Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:45, шпаргалка
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях - физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых.
Самосознание это способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе знания.
Сократ первый заговорил о самосознании (самопознании). Средневековая философия считала, что прежде, чем человек будет способен осознать Бога, он должен осознать себя.
Новое Время соотнесло, приравняло проблему познания и самосознания. Немецкая классическая философия – сознание не существует без самосознания. Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. Ее больше заботит вопрос принципиальной возможности рефлексии по вопросам: сознательного, бессознательного, интеллектуального, эмоционального, волевого.
Память -есть процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающим возможным его повторное использование в деятельности.
Особенность человеческой памяти заключается в том, что это уже не естественно-природная, а социально-культурная память. А поскольку культура — не что иное, как осознающая себя (философы - «рефлектирующая») история человеческого развития, непрерывно накапливающийся опыт ее осмысления, вновь и вновь погружаемый в непосредственный процесс исторического творчества, чтобы соучаствовать в нем, постольку культурная память не «механична», не «телесна», а «исторична». Это всегда опыт переживания истории — временного процесса, процесса превращения будущего в настоящее, настоящего — в прошлое, вчерашнего прошлого — в позавчерашнее и т.д. Это всегда опыт новых и новых попыток справиться с энтропийными процессами «временности» — с необратимой тенденцией аннигиляции прошлого, растворения его в небытии. В этом смысле специфической особенностью культурной памяти как памяти исторической является ее ориентация на спасение прошлого — осознанная борьба с забвением, с погружением прошлого в небытие.
44. бессознательное
Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены бессознательные желания и вытесненные из сознания идеи. Оно иррационально, вневременно. От сознания - окна во внешний мир - бессознательное отгорожено областью предсознательного. Предсознательное это разумное Я человека, память, мышление. Область сознания Фрейд связывал в основном с восприятием внешнего мира. Источником психической динамики является желание бессознательного, стремящееся к разрядке в виде действия. Для этого им нужно попасть в сознание, управляющее реализацией поведенческих актов. Это возможно лишь при посредничестве предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей. Сохраняющие активность неразряженные желания находят "окольные пути" проникновения в сознание, маскируясь посредством механизмов бессознательного и обманывая "цензуру". В работе "Я и Оно" Фрейд развертывает структурную концепцию психики, выводящую всю психическую динамику из взаимодействия трех инстанций Я, Оно, Сверх Я. Если провести аналогию с предыдущей структурой, то Я –сознание, Оно - бессознание, Сверх Я - предсознание или подсознание. Итак, бессознательное Оно – это "кипящий котел инстинктов". Задачей предсознательного Я является такое удовлетворение «импульсов» Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требовании следит Сверх Я - представитель общества, внешнего идеала и авторитета в психике человека. Карл Густав Юнг и Фрейд о природе бессознательного. Юнг считал, что подсознательное имеет не биологическую, а символическую природу. Оно структурировано в виде архетипов. Бессознательное, как и сознательное имеет антологических статус, т.е. существует не как проявление чего-то а самостоятельно. Бессознательное можно активировать с помощью гипноза. Комплексы – структура личного бессознательного Архетипы – структура коллективного бессознательного, универсальные структуры человеческой психики, похожи на априорные формы Канта (только относящиеся к бессознательному). Герои мифов и сказок являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существует отдельный человек и человечество в целом. Таким понятием как Архетип Юнг обосновывает идею психического единства человечества.
Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики (всё природное, родовое, врождённое, инстинктивное принадлежит этому слою психики), а сознательное, сознание - "окно во внешний мир" - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным
Оооооооооооооооооооооооооооооо
45. Проблема идеального в истории философии
К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственно-моральные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.
Идеальное – это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека. Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени (Д.Дубровский).
Античная философия – учение о бытии Платона о мире идей (эйдосов), идеальном мире, что может интерпретироваться как индивидуальное сознание и как субъективная (умственная) реальность.
Немецкая классическая философия – все существующее проявляется в процессе саморазвития Абсолютного Духа, Абсолютной идеи. Все, что не совпадает с идеей проявляется как временное, и не оставляет следов в истории. Идеальное тесно связанно с проблемой универсалий.
