Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Но Федеральным  законом минимальный порог явки на всех уровнях был отменен. Теперь, следовательно, выборы признаются состоявшимися  при любом числе избирателей, принявших в них участие.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные  избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата составляет 21 год, а при наделении полномочиями главы исполнительного органа государственной власти (Президента, губернатора) - 30 лет.

При выборах  главы местного самоуправления требуемый  федеральным законом минимальный  возраст равен 21 году.

Пассивное избирательное  право ограничивается и рядом  других федеральных законов и  законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конституцией  РФ  установлено одно общее ограничение  активного и пассивного избирательного права.

Не имеют  права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.8

Ограничения пассивного избирательного права были расширены. Теперь не имеют права быть избранными также граждане с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности. Закон лишает права быть избранными лиц, в отношении которых судебным решением установлен факт нарушения некоторых положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Российское  избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы.

___________________

8 См.: Конституция Российской Федерации. ч.3 ст. 32(Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008)

Такие ограничения  не свойственны демократическим  государствам. Установление в свое время такого предела в ряде субъектов  РФ было неправомерным.

Действующим федеральным  законодательством не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее  возможность досрочного лишения полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических странах (Соединенных Штатах, Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости депутатов.

Равное избирательное  право трактуется в федеральном  законе как участие граждан в  выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Принцип равенства  имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в  равном положении при их регистрации  как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях избирательного процесса.

Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа  голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное  право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

В ряде стран  главу государства избирает избираемый населением парламент. Косвенные и  многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя. В Российской Федерации в отличие, например, от Соединенных Штатов не применяются машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантирования тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.9

 

 

 

__________________

9 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. С.303

1.3. Избирательные системы и их виды

В ходе выборов  возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти, и называется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве  стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип  большинства: избранными считаются  те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов. В зависимости  от того, как закон определяет большинство  голосов, выделяются: 1) система относительного большинства – побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) система абсолютного большинства – для победы необходимо абсолютное большинство голосов; 3) система квалифицированного большинства – требуется квалифицированное большинство (в 2/3,3/4 и др.)

Самой распространенной является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает  тот кандидат, который получил  больше голосов, чем любой из его  соперников.

Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от кандидатов для его победы набрать установленный минимум голосов. Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что искажает их истинную волю. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают и, если число кандидатов больше 20%, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% голосов.

При данной системе  в России не устанавливается порог  явки избирателей, т.е. считается, что  не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является то, что не учитывается  мнение тех избирателей, которые  проголосовали против победившего  кандидата. Ведь зачастую бывает так, что  в совокупности сумма голосов, отданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, отданных за победившего кандидата.10

При мажоритарной избирательной системе абсолютного  большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство  голосов – 50% + 1 голос. Здесь имеет  значение, как законом определяет большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. На выборах  Президента РФ побеждает тот кандидат, который получил более половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании. В отличии от мажоритарной системы относительного большинства данная система предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, то проводится  второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (по такой схеме проходят выборы Президента РФ). Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Так, на выборах Президента РФ

____________________

10 См.: Анисимов Л.Н. Конституционное право России. - Учебное пособие -2006. С.103 

обязательный  процент явки составляет 50% от числа избирателей, включенных в списки для голосования.

Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с относительной  мажоритарной является то, что  побеждает  кандидат, поддержанный реальным (представительным) большинством избирателей.

Отрицательной чертой системы является то, что  чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге  приводит к нерезультативности выборов. Специфической редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной избирательной системы является система  квалифицированного большинства, при котором побеждает тот кандидат, который получит квалифицированное большинство голосов.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, устоявшуюся многопартийность, чаще используется другая разновидность избирательной системы – пропорциональная. В России данная избирательная система стала применяться сравнительно недавно. Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты, или метод избирательного частного, - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены  кандидаты в порядке очередности  на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.

Если партийный  список соберет голоса, необходимый  только для получения одного депутатского места, то его получит кандидат, стоящий  в списке на первом месте, чаще всего им будет партийный лидер. Если поданных за партию голосов будет больше, то в число депутатов могут попасть претенденты, находящиеся ниже по списку.

Для того чтобы  избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы не зачисленного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт», согласно которому партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. На выборах в Госдуму заградительный пункт составлен 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в данных выборах должно принимать участие не менее 25% избирателей, включенных в списки избирателей.

Система, которая  призвана соединить позитивные стороны  мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

11 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.-С.172-174

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