Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:39, шпаргалка

Краткое описание

1. Государственное управление как вид социального управления.
2. Исполнительная власть: понятие, сущность и место в системе разделения властей.
...
72. Обращения граждан

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к зачету по административному праву.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

-уполномочивающие - предусматривают  возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;

- запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;

- поощрительные - обеспечивают  должное поведение адресата путем  материального, морального стимулирования.

5) По субъекту  выделяют нормы, регулирующие:

- административно-правовой  статус (АПС) граждан;

- различных звеньев  аппарата государственного управления;

- АПС государственных  служащих;

- деятельность государственных  предприятий, учреждений;

- отдельные аспекты деятельности коммерческих юри-

дических лиц.

6) По пределу  действия АПН:

1. Во времени:

- срочные (заранее  определен срок их действия, например  чрезвычайное положение);

- бессрочные (срок не  определен, утрачивают силу в  результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

- общефедеральные: действуют  в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

- нормы субъекта Федерации;

- местные (локальные);

- межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются наряд территориальных образований);

- специальные (определенный  регион).

3. По кругу лиц:

- правила в отношении  всех субъектов управленческихотношений;

-для отдельных категорий  субъектов (отдельные виды юридических  лиц).

 

7. Источники российского административного права

Источники административного  права — это внешние формы  выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных  правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет  административного права, образует административное законодательство.

В законодательном  массиве административного права  следует выделять:

- общеправовые законодательные  акты (прежде всего, Конституцию  России), отраслевые законодательные  акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП  РФ, ФЗ о системе государственной  службы и т.п.);

- законодательные акты, относящиеся к другим отраслям  права и межотраслевым общностям,  однако имеющие в своей структуре  нормы, регламентирующие административно-правовые  отношения (Таможенный, Налоговый,  Лесной кодексы и др.);

- международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и  структуру системы источников административного  права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в  правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический  прецедент (например, постановления  Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления  Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства

Система источников административного права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

а) Конституция РФ;

б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные  договоры РФ;

в) постановления Конституционного Суда РФ;

г) федеральные конституционные  законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ;

е) нормативные указы  и распоряжения Президента РФ;

ж) нормативные акты палат  Федерального Собрания РФ;

з) нормативные постановления  и распоряжения Правительства РФ;

и) нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых  федеральных государственных органов  с особым статусом (например, Центральный банк РФ).

На региональном уровне:

а) конституции (уставы) субъектов  РФ;

б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ;

ж) нормативные акты органов  исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

На муниципальном (местном) уровне:

а) уставы муниципальных  образований;

б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы  муниципального образования;

г) нормативные акты местной  администрации.

 

8. Понятие и особенности административно-правовых  норм

Нормы административного  права, обладая качествами правовой нормы как таковой, несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

Административно-правовая норма — установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом пред назначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, то есть исполнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы, в отличие от многих других отраслей российского права, имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них. Имеются в виду административная и дисциплинарная ответственность',

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т. п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую  характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего следует решить вопрос о соотношении правоисплнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Административно-правовые нормы нередко являются продуктом административного правотворчества.

Для административного  права характерно юридическое опосредование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы РФ. Поэтому административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую "нагрузку": правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм — теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность:

правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются "во исполнение"законов.

Однако вся  совокупность действующих административно-правовых норм не сводится к тем, которые устанавливаются  непосредственно названными субъектами. Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, конституционный статус личности, субъектов исполнительной власти и т. п.). Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм.

Это означает, что существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти (например, Правительству РФ). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы неравнозначны по своей юридической силе.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, то есть производны от них; последние по своему юридическому значению — первичны. Отсюда — подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента РФ как главы государства (ст. 115 Конституции РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"