Характеристика опеки о попечительства как института
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:54, дипломная работа
Краткое описание
Целями работы являются: исследование правовой природы опеки и попечительства; определение отраслевой принадлежности института опеки и попечительства в системе права и в системе законодательства; выявление и обоснование специфики правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми; выявление существующих проблем в организации системы опеки и попечительства. Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач: - сформулировать и теоретически обосновать понятие опеки и попечительства над несовершеннолетними; - исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над несовершеннолетними; - проанализировать правоотношения по опеке и попечительству: между опекуном (попечителем) и ребенком, находящимся под опекой (попечительством); между опекуном (попечителем) и родителями ребенка, переданного под опеку (попечительство); между опекуном (попечителем) и органами опеки и попечительства и др.; - охарактеризовать правовое положение опекунов (попечителей) и правовое положение детей, находящихся под опекой (попечительством).
Содержание
Введение 3 Глава 1. Опека над несовершеннолетними как институт права 8 1.1 Понятие и сущность опеки над несовершеннолетними. 8 1.2 Основания установления и прекращения опеки. 13 1.3 Права детей, находящихся под опекой 21 1.4 Права и обязанности опекуна ребенка 25 Глава 2. Попечительство над несовершеннолетними как институт права законодательства 33 2.1 Понятие попечительства над несовершеннолетними 33 2.2 Основания установления и прекращения попечительства над несовершеннолетними 34 2.3 Права детей, находящихся под попечительством 40 2.4 Права и обязанности попечителя ребенка 43 Глава 3. Проблемы реализации практики установления опеки и попечительства над несовершеннолетними и пути их преодоления в РФ 50 3.1 Актуальные проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними в РФ 50 3.2 Перспективы и пути решения проблем в сфере опеки и попечительства в РФ 55 Заключение 60 Список использованных источников 65 Приложение 1 69 Приложение 2. 74
При назначении опекунов учитывается,
что им оказывается большое доверие –
наиболее полно обеспечить интересы и
благополучие подопечных, их воспитание,
заботу об их здоровье. В целях наиболее
полного учета интересов подопечных закон
устанавливает ряд общих требований к
опекунам. В первую очередь должны приниматься
во внимание их нравственные и иные личные
качества. Они должны быть способны к определенному
самоограничению ради принимаемого под
опеку человека, который социально слабо
защищен.
Опекун назначается органом
опеки и попечительства по месту жительства
лица, нуждающегося в опеке, в течение
месяца с момента, когда указанным органам
стало известно о необходимости установления
опеки над гражданином. Началом месячного
срока служит день, когда, например, вступило
в законную силу решение суда о признании
гражданина недееспособным или ограниченно
дееспособным, лишении родительских прав,
отобрании ребенка независимо от лишения
родительских прав, вступил в законную
силу приговор суда относительно родителей
ребенка.
Датой утраты родительского
попечения будет день смерти одинокой
матери или последнего из родителей и
т.д. Если установить момент возникновения
надобности в опеке невозможно, он определяется
днем составления акта обследования управомоченным
на то лицом. При обращении будущего опекуна
в местные органы самоуправления с просьбой
о назначении опекуном месячный срок исчисляется
со дня подачи этого заявления.
При наличии заслуживающих
внимания обстоятельств опекун может
быть назначен органом опеки и попечительства
по месту жительства опекуна. Например,
если он уже привез к себе нуждающегося
в помощи гражданина либо не имеет возможности
долго находиться в доме будущего подопечного.
Если опека оформлены по месту жительства
опекуна, то он получает все необходимые
документы по месту принятия постановления.
Но потом личное дело подопечного, где
хранится вся документация по опеке, направляется
по месту жительства подопечного.
Если несовершеннолетнему лицу,
нуждающемуся в опеке в течение месяца
не назначен опекун, исполнение обязанностей
опекуна временно возлагается на орган
опеки и попечительства. Нести эту обязанность
данные органы должны в течение времени,
необходимого для поиска и назначения
опекуна, подбора подходящего учреждения,
где подопечный будет находиться на полном
государственном попечении.
После принятия решения о назначении
орган местного самоуправления выдает
опекуну один экземпляр постановления
и опекунское удостоверение. Назначение
опекуна может быть обжаловано в суде
заинтересованными лицами.
Опекунами могут назначаться
только совершеннолетние дееспособные
граждане. Не могут быть назначены опекунами
граждане, лишенные родительских прав.
Лица, которые ни при каких обстоятельствах
не могут быть опекунами: не достигшие
18 лет, недееспособные, а также лишенные
родительских прав.
При этом недееспособность
гражданина подтверждается решением суда,
а лишение родительских прав – соответствующим
судебным решением, вынесенным в соответствии
с требованиями брачно-семейного и процессуального
законодательства. Все другие противопоказания
к назначению опекуном рассматриваются
с учетом рекомендаций по подбору опекуна.
Опекун может быть назначен
только с его согласия. Это согласие обычно
выражается в заявлении, адресованном
в органы опеки и попечительства, с просьбой
о назначении опекуном. При этом должны
учитываться его нравственные и иные личные
качества, способность к выполнению обязанностей
опекуна, отношения, существующие между
ним и лицом, нуждающимся в опеке, а если
это возможно – и желание подопечного.
К опекунам детей предъявляются
повышенные требования. Семейный кодекс
РФ устанавливает, что не назначаются
опекунами лица, больные хроническим алкоголизмом
или наркоманией; лица, отстраненные от
выполнения обязанностей опекунов; лица,
ограниченные в родительских правах; бывшие
усыновители, если усыновление было отменено
по их вине, а также лица, которые по состоянию
здоровья не могут осуществлять обязанности
по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 и п. 1 ст.
127 Семейного кодекса РФ).
При назначении опекуна учитываются
отношения между ним и лицом, нуждающимся
в опеке, а если это возможно, то и желание
подопечного. Опекунами назначаются, как
правило, лица, близкие подопечному, главным
образом родственники. При их отсутствии
опекун назначается по выбору органов
опеки и попечительства.
Опекуном гражданин может быть
назначен только с его согласия, т.е. эти
отношения основаны на принципе добровольности.
Никаких исключений из этого принципа
закон не предусматривает. Принцип добровольности
принятия на себя обязанностей опекуна
в настоящее время содержится в Гражданском
кодексе РФ (п. 3 ст. 35). На практике при назначении
гражданина опекуном требуется письменное
согласие его супруга и совершеннолетних
членов семьи, поскольку забота о подопечном
осуществляется обычно всеми членами
семьи, если обязанности опекуна принял
на себя семейный человек.
Встречаются случаи, когда оказывается
невозможным в месячный срок, установленный
законом, подобрать опекуна для нуждающегося
в опеке лица. В такой ситуации функции
опекуна временно выполняют органы опеки
и попечительства.
Права и обязанности опекунов
регулируются гражданским законодательством,
за одним исключением. Права и обязанности
опекунов относительно обучения и воспитания
несовершеннолетних подопечных определяются
семейным законодательством. Иными словами,
преимущество в регулировании прав и обязанностей
опекунов по обучению и воспитанию их
несовершеннолетних подопечных законодатель
отдает семейному законодательству.
Прежде чем исследовать права
и обязанности опекунов и попечителей,
остановимся на определении и общеправовом
содержании понятий "права и свободы
человека", "обязанности человека".
Итак, права и свободы человека и гражданина
составляют центральный институт конституционного
права, который содержит нормы, определяющие
взаимоотношения государства и личности,
ее правовой статус.
Право есть форма общественных
отношений независимых субъектов в рамках
общей нормы. Независимость этих субъектов
друг от друга в рамках правовой нормы
и есть правовое выражение свободы. Правовая
форма свободы обеспечивает формальное
равенство и формальную свободу. Норма
выступает масштабом, мерой свободы. Она
отрицает, противостоит произволу и привилегиям
в рамках этого правового поля.
Таким образом, говоря о понятиях
"права" и "свободы" следует
согласиться с выводами Л.Д. Воеводина
о наличии в них и сходства и различия.
Сходство определяется через правовую
возможность. Что касается различий, то
права свидетельствуют о возможности
получения каких-либо социальных благ,
а свободы – о возможности избежать определенных
ограничений со стороны государства. Эта
позиция является более точной, по сравнению
с точкой зрения ряда авторов, которые
говорят об идентичности этих понятий,
указывая лишь, что термин "свобода"
призван подчеркнуть более широкие возможности
индивидуального выбора.
Признавая права и свободы граждан,
государство определяет в законах их содержание,
объем, пределы, гарантии их соблюдения,
а также обязанности человека (например,
уплата налогов, охрана окружающей среды)
и гражданина (военная служба и др.). Одни
права и свободы иногда могут противоречить
другим правам и свободам (например, праву
собственности, личным свободам), и это
противоречие государство должно устранять.
Оно может, а иногда обязано поощрять такое
осуществление прав и свобод, которое
в наибольшей степени соответствует его
социальным, экономическим, экологическим,
политическим задачам и функциям. Определение
в ст. 18 Конституции РФ конституционных
прав и свобод как непосредственно действующих
еще раз подтверждает признание авторами
Основного закона концепции естественных
прав. Права и свободы определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
Под обязанностью понимается
предусмотренная законом мера должного
поведения субъектов права, требующая
от них совершения предписанных законом
действий. Обязанности устанавливаются
как в интересах общества, так и в интересах
самого правообязанного субъекта. Безусловно,
отдельно взятая юридическая обязанность
ограничивает в известной мере свободу
индивида, его волю, желания; она может
внешне восприниматься им как нечто стесняющее
его действия, как форма принуждения (например,
обязанность защиты отечества и уплаты
налогов). Тем не менее, обязанность, наряду
с правом, – предпосылка свободы и, в конечном
счете, выражает собственные интересы
ее носителя, даже если он этого не осознает.
В правовом государстве обязанности представляют
собой комплекс морально-правовых требований,
предъявляемых к личности и вытекающих
из объективных потребностей развития
и совершенствования общества, самой личности.
Опекуны являются законными
представителями своих подопечных и вправе
выступать в защиту прав и законных интересов
своих подопечных в любых отношениях без
специального полномочия.
На стороне опекуна выступает
специальный субъект физическое лицо
(или несколько лиц). При этом возможность
стать опекуном принадлежит не каждому
гражданину и зависит от соответствия
характеристики личности требованиям
закона (ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ). Так, не
может быть опекуном лицо, лишенное родительских
прав. Само по себе лишение родительских
прав представляет собой ограничение
его гражданской правоспособности, произведенное
с соблюдением правила п. 1 ст. 22 ГК РФ. В
то же время следует считать, что лицо,
восстановленное в родительских правах,
имеет право быть опекуном.
Отказ в заключении договора
об опеке возможен и по причине недостатков
нравственных и иных личных качеств заявителя,
в том числе при установлении опеки над
детьми – по причине наличия определенного
заболевания. Такие недостатки не относятся
к числу обстоятельств, являющихся основанием
для ограничения в соответствии с законом
правоспособности физического лица. Из
этого следует, что в силу закона орган
опеки и попечительства вправе отказать
заявителю в назначении его опекуном или
попечителем по причине наличия информации,
ставящей под сомнение его личные качества.
Законные представители несовершеннолетнего,
оставшегося без попечения родителей,
– опекун, приемные родители, администрация
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Место выявления
и первичного устройства несовершеннолетнего
на государственную и семейную форму воспитания
– территориальная принадлежность органа
исполнительной власти, направившего
несовершеннолетнего, оставшегося без
попечения родителей, в учреждение на
полное государственное обеспечение,
под опеку, попечительство или в приемную
семью.
В интересах подопечного орган
опеки и попечительства в акте о назначении
опекуна либо в договоре об осуществлении
опеки может указать отдельные действия,
которые опекун совершать не вправе. В
частности, статья предусматривает ряд
конкретных случаев и действий, которые
опекун не вправе совершать. К ним относятся:
- запрет опекуну изменять
место жительства подопечного,
- запрет опекуну в целях
учета индивидуальных особенностей
личности подопечного устанавливать
обязательные требования к осуществлению
прав и исполнению ими своих
обязанностей, в том числе такие
требования, которые определяют
конкретные условия воспитания
несовершеннолетнего подопечного.
Опекуны обязаны извещать органы
опеки и попечительства о перемене места
жительства подопечных не позднее дня,
следующего за днем выбытия подопечных
с прежнего места жительства.
Глава 2.
Попечительство над несовершеннолетними
как институт права законодательства
2.1 Понятие
попечительства над несовершеннолетними
Под попечительством Закон
об опеке понимает одну из законных форм
устройства несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных
судом в дееспособности, при которой назначенные
органом опеки и попечительства граждане
(попечители) должны помогать несовершеннолетним
подопечным при осуществлении последними
их законных прав и обязанностей, а также
охранять их от злоупотреблений со стороны
третьих лиц, давать согласие совершеннолетним
подопечным на совершение ими действий
в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса
РФ.
Современный экономический
словарь определяет попечительство как
правовую форму защиты личных и имущественных
прав и интересов граждан, устанавливаемая
над несовершеннолетними в возрасте от
14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными
судом в дееспособности. Попечители оказывают
подопечным содействие в осуществлении
ими своих прав и исполнении обязанностей,
а также охраняют их от злоупотреблений
со стороны третьих лиц.
В научной литературе высказываются
различные соображения в отношении понятия
опеки и попечительства. Однако более
точным представляется мнение Н.М. Ершовой,
которая определяет это как комплексный
раздел семейного и гражданского права,
включающий все виды попечения над гражданами,
которые нуждаются в особых формах охраны
своих прав и интересов, и имеющий целью
защиту их личных и имущественных прав.