Существует три мнения по этому вопросу реалистов, номиналистов и концептуалистов. Универсалии или общие понятия существуют 1) «до вещей» или «в вещах», так говорят крайние (Платон) и умеренные (Аристотель) реалисты. 2) «после вещей» в человеческом уме, т.е. мы сами договорились называть вещи так, а не иначе, и нет у них никакого идеального прообраза, универсалии сами по себе не реальны. Так говорят номиналисты (Иоанн Расцелин). И как всегда находятся те, которые стараются принять промежуточное положение, это концептуалисты. Они говорят, что универсалии или общие понятия реальны, но не существуют отдельно от предметов.
Например, универсалия (общее понятие, идея_______) лошадь реальна, но она не существует без живой лошади. Универсалии предшествуют отдельным вещам. Сначала Бог имел идею лошади, а затем уже создал лошадь. Универсалии существует в уме Бога. Так представлял эту проблему П. Абеляр, ученик Расцелина. Оккам предложил другой взгляд на проблему универсалий с точки зрения концептуализма. Он доказал, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии существуют не в уме Бога, а лишь в уме человека думающего о вещах.
46. Познание, творчество, практика
Познание — это искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности — творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практической деятельностью) как с их основой. Практика — это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.. Значение практики для познавательного процесса, для выработки и развития познания подчеркивали многие философы разных ориентации и представители частных наук. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Важнейшие формы практики: 1.Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2.Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3.Научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
47. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание
С точки зрения Гегеля, рациональность - это разумность, т е. умение мыслить в логических категориях, а ее критерий - истина. Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то. что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.Ф. Бэкон, выдвинув лозунг "Знание - сила", указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что "церковь - друг науки", отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры. Б. Рассел понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. Среди различных видов веры британский философ выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Русские философы исходили из того что вера - важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Слово «рациональное» происходит от латинского ratio - рассудок, разум, и, в широком смысле, описывает все, что мы мыслим в соответствии с классическими законами логики. Рациональное знание есть знание логичное, доказательное. «Иррациональными» же называют внелогические формы мышления, такие, например, как вера и интуиция.
Как остроумно заметил Гегель, далеко не всякий, кто хорошо умеет переваривать пищу, обязан знать законы процесса пищеварения, - точно так же обстоит дело и с процессом мышления. Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом. В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.
48. Понимание и объяснение
У Дильтея понимание представлено как проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, у Хайдеггера - это специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире.
Согласно Гадамеру, понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. Поэтому предметом понимания является не смысл, вложенный автором в текст, а то предметное содержание ("суть дела"), с осмысчением которого связан данный текст. При этом, по мнению Гадамера, всякое понимание есть проблема языковая: оно достигается (или не достигается) в "медиуме языко-вости", и в доказательствах не нуждается. Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, т.е. подведению изучаемого явления под закон и причину, так как - особенно в социальном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т.п. Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания. Вригт считает, что различие между ними "лучше проводить".
Понять предмет, значит выразить его сущность, т.е. причины и законы его бытия, в логической форме - в виде понятия. Эта же самая форма позволяет и объяснить понятое, выразив мысль с помощью знаков (слов, цифр, чертежа и т.д.) либо практических действий. Таким образом, объяснение предполагает понимание и является его логическим продолжением. Невозможно объяснить то, что ты не понимаешь. Напротив, если ты действительно понял вещь, т.е. выразил ее сущность в понятии, объяснение ее не представляет какой-либо сложности.
В конце XIX века немецкие кантианцы противопоставили методы объяснения и понимания. Объяснение, полагали они, характерно для естествознания и математики, где разум имеет дело с лишенными духа внешними вещами; историческое же, гуманитарное знание добывается методом понимания - проникновения в духовный мир других людей и культур. Метод объяснения обобщает явления природы, игнорируя их индивидуальность, а метод понимания, напротив, нацелен на выявление индивидуального содержания феноменов человеческого духа. Эта дилемма объяснения и понимания строится на толковании отношения категорий всеобщего и единичного (индивидуального).
Помимо абстрактного