Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Факты, имеющих юридическое значение – одна из проблем юридической практики. Правоприменительный орган должен не только установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, но и верно их квалифицировать. Неправильная юридическая оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды особого производства в ГПК РФ и АПК РФ. Понятие юридического факта………………………………………………..7
Глава 2. Особенности рассмотрения дел об установление фактов, имеющих юридическое значение…………………………………………..15
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение………………………………………………..15
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение………………………………………………………………..18
Установление фактов родственных отношений…………………….23
Установление факта нахождения на иждивении…………………...24
Установление фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти…………………...28
Установление факта признания отцовства………………………….31
Установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов…………………………………………………………….33
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом…………………………………………………………...36
Установление судом факта несчастного случая…………………….38
Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах………………………………………41
Установление факта принятия наследства………………………….42
Решение об удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...47
Список используемой литературы………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой (Особенности рассмотрения дел об установлении юридических фактов).docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

В соответствии с ч.2 ст. 12 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств – бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.8

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, могут  быть возбуждены в суде по заявлениям как непосредственно заинтересованных в этом лиц, так и иных граждан  и организаций, когда по закону они  вправе обратиться в суд в защиту интересов других лиц.

Если заявителем поданы в  суд заявления об установлении нескольких фактов, имеющих юридическое значение, все эти заявления согласно ст. 151, ч. 1 ст. 263 ГПК могут быть объединены и рассмотрены в одном производстве. Другие требования в этом же производстве рассматриваться не могут (п. 13 постановления Пленума ВС СССР «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»).

 

    1. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение.

 

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, может быть принято судом в порядке особого производства, если:

  1. согласно закону такой факт порождает определённые юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав) и установление данного факта не связывается с последующим решением спора о праве, подведомственного суду;
  2. для соответствующих фактов законом не предусмотрен иной порядок их установления;
  3. получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, невозможно или же невозможно восстановления утерянных либо уничтоженных документов (ст.ст. 266, 267 ГПК РФ).

В связи с тем, что ст.134 ГПК содержит в себе исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии заявления, а ст.263 ГПК ее правила распространяет и на заявления, подаваемые в порядке особого производства, в принятии заявления по п.1 ст.134 ГПК судья вправе отказать только в том случае, когда заявление может быть рассмотрено в ином судебном порядке, например в порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных устанавливать факты, имеющие юридическое значение, в административном порядке.9

Иного судебного порядка  для рассмотрения заявлений об установлении факта, не имеющего юридического значения, не предусмотрено, но к производству суда дело по такому заявление быть принято не может, поскольку порядок  возбуждения гражданского дела в суде помимо ст.134 ГПК РСФСР регулируется также ст.4 ГПК. Если факт, об установлении которого просит заявитель, не влечет для него правовых последствий, то это обстоятельство является основанием для отказа в принятии заявления по тем мотивам, что отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку при обращении в суд заявитель не преследует установленной законом процессуальной цели защиты своего права. Например, не влекут правовых последствий факты нахождения в родственных отношениях с наследодателем лиц, не входящих в круг наследников по закону, а также нахождение в фактических брачных отношениях, возникших после 1944г.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, помимо общих сведений, которые необходимо указать в заявлении в соответствии с ч.2 ст.131 ГПК, должно быть указано:

  • какой именно факт требуется установить;
  • для какой юридически значимой цели требуется установить факт;
  • доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке получить или восстановить утраченные правоустанавливающие документы.

Отсутствие в заявлении  хотя бы одного из этих реквизитов является основанием для оставления заявления  без движения в соответствии со ст.136 ГПК. Указание в заявлении, какой именно и для какой юридически значимой цели требуется установить факт, необходимо для разрешения вопроса о подведомственности дела по такому заявлению суду, а также для разрешения вопроса о его подсудности конкретному суду. Вместе с тем для установления факта регистрации актов гражданского состояния и факта принадлежности правоустанавливающего документа указания в заявлении на конкретную правовую цель не требуется. Установление этих фактов необходимо для определенности правового положения гражданина независимо от конкретной цели, в связи с чем эти случаи следует рассматривать как исключение из установленного в ст.131 ГПК общего правила.

Обязанность заявителя приложить  к заявлению доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке  получить требуемый документ или  восстановить утраченные документы, определена в ст.131 ГПК РФ в связи с тем, что при установлении фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке возможность в ином порядке получить эти документы влечет за собой неподведомственность дела суду.

Невозможность установления факта смерти в соответствии с п.8 ст.264 ГПК должна быть подтверждена письменным отказом органов ЗАГСа в совершении соответствующей актовой записи. Конкретные доказательства, подтверждающие невозможность во внесудебном порядке получить требуемые документы или установить требуемый факт, определяются характером материально-правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения. Невозможность установления факта смерти, например, в соответствии с п.8 ст.264 ГПК должна быть подтверждена письменным отказом органов ЗАГСа в совершении соответствующей актовой записи. При обращении в суд с заявлением об установлении факта несчастного случая должны быть представлены документы, свидетельствующие о невозможности составления акта о несчастном случае соответствующими государственными инспекциями труда.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели требуется установление факта (ст.267 ГПК). Заявление может быть принято к производству суда лишь при отсутствии возможности в ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст.265 ГПК). В том случае, если для установления фактов, имеющих юридическое значение, федеральными законами предусмотрен административный или иной досудебный порядок, его несоблюдение заявителем следует рассматривать как обстоятельство, препятствующее принятию дела к производству суда по п.1 ст.135 ГПК. Принятое к рассмотрению суда заявление при несоблюдении установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора суд оставляет без рассмотрения в соответствии со ст.222 ГПК. Если федеральным законом или подзаконным нормативным правовым актом установлен несудебный порядок установления факта, имеющего юридическое значение, то его несоблюдение служит основанием для отказа в принятии заявления по п.1 ст.134 ГПК или для прекращения производства по делу по ст.220 ГПК. В соответствии со ст.265 ГПК суд не может устанавливать факты, имеющие юридическое значение, если их установление возможно в ином, в том числе административном, порядке.10

Судебная защита прав граждан  в данном случае может быть осуществлена не в порядке особого производства, а в порядке обжалования решения  административного, иного органа или  должностного лица, наделенного правом устанавливать факты, имеющие юридическое  значение. При этом следует учитывать, что сам по себе отказ такого органа или должностного лица в установлении факта, с установлением которого для заявителя возникают правовые последствия, не является препятствием для установления этого факта в суде при рассмотрении дела об обжаловании действий и решений несудебного органа или должностного лица.

Административный порядок  установления трудового стажа для  назначения трудовых пенсий, например, предусмотрен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст.13 данного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». В соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Правительством РФ принято Постановление от 22.09.1993 № 941, которым утверждено «Положение о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Какие факты, кроме тех, что перечислены в ст. 264 ГПК, могут быть установлены в судебном порядке? В соответствии с п.10 ст.264 ГПК перечень устанавливаемых судом фактов, имеющих юридическое значение, не является исчерпывающим. В судебной практике имеются дела об установлении:

  • факта получения заработной платы, необходимого для перерасчета назначенной пенсии по старости;
  • факта владения впоследствии утраченной квартирой, требуемый для постановки на учет для получения жилья;
  • факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получения в связи с этим увечья;
  • факта применения политической репрессии, нахождения в местах с ограничением свободы, утраты имущества в результате политической репрессии.11

Вопросы подсудности дел  об установлении фактов применения политических репрессий разъяснены в специальном постановлении Пленума ВС РФ «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий». В соответствии со ст.7 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» при отсутствии документальных сведений факт применения репрессии может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.

 

    1. Установление фактов родственных отношений.

 

Факт родственных отношений (п.1 ч.2 ст.264 ГПК) устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца. Для рассмотрения в порядке особого производства не может быть принято заявление об установлении факта родственных отношений, если заявителем преследуется цель подтверждения в дальнейшем права на жилую площадь или на обмен жилой площади, поскольку жилищное законодательство не связывает возникновение правовых последствий с наличием родственных отношений. В случае отказа в удовлетворении требования о признании права на жилую площадь или на обмен жилой площади заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим иском, а не с заявлением в порядке особого производства. При установлении родственных отношений с целью получения наследства судам следует исходить из круга наследников по закону, установленного гл. 63 ГК РФ, если наследование производится по законодательству РФ. В том случае, если наследственные правоотношения регулируются нормами иностранного права, суд при определении правового значения родства заявителя с наследодателем должен учитывать эти нормы. При установлении родственных отношений с целью получения пенсии следует руководствоваться нормами федерального пенсионного законодательства.

Необходимость установления родственных отношений в судебном порядке возникает, как правило, тогда, когда в выданных органами ЗАГСа документах имеются неточные или ошибочные записи, а также  тогда, когда первичные документы  утрачены. В связи с этим суду следует иметь в виду, что в соответствии со ст.71 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Отказ руководителя органа ЗАГСа во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд по правилам гл. 36 ГПК. Восстановление записей актов гражданского состояния производится органом ЗАГСа по месту составления утраченной записи акта гражданского состояния на основании решения суда, вступившего в законную силу.

 

    1. Установление факта нахождения на иждивении.

 

Следует иметь в виду, что установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет  значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для  заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя. Выдача соответствующим органом (в частности, жилищно-эксплуатационной организацией, органами местного самоуправления) справки о том, что, по имеющимся данным, лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении. При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.13 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.12

Информация о работе Юридические факты