
действий данного лица удовлетворение
потребностей подопечного в содержании,
жилье, обучении и воспитании, а также
охрану его прав и законных интересов.
Опека устанавливается над
детьми в возрасте до 14 лет, а также над
гражданами, признанными судом недееспособными
вследствие психического расстройства
(п. 1 ст. 32 ГК РФ). Сущность опеки состоит
в том, что вместо ребенка, не достигшего
14 лет, либо вместо лица, признанного судом
недееспособным вследствие психического
расстройства, все права и обязанности
осуществляет специально назначенное
лицо опекун. Опекуны являются представителями
подопечных в силу закона и полностью
заменяют подопечных в имущественных
отношениях. Опекуны совершают от имени
подопечных и в их интересах все необходимые
сделки, они выступают в защиту прав и
интересов своих подопечных в отношениях
с любыми лицами, в том числе в судах, без
специального полномочия, на основании
удостоверения, выданного органом опеки
и попечительства, либо решения этого
органа о назначении данного лица опекуном.
В литературе иногда высказывается
мнение, что опека устанавливается над
полностью недееспособными гражданами.
Эта формулировка является неточной, поскольку
ГК РФ не считает детей в возрасте от 6
до 14 лет полностью недееспособными, а,
напротив, определяет объем их частичной
дееспособности. Закон допускает также
частичную дееспособность. Действительно,
было бы неразумно применять одинаковые
ограничения и запреты к пятилетнему ребенку
и подростку 16 лет. Частично дееспособными
признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Частично дееспособный гражданин в соответствии
с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться
своим заработком или другими доходами,
совершать мелкие бытовые сделки, вносить
вклады в кредитные учреждения и распоряжаться
ими, а также осуществлять другие действия,
предусмотренные законом (ст. 26 ГК РФ).
Более серьезные сделки они могут совершать
с согласия своих законных представителей,
к которым относятся родители, усыновители
и попечители.
Лица, не достигшие 14 лет, признаются
в гражданском праве недееспособными.
Однако 14 лет – это довольно большой временной
промежуток, в течение которого сознание
ребенка значительно меняется. Поэтому
закон выделяет в данном периоде два промежутка:
1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети,
чей возраст соответствует первому промежутку,
признаются полностью недееспособными.
Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе
самостоятельно совершать мелкие бытовые
сделки, сделки, направленные на безвозмездное
получение ими выгоды, сделки по распоряжению
средствами, предоставленными им родителем,
законным представителем или с согласия
последних третьим лицом для свободного
распоряжения. Иные сделки за малолетних
совершают от их имени представители –
родители, усыновители или опекуны. Указанные
лица несут имущественную ответственность
за вред, причиненный малолетним, если
не докажут, что вред был причинен не по
вине законных представителей.
Возможность осуществления
своих прав и обязанностей неотчуждаема.
Правовое регулирование отношений
по опеке и попечительству носит комплексный
межотраслевой характер, сочетая в себе
правовые инструменты различных правовых
отраслей и отраслей законодательства.
Так, помимо гражданского и семейного
законодательства, указанные отношения
регламентируются административным законодательством
и рядом иных отраслей. Поэтому с этих
позиций опеку нужно охарактеризовать
как частно-публичный правовой инструмент.
Наряду с Гражданским и Семейным кодексами,
Законом об опеке правовое регулирование
различных отношений по опеке в отношении
несовершеннолетних осуществляется отдельными
федеральными законами и федеральными
подзаконными актами. Кроме того, некоторые
названные отношения регулируются законами
субъектов Федерации (ч. 3 ст. 3 Закона об
опеке). Например, согласно ч. 1 ст. 14 Закона
об опеке, установление опеки или попечительства
по договору об осуществлении опеки или
попечительства допускается в том числе
и в случаях, предусмотренных законами
субъектов Федерации.
Таким образом, опека – это
форма устройства малолетних граждан
(не достигших возраста четырнадцати лет
несовершеннолетних граждан) и признанных
судом недееспособными граждан, при которой
назначенные органом опеки и попечительства
граждане (опекуны) являются законными
представителями подопечных и совершают
от их имени и в их интересах все юридически
значимые действия.
1.2 Основания
установления и прекращения опеки.
Основанием установления опеки
и попечительства над несовершеннолетними
выступает отсутствие по тем или иным
причинам родительского попечения. Статьей
31 ГК (ст. 121 СК) к числу таких причин, в частности,
отнесены отсутствие у несовершеннолетних
родителей, усыновителей; лишение судом
родителей родительских прав; ситуация,
когда родители уклоняются от воспитания
несовершеннолетних либо защиты их прав
и интересов; признание родителей недееспособными
и т.д.
Отечественное гражданское
и семейное законодательство традиционно
разделяет опеку и попечительство над
несовершеннолетними как правовые явления.
Различие между ними проводится по двум
основным параметрам: а) в зависимости
от того, кто является подопечным; б) по
полномочиям опекунов и попечителей. Так,
согласно ст. 32 ГК (ст. 145 СК, ст. 2 Закона
об опеке) опека устанавливается над малолетними,
т.е. лицами в возрасте до 14 лет, а опекуны
являются представителями подопечных
в силу закона и совершают от их имени
и в их интересах все необходимые сделки,
а также иные юридически значимые действия.
Это могут быть действия не только в области
гражданского, но и публичного права (гражданский
процесс, налоговое право и пр.). Попечительство
устанавливается над несовершеннолетними
в возрасте от 14 до 18 лет, а попечители:
а) дают согласие на совершение тех сделок,
которые подопечные не вправе совершать
самостоятельно, и б) оказывают подопечным
содействие в осуществлении ими своих
прав и исполнении обязанностей, а также
в) охраняют их от злоупотреблений со стороны
третьих лиц.
Правоотношения, связанные
с опекой и попечительством, складываются
между следующими субъектами:
- опекунами и попечителями
и их подопечными;
- подопечными и органами
опеки и попечительства;
- органами опеки и попечительства,
с одной стороны, и опекунами
и попечителями, с другой стороны:
правоотношения, связанные с назначением
опеки и попечительства, правоотношения
по надзору за деятельностью
опекунов и попечителей;
- опекунами и попечителями
и иными третьими лицами –
отношения законного представительства.
Органами опеки и попечительства
являются органы исполнительной власти
субъекта Федерации (п. 1 ст. 34 ГК, п. 1 ст.
6 Закона об опеке). Обычно применительно
к несовершеннолетним это органы, осуществляющие
управление в сфере образования (министерство
образования соответствующего субъекта
Федерации и др.). Законами субъектов Федерации
государственные полномочия по организации
и осуществлению деятельности по опеке
и попечительству могут передаваться
органам местного самоуправления. Полномочия
органа опеки и попечительства в отношении
конкретного подопечного возлагаются
на тот орган, который установил над ним
опеку или попечительство, а при перемене
места жительства подопечного эти полномочия
возлагаются на орган опеки и попечительства
по новому месту жительства подопечного
в соответствии с Законом об опеке (ст.
34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).
В связи с опекой и попечительством
основными функциями (полномочиями) названных
органов являются (ст. 8 Закона об опеке):
выявление детей, оставшихся без родительского
попечения, подбор и назначение опекунов
или попечителей, осуществление надзора
за деятельностью названых лиц и др. По
сути дела, эти функции и составляют основу
юридической процедуры организации опеки
и попечительства.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об
опеке в случаях и в порядке, которые установлены
Правительством РФ, ряд полномочий органов
опеки и попечительства (по выявлению
лиц, нуждающихся в установлении над ними
опеки или попечительства, по подбору
и подготовке граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями либо
принять детей, оставшихся без попечения
родителей, в семью на воспитание в иных
установленных семейным законодательством
формах) могут выполнять отдельные юридические
лица: образовательные и медицинские организации
и др.
Закон определяет, кто может
осуществлять функции опекунов и попечителей,
а также закрепляет требования к ним (ст.
35 ГК, ст. 146 СК). Эти функции могут осуществлять
два вида субъектов – как физические,
так и отдельные юридические лица, в том
числе временно сами органы опеки и попечительства
(ст. 123, п. 4 ст. 155.1 СК и др.). Во-первых, непосредственно
опекунами и попечителями могут выступать
лишь граждане. В данном случае опекуны
и попечители должны быть совершеннолетними
и не относиться к: а) лицам, лишенным родительских
прав; б) лицам, отстраненным от выполнения
обязанностей опекунов (попечителей);
в) лицам, ограниченным в родительских
правах; г) бывшим усыновителям (если усыновление
отменено по их вине); д) лицам, имеющим
на момент установления опеки или попечительства
судимость за умышленное преступление
против жизни или здоровья граждан. Кроме
того, закон требует наличие у опекунов
и попечителей определенных личных и иных
качеств, которые учитываются при их назначении.
Во-вторых, функции опекунов
и попечителей несовершеннолетних выполняют
организации (юридические лица), в которые
несовершеннолетние помещены под надзор
(п. 4 ст. 35 ГК, ст. 155.1-155.3 СК, ч. 2 ст. 1 Закона
об опеке). К таким организациям для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
относятся образовательные организации,
медицинские организации, организации,
оказывающие социальные услуги, или некоммерческие
организации, если деятельность по надзору
за несовершеннолетними не противоречит
целям, ради которых они созданы.
Применительно к данной второй
ситуации закон (ст. 155.1 СК, ст. 11 Закона
об опеке) различает два случая: когда
ребенок находится в указанной организации
под постоянным надзором и когда он помещается
туда временно. В первом случае опекуны
(попечители) несовершеннолетним отдельно
не назначаются, а их функции по прямому
предписанию закона осуществляют названные
организации (п. 4 ст. 35 ГК, ч. 5 ст. 11 Закона
об опеке).
Во втором случае, с одной стороны,
из императивного характера правила п.
4 ст. 35 ГК следует, что обозначенные организации
и здесь выполняют функции опекунов и
попечителей. С другой стороны, как установлено
в п. 2 ст. 155.1 СК, ч. 4 ст. 11 Закона об опеке,
временное пребывание ребенка в такой
организации не прекращает права и обязанности
опекуна (попечителя) в отношении подопечного.
Поэтому во втором случае нужно исходить
из того, что если при временном пребывании
ребенка в соответствующей организации
у него отсутствует назначенный в установленном
порядке опекун (попечитель), то данная
организация должна выполнять все функции
опекуна или попечителя (пусть и временно).
Однако при наличии у такого несовершеннолетнего
назначенного опекуна (попечителя) последний
осуществляет все основные свои функции
в отношении подопечного в соответствии
с законом, а организация несет лишь отдельные
обязанности опекуна или попечителя (в
части временного надзора за несовершеннолетним
и др.). Такой подход вполне оправдан с
позиции решения вопросов ответственности,
поскольку в зависимости от ситуации отвечать
может как одно лицо (например, только
организация, куда помещен ребенок), так
и сразу два обязанных субъекта (в частности,
и эта организация, и опекун).
Опека устанавливается через
юридическую процедуру назначения органом
опеки и попечительства опекуна или попечителя.
Данная процедура обычно состоит из трех
основных этапов: информационного, в ходе
которого собирается необходимая информация,
в частности о ребенке, оставшемся без
родительского попечения, о кандидатурах
опекуна, и т.д.; проверочного, когда информация
проверяется, и собственно этапа назначения
опекуна. Кроме того, возможно судебное
оспаривание назначения опекуна заинтересованными
лицами (ст. 35 ГК).
По общему правилу (ст. 35 ГК)
вся указанная процедура осуществляется
и, соответственно, опекун назначается
органом опеки и попечительства по месту
жительства лица, нуждающегося в опеке.
Однако при наличии заслуживающих внимания
обстоятельств (отсутствие у ребенка постоянного
места жительства) опекун может быть назначен
органом опеки и попечительства по месту
жительства опекуна.
В рамках первого этапа орган
опеки и попечительства получает из различных
источников, в том числе и от потенциального
опекуна, информацию о ребенке, оставшемся
без родительского попечения.
На втором этапе орган опеки
и попечительства проверяет соблюдение
установленных законом условий установления
опеки, а также фактических условий будущей
опеки. К числу последних законом отнесены: