Избирательное право и избирательные системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение избирательного права в России. Для этого я рассмотрю такие аспекты, как основы избирательного права, будут рассмотрены принципы избирательного права, виды избирательных систем, будет проведено соотношение понятий избирательное право и избирательные системы.
Также я рассмотрю сам избирательный процесс, содержание и значение принципов выборов, основные этапы подготовки и проведения выборов, ответственность за нарушение избирательного законодательства, современные избирательные технологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Избирательное право и избирательные системы в РФ………………5
1.1.Понятие выборов и избирательного права…………………………………….5
1.2.Принципы избирательного права (избирательной системы)…………………9
1.3.Избирательные системы и их виды…………………………………………….15
Глава 2. Основные стадии избирательного процесса…………………………19
2.1. Назначение выборов……………………………………………………………19
2.2. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков…………….…..22
2.3. Избирательные комиссии и порядок их формирования……………….……..28
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов………………………………….……32
2.5. Предвыборная агитация………………………………………………………...35
2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов………………………………………………………….…..38
2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……………….45
Глава 3. Современные избирательные технологии…………………………....49
Заключение…………………………………………………………………………...58
Библиографический список …………………………………………………..…….61

Вложенные файлы: 1 файл

Den_Surka_2.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие  избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков  кандидатов.

Законодательно  закрепленные способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством  проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов  и дискуссий);

в) посредством  выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Во время  агитации реализуются планы и  стратегические замыслы, созданные  на подготовительном этапе. Агитация  направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.

Государство  обеспечивает  проведение   предвыборной   агитации   в соответствии   с   федеральными   законами.   Кандидатам   и   избирательным объединениям гарантируются равные  условия доступа к средствам массовой информации.   В   предвыборной   агитации   не   могут   участвовать   члены избирательных   комиссий,   государственные    органы,    органы    местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления не являющиеся кандидатами.

         Избирательные комиссии обязаны обеспечить  равные  возможности  для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

         Не  допускаются  злоупотребления  свободой   массовой   информации, агитация, возбуждающая социальную,  расовую,  национальную  или  религиозную ненависть и вражду, призывы  к  захвату  власти,  насильственному  изменению конституционного  строя  и  нарушению  целостности  государства,  пропаганда войны.

         В случае  совершения  указанных  нарушений  избирательная  комиссия вправе обратиться в суд с  предложением  об  отмене  решения  о  регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое  предложение  рассматривается  судом  в трехдневный срок.

         Избирательные  комиссии  осуществляют   контроль   за   соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

         Предвыборная агитация начинается со дня  регистрации  кандидатов  и прекращается за один день до  дня  выборов.  В  течение  трех  дней  до  дня выборов,  включая  день  голосования,  опубликование   результатов   опросов общественного мнения, прогнозов результатов  выборов  и  иных  исследований, связанных с выборами, не допускается.27

 

 

 

 

____________________

27 См.: Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.С.297

2.6. Порядок проведения голосования, подсчет голосов, опубликование итогов голосования и выборов

Голосование на выборах в Российской Федерации  проводится в один из календарных  выходных дней. Не допускается назначение голосования на праздничный лень.

В день голосования избиратели голосуют в помещении участковых комиссий. Если избиратель не может прийти на участок, например, по причине болезни, он вправе проголосовать вне помещения для голосования, как правило, на дому. Для тех, кто не может проголосовать на участке в день голосования, введены процедуры досрочного голосования в окружных, территориальных, участковых комиссиях, голосование по почте. 
Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования территориальные, участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.28 
         Помещение для голосования. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении

____________________

28 См.: Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е.изд.-М.: Юристъ,2003.С.383

для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, блоках, внесенных в бюллетень. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации. На информационном стенде размещаются также образцы заполненных избирательных бюллетеней. Кроме того, в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. 
          В помещении размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.29 
           Порядок голосования на участке. В день голосования на участке председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру всем присутствующим пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов), которые вслед за этим опечатываются печатью избирательной комиссии. Избиратели голосуют бюллетенями. Бюллетени изготовляются по распоряжению муниципальной (территориальной, окружной) комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой

_____________________

29 См.: Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008.

 

комиссией, в  правом верхнем углу ставятся подписи  двух членов участковой комиссии, которые  заверяются печатью участковой комиссии. 
             Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. 
           Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте.30

 
 _____________________

30 См.: Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие.- М.:ИНФА-М,2003.-С.274-275

    Установление итогов голосования. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после этого и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Подсчет голосов избирателей открыт. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. 
          После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 
          На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. 
            Установление итогов выборов. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет муниципальная (территориальная) комиссия. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. 
Выборы признаются несостоявшимися в случае, если:

а) в них приняло  участие менее 20% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается;

 б) в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

 в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

 г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

 д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования. 
         При проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов не меньше, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы. 
         Соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. 
          Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:

 а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными  на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

 в) по решению суда.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 
           Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 
           Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется соответствующей комиссией не позднее чем через один месяц со дня голосования.31

_____________________

31 См.: Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева, М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - 2-е изд.-М:Юрайт.2010.С.187-189

2.7. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Анализ федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов о выборах, принимаемых в Российской Федерации, свидетельствует о том, что они не только закрепляют права избирателей, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах, но и определяют основные гарантии реализации этих прав, выражающиеся в правовом, организационном, информационном и ