Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:38, контрольная работа
Целью контрольной работы является выявление существующих проблем в области защиты государственной тайны.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть конституционные права граждан на доступ к информации, государственная тайна;
- описать уголовно-правовую защиту информации;
- решить задачу.
Введение 3
1. Конституционные права граждан на доступ к информации, государственная тайна 5
2. Уголовно-правовая защита информации 8
Задача 15
Заключение 21
Список литературы 23
Содержание
Хранение и обработка информации, составляющей государственную тайну, требует наличия лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности и, как следствие, наличия средств защиты информации, сертифицированных на соответствие требованиям руководящих документов (РД) по защите сведений соответствующей степени секретности.
Защита государственной тайны, то есть сведений, которые отнесены к этой категории секретной информации, при обработке данной информации в автоматизированных системах организаций, должна производиться с помощью специальных сертифицированных программных и аппаратных средств защиты информации, а также с помощью специальных организационных мер.
Информационные факторы приобретают все большее значение в политической сфере. В традиционном противостоянии оппонентов растет значимость информационного воздействия, в экономике растет уязвимость экономических структур от незаконного использования информации.
Важнейшими задачами органов государственной власти являются установление баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями на ее распространение и защитой государственного информационного ресурса. Отсюда вытекает обязанность государства взять на себя формирование механизма защиты различных видов информации обусловленная, во-первых, потребностью современного общества быть более открытым и доступным, а с другой – диктуется необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства. Все это обуславливает важность и актуальность темы.
Целью контрольной работы является выявление существующих проблем в области защиты государственной тайны.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть конституционные права граждан на доступ к информации, государственная тайна;
- описать уголовно-правовую
- решить задачу.
Конституция РФ устанавливает общие принципы ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55) федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Одновременно в ч. 3 ст. 17 установлен общий принцип ограничения гражданских прав «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Этот принцип конкретизируется правом на личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, (ч. 2 ст. 23), запретом собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).
Интересы общества защищены конституционным запретом на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. 2 ст. 29).
Интересы государства обеспечены ограничением свободы распространения информации в целях защиты государственной тайны (ч. 4 ст. 29).
Установленные Конституцией РФ права на получение и распространение информации, обязанности органов государственной власти по обеспечению этих прав и принципы ограничения этих прав характерны для демократических правовых государств, к которым относится и Россия, а также полностью соответствуют международным актам, определяющим общепризнанные права и свободы человека и гражданина, в том числе Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международному пакту о гражданских и политических правах и другим.
Согласно определению, данному в ст.2 действующего Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Государственная тайна – это «защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России»1 Данное определение раскрывает следующие главные черты, характеризующие государственную тайну:
1). Государственной она называется, с одной стороны потому, что защищается государством, а с другой стороны, в связи с тем, что составляющие ее сведения относятся к деятельности государства в жизненно-важных областях;
2). В определении подчеркивается недопустимость распространения сведений, составляющих государственную тайну;
3). Ст.2 Закона указывает на нежелательные последствия, к которым могут привести такое распространение, а именно на ущерб безопасности Российской Федерации.
4). Исходя из того, что согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности», безопасность представляет собой «…состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз», можно сделать вывод, что в сохранении государственной тайны не менее, чем само государство, заинтересован достаточно широкий круг физических и юридических лиц, а также общество в целом.
Основополагающий нормативно-правовой акт в сфере охраны государственной тайны - Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". Ее отличительным признаком прежде всего является общественная значимость подобного рода информации и степень вреда, который может принести ее разглашение. В отличие от иных видов конфиденциальной информации режим государственной тайны направлен на защиту исключительно публичного интереса.
Общий Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 Закона N 5485-1.
В статье 32 Закона N 5485-1 отмечено, что надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Указанная статья устанавливает, что прокурорский надзор осуществляется за процессом деятельности, связанной с защитой государственной тайны.
Из этого следует, что надзор за исполнением законодательства в сфере охраны государственной тайны напрямую установлен законодательством, следовательно, имеет повышенное общественное значение и нуждается в особой правовой регламентации.
Уголовно-правовая защита информации, составляющей государственную тайну, согласно УК РФ, осуществляется с помощью введения уголовно-правового запрета на совершение ряда деяний (действий, бездействий) предметом посягательства, которого выступает государственная тайна, т.е. объявление таких деяний преступными, уголовно-наказуемыми и установление за их совершение различные меры наказания, а также с помощью некоторых поощрительных норм, направленные на минимизацию последствий такого рода посягательств.
Непосредственно защите государственной тайне посвящены ст.ст.275 (Государственная измена), 276 (Шпионаж), 283 (Разглашение государственной тайны и 284 УК РФ (Утрата документов, содержащих государственную тайну).1
Кроме выше перечисленных статей, в УК РФ включен еще ряд норм , направленных на защиту законом информации. При этом под охраняемой законом информации понимаются различные не подлежащие несанкционированному распространению сведения, число которых наряду с другими данными (например, содержащими личную, семейную, коммерческую, банковскую, служебную, профессиональную и другую тайну) входит и информация, составляющая тайну государственную. Эти нормы предусматривают уголовную ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274); за похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст.325, часть 1 УК РФ).
1.Шпионаж
Как следует из текста ст.ст.275 и 276 УК РФ устанавливающих уголовную ответственность за шпионаж, на государственную тайну посягает шпионаж так называемого первого вида, который заключается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям такого рода секретной информации.
В отличии от шпионажа первого вида, шпионаж второго вида состоит в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений, т.е. не составляющих государственную тайну, для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Таким образом, шпионаж второго вида не является посягательством на государственную тайну: он посягает на иную информацию.
Предметом посягательства при шпионаже первого вида является сведения, составляющие государственную тайну.
Предметом посягательства при похищении и хранении сведений является документированная информация, которая не составляет государственную тайну.
«Адресатами» шпионажа выступают иностранные государства, иностранные организации и их представители.
Под иностранными понимаются государства, на территорию которых не распространяется суверенитет РФ, не зависимо от того в каких отношениях (враждебных, нейтральных, дружественных, союзных) находятся они с Россией.
УК РФ по-разному квалифицирует шпионскую деятельность в зависимости от гражданства виновного. Если шпионаж (как первого, так и второго вида) совершается гражданином РФ, действия субъекта рассматриваются как государственная измена и квалифицируются по ст.275 УК РФ. Совершение действий иностранным гражданином или лицом без гражданства требует квалификации по ст.276 УК РФ.
Ст.ст.275,276 УК РФ снабжены примечанием, согласно которому лицо, совершившее в частности, государственную измену (ст.275 УК РФ) и шпионаж (ст.276), «освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органом власти или иным способом способствовало предотвращению дальнейшему ущербу интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления»1.
В этом примечании изложена так называемая поощрительная норма, которая позволяет лицу в случае его деятельного раскаяния после совершения деяния, образующего оконченное преступление, быть освобожденным от уголовной ответственности. Такой порядок установлен не для всех преступлений, а лишь для деяний перечисленных в примечании в т.ч. для государственной измены и шпионажа. Это объясняется, во первых тем, что данное преступление отличается высокой степенью латентности, в связи с чем их полное раскрытие без деятельного раскаяния лица, их совершившего весьма затруднительно. Во-вторых, деятельное раскаяние лица позволяет свести к минимуму ущерб, причиненный совершением преступления, и предотвратить причинение дальнейшего вреда интересам внешней безопасности России: принять меры по изъятию переданных (выданных) субъектам материальных носителей государственной тайны; обеспечить безопасность лиц, информацию о которых он сообщил адресатам и т.п. В-третьих, деятельное раскаяние во многих случаях позволяет выявить и в некоторых степенях пресечь враждебную деятельность иностранных государств, иностранных организаций и их представителей против нашей страны, а также использовать полученную у раскаивающегося лица информацию в разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных целях, в том числе и для более эффективного обеспечения государственной тайны.
Для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступления необходимо сочетание двух условий:
При наличии обоих этих условий лицо подлежит обязательному освобожнию от уголовной ответственности.
2 Выдача государственной тайны и иное оказание помощи
Данное преступление является одной из форм государственной измены (ст.275 УК РФ).
Ответственность за его совершение несут только граждане Российской Федерации, наказание, предмет посягательства, адресаты, такие же, как у шпионажа.
Объективная сторона преступления сводится только к одному элементу - выдаче государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителю.
Для ответственности за выдачу государственной тайны необходимо установить, что виновный осознавал характер передаваемых сведений и желал сообщить их именно иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Выдача государственной тайны признается оконченным преступлением с того момента, как сообщаемые сведения становятся достоянием указанного в законе «адресата».
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России представляет собой третью форму государственной измены (ст275 УК РФ).
Иное оказание помощи означает такое содействие иностранному государству, иностранной организации или их представителям которые не охватываются двумя остальными формами государственной измены (шпионажем и выдачей государственной тайны) т.е. ответственность за совершение наступает в том случае, если отсутствует обязательные признаки двух других разновидностей государственной измены.
3.Разглашение государственной тайны
Ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст.283 УК РФ, которая состоит из двух частей.
Согласно ч.1 ст.283 УК РФ наказывается «разглашение сведений, составляющих государственную тайну лицом которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены»1.