Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:25, контрольная работа
В любой рыночной стране государство тем или иным образом вмешивается в процесс формирования цен. Государственное вмешательство в процесс ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и к экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
33. Юридическая ответственность за нарушение дисциплины цен. Нормативные правовые акты, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение дисциплины цен. Административная ответственность. Уголовная ответственность
68. Договор контрактации, его отличительные особенности.
Задача № 13.
Не имея возможности оплатить полную стоимость купленной квартиры, Воробьёв договорился с её продавцом Прокофьевым об отсрочке платежа на 6 месяцев. Соглашаясь на отсрочку, Прокофьев потребовал от Воробьёва, чтобы за него поручилась его родственница Тихонова, которую Прокофьев знал, как честного и исполнительного человека. Тихонова согласилась на поручительство, но подписывая договор, оговорила, что ручается за возврат половины долга, а за оставшуюся часть долга она посоветовала Воробьёву обратиться с просьбой о поручительстве к Тунеевой, которая на это согласилась. Поскольку в обусловленный срок Воробьёв долга не погасил, Прокофьев обратился с иском к Тихоновой о взыскании с неё всей суммы долга. Возражая против иска, Тихонова указала, что поручилась она за исполнение только части обязательства т что на момент дачи поручительства, у неё была возможность уплатить за Воробьёва, но сейчас она не работает и такой возможности у неё нет.
Решите спор.
Меры экономической и административной ответственности за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрены рядом законодательных и нормативных актов Республики Беларусь:
Следует
иметь в виду, что санкции, применяемые
за нарушение законодательства о ценообразовании,
достаточно суровы, а потому их уплата
может привести к серьезным финансовым
последствиям для отдельных субъектов
хозяйствования.
К юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, допустившим нарушения законодательства о ценообразовании, применяются меры экономического и административного воздействия:
- выручка, необоснованно полученная в результате нарушения регулируемых цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход соответствующего бюджета с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, – в судебном порядке. При повторном аналогичном нарушении дисциплины цен в течение года штраф взимается в двойном размере;
- при неоднократном выявлении фактов необоснованного завышения или занижения цен субъектами хозяйствования независимо от формы собственности органы ценообразования имеют право вводить для них режим государственного регулирования, а также обращаться в хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися ею;
- в случае неправильного или ненадлежащего оформления платежных документов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на продавца, так и на покупателя продукции штраф в размере до 10 % ее стоимости;
- превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен в установленном порядке влечет за собой взыскание дохода, полученного в результате превышения цен, и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода;
- если товары реализуются с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономического обоснования применяемых цен, на предприятие может быть наложен штраф в размере до 30 % стоимости продукции;
- отсутствие экономического обоснования товарообменной операции или использование в нем недостоверных сведений влечет за собой наложение штрафа в размере до 10 % стоимости фактически исполненной товарообменной операции;
- при нарушении пределов продажных цен в посреднической деятельности изымается разница в размере этого превышения, а также налагается штраф в двукратном размере этой разницы;
- за нарушение порядка представления информации об уровне цен на производимые и ввозимые на территорию республики товары предусмотрен штраф в размере до 10 % стоимости реализованных товаров по ценам, по которым не соблюден установленный порядок.
Кроме административной ответственности установлена также и уголовная (на основании Уголовного кодекса Республики Беларусь:
- за установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке - штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 245 УК)
- за установление или поддержание монопольных цен, сопряженные с принуждением или применением насилия в отношении конкурентов - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 2 ст. 245 УК)
Руководители юридического лица и другие должностные лица, предприниматели несут и иную ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании в соответствии с действующим законодательством.
Функции осуществления контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании возложены на Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. На местном уровне (в пределах своей территории) те же функции выполняют управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Проверкой правильности установления и применения цен занимается также Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы на местах. В своей работе органы контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании взаимодействуют с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием.
Договор контрактации относится к сложившимся гражданско-правовым договорам.
В ст. 505 Гражданского Кодекса Республики
Беларусь дается следующее понятие договора
контрактации : это договор, по которому
производитель сельскохозяйственной
продукции обязуется передать выращенную
(произведенную) им сельскохозяйственную
продукцию заготовителю для переработки
или продажи.
Рассматривая положения о договоре контрактации
, можно сделать предположение , что существует
два вида данного договора :
- договор, который заключается между государством
и юридическими лицами ;
- договор, заключаемый между любыми юридическими
лицами, гражданами.
Но
все же реально договор контрактации действует
лишь в первом виде, что проистекает из
практики его применения. Следовательно
, можно сделать вывод, что сейчас договор
контрактации - это договор на закупку
сельскохозяйственной продукции только
для государственных нужд, одной из сторон
которого обязательно выступает государство.
В свете сказанного деятельность коммерческих
структур по закупке сельскохозяйственной
продукции следует рассматривать в качестве
обычной предпринимательской деятельности
. Договоры же , заключаемые без участия
государства как стороны, следует рассматривать
как обычные договоры поставки . Более
того, в самом тексте ГК (ч. 2 ст. 505) указана
возможность применения правил о договоре
поставки. Из вышеуказанного следует вывод
, что нынешний договор контрактации несколько
не соответствует требованиям времени,
а именно развивающимся в стране рыночным
отношениям со множеством действующих
в них разнообразных субъектов.
Договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи , которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.
Стороны в договоре — производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель. Обе стороны, как правило, предприниматели, за исключением случаев, когда стороной в договоре является государственный орган. Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать юридические лица — коммерческие организации, сфера деятельности которых — сельское хозяйство (птицефабрики, животноводческие комплексы, колхозы и др.), крестьянские (фермерские) хозяйства и другие землевладельцы и землепользователи, являющиеся предпринимателями в сфере сельскохозяйственного производства (независимо от формы собственности). Заготовителями могут быть как коммерческие организации, так и физические лица — предприниматели, осуществляющие последующую продажу или переработку сельскохозяйственной продукции (маслозаводы, молококомбинаты, сахарные заводы, прядильные и ткацкие фабрики, торговые организации и т.п.), а также государственные органы.
Права и обязанности несут
обе стороны.
Производитель сельскохозяйственной
продукции обязан:
1) передать контрактанту обусловленное
договором количество продукции в установленном
ассортименте и определенного качества.
Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной
продукции определяется сторонами в договорах.
Контрагенты вправе по взаимному соглашению
изменять в процессе исполнения договора
ассортимент закупаемой продукции. Качество
продуктов должно соответствовать стандартам,
техническим условиям или установленным
кондициям. Лишь в исключительных случаях
по выдаваемым в установленном порядке
разрешениям допускается сдача продукции,
не соответствующей требованиям стандартов,
технических условий и т.п.;
2) сдать продукцию в установленные договором
сроки. Если стороны согласовали график
доставки, продукция должна быть сдана
в соответствии с графиком. По согласованию
с заготовителем производитель вправе
сдать продукцию досрочно.
Вывоз сельскохозяйственной продукции
возлагается на контрактанта, если иное
не предусмотрено договором контрактации;
3) представить заготовителю по его требованию
отчет об использовании полученных финансовых
и материальных средств.
Заготовитель (контрактант) обязан:
1) предоставить производителю сельскохозяйственной
продукции в соответствии с достигнутой
договоренностью финансовые и материальные
средства, оказать техническое содействие
для осуществления производства сельскохозяйственной
продукции;
2)принять сельскохозяйственную продукцию
по месту нахождения производителя сельскохозяйственной
продукции и обеспечить ее вывоз, если
договором не предусмотрено иное. Стороны
могут договориться о приемке заготовителем
(контрактантом) на установленных в договоре
условиях всей сельскохозяйственной продукции,
произведенной производителем
Для принятия сельскохозяйственной продукции
установлены предельные сроки приемки;
3) оплатить принятую сельскохозяйственную
продукцию. Оплата осуществляется в зависимости
от достигнутой договоренности.
Кроме того, стороны могут договориться
о том, что заготовитель, осуществляющий
переработку сельскохозяйственной продукции,
обязан возвращать ее производителю отходы
от переработки этой продукции с оплатой
по цене, определенной договором контрактации.
Говоря о характерных чертах договора
контрактации , следует указать , что он
является:
- формальным , то есть заключается в письменной
форме;
- срочным (в настоящее время он заключается
как правило сроком на один год);
- возмездным;
- двусторонним;
- консенсуальным (считается заключенным
с момента соглашения сторон).