Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов выявить правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в Российской Федерации; обобщить правовые проблемы, возникающие в ходе ее реализации; отразить недостатки действующего нормативного регулирования; разработать подходы к решению возникающих вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ……………………………………………………………8
1.1.Понятие качества и эволюция его правового регулирования ……………..8
1.2.Обеспечение качества товаров в договоре купли – продажи …………….23
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………. 38
2.1.Правовой режим технических регламентов………………………………..38
2.2.Правовые основы стандартизации………………………………………….42
2.3.Правовые основы подтверждения соответствия…………………………..44
2.4.Правовые основы обеспечения единства измерений……………………...49
2.5.Правовые основы обеспечения предпринимателями
санитарных норм и гигиенических требований…………………………….....52
2.6.Лицензирование отдельных видов деятельности………………………….
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ И БЕЗОПАСНОСТИ………………………………..54
3.1.Ответственность изготовителей, органов по сертификации,
испытательных лабораторий (центров) и их должностных лиц за
нарушение обязательных требований к продукции……………………….. 54
3.2.Гражданско-правовая ответственность…………………………………..56
3.3.Административная ответственность……………………………………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….73

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

1) общие технические  регламенты, требования которых  обязательны для применения и  соблюдения в отношении любых  видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,  реализации и утилизации;

2) специальные  технические регламенты, требованиями  которых учитываются технологические  и иные особенности отдельных  видов объектов технического  регулирования. Они принимаются  только в тех случаях, когда  с помощью общих регламентов  не могут быть достигнуты определенные  для технических регламентов  цели.

Законом о  техническом регулировании подробно установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. В качестве основы для  разработки проектов технических регламентов  могут применяться международные  и (или) национальные стандарты.

По общему правилу технический регламент  принимается федеральным законом. Из этого правила Закон о техническом  регулировании предусматривает  исключения:

а) технический  регламент может быть принят международным  договором, подлежащим ратификации  в порядке, установленном законодательством  РФ;

б) до вступления в силу ФЗ о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление  о соответствующем техническом  регламенте;

в) в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для  обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового  акта о техническом регламенте, Президент  РФ вправе издать технический регламент  без его публичного обсуждения.

Принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, технический регламент  вступает в силу не ранее чем через  шесть месяцев со дня его официального опубликования. Необходимые для  применения соответствующего технического регламента правила и методы исследований, отбора образцов и т. п. разрабатываются  федеральными органами исполнительной власти в течение шести месяцев  со дня официального опубликования  технического регламента и утверждаются Правительством РФ.

Со дня  вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий  технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства  РФ, утрачивает силу. Следует иметь  в виду, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов  требования к объектам технического регулирования (продукции, в том  числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей  целям технического регулирования. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет  со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании.

Государственный контроль и надзор за соблюдением  требований технических регламентов  осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными  им государственными учреждениями, уполномоченными  на проведение государственного контроля и надзора законодательством  РФ. Объекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, полномочия органов в данной сфере определены нормами глав 6 и 7 Закона о техническом регулировании. За нарушение требований законодательством о техническом регулировании предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Кроме того, Законом о техническом регулировании определены санкции оперативного характера. Так, ст. 40 данного акта предусматривает принудительный отзыв продукции по решению суда и информирование о таком решении приобретателей через средства массовой информации.

 

Так, Восточный  территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Пермскому  краю (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд  Пермского края с заявлением о  привлечении индивидуального предпринимателя  Кинева Владимира Николаевича (далее - ИП Кинев В.Н., предприниматель) к  административной ответственности, предусмотренной  ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением  Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, административный орган  обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Как следует  из материалов дела, должностными лицами административного органа проведена  проверка продуктового магазина. В  ходе проверки установлено, что предприниматель  осуществляет предпринимательскую  деятельность с нарушением технических  регламентов, а именно: в нарушение  п. 3. 4 ст. 17, п. 5, 25 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент  на молоко и молочную продукцию" допустил хранение и реализацию молочной продукции - сметаны и масла сливочного несоленого "Крестьянского" с  нарушением требований к маркировке молочной продукции.

По протоколу  об аресте товаров и иных вещей  от 22.08.2011 N 83 вышеуказанная продукция  была арестована (л.д. 11-12).

По факту  выявленных нарушений 22.08.2011 в отношении  предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Полагая, что  предпринимателем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, административный орган в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ направил заявление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, протокол и приложенные нему документы в арбитражный суд для рассмотрения.

Отказывая в  удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к  выводу, что срок для привлечения  к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, к  моменту рассмотрения дела истек.

Изучив материалы  дела, оценив доводы апелляционной  жалобы, суд апелляционной инстанции  пришел к следующим выводам.

В ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ (в редакции, действовавшей  на момент совершения правонарушения и принятия решения судом первой инстанции) установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных  статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение  от представления продукции, документов или сведений, необходимых для  осуществления государственного контроля и надзора.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ статья 19.19 КоАП РФ изложена в следующей редакции:

Изменения, внесенные Федеральным законом  от 18.07.2011 N 237-ФЗ, вступили в силу с 19.01.2011.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом  апелляционной инстанции ответственность  за вменяемые предпринимателю нарушения, устранена.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение  лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении  которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

При таких  обстоятельствах у суда апелляционной  инстанции не имеется оснований  для отмены решения суда об отказе в привлечении предпринимателя  к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Как пояснил  представитель административного  органа в судебном заседании суда апелляционной инстанции, арестованная по протоколу N 83 от 22.08.2011 продукция  не изымалась, находится на хранении у предпринимателя.

Поскольку требования административного органа о привлечении  предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной  ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, удовлетворению не подлежат, то арест продукции, произведенный  по протоколу об аресте товаров и  иных вещей от 22.08.2011 N 83, следует снять  в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ.

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2011 года по делу N А50-18998/2011 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем  следующего содержания:

"Снять  арест с продукции, указанной  в протоколе ареста товаров  и иных вещей N 83 от 22 августа  2011 года".

В остальной  части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 

2.2. Правовые основы стандартизации

 

Стандартизация  – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности  в сферах производства и обращения  продукции и повышение конкурентоспособности  продукции, работ или услуг. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)

Законом о  техническом регулировании определены цели стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества; содействие соблюдению требований технических стандартов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности  продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая  и информационная совместимость; взаимозаменяемость продукции и др.

Принципы  стандартизации:

- добровольность  применения стандартов;

- максимальный  учет законных интересов заинтересованных  лиц при разработке стандартов;

- применение  международного стандарта как  основы разработки национального  стандарта, за исключением случаев,  установленных Законом о техническом  регулировании;

- недопустимость  создания препятствий производства, обращения продукции в большей  степени, чем это необходимо  для достижения поставленных  перед стандартизацией целей;

- недопустимость  установления стандартов, противоречащих  техническим регламентам;

- обеспечение  условий для единообразного применения  стандартов.

Стандарт  представляет собой документ, в котором  в целях добровольного многократного  использования устанавливаются  характеристики продукции, правила  осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать  требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам  и правилам их нанесения.

В Российской Федерации предусмотрено использование  следующих документов в области  стандартизации:

1) национальные  стандарты – стандарты, утвержденные  национальным органом РФ по  стандартизации. Порядок их разработки  определен Законом о техническом  регулировании. Законодательством  предусмотрено добровольное применение  национального стандарта равным  образом и в равной мере  независимо от страны и (или)  места происхождения объекта  технического регулирования, видов  или особенностей сделок и  (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.  Применение национального стандарта  подтверждается знаком соответствия  национальному стандарту;

Информация о работе Юридическая ответственность за нарушение требований к качеству и безопасности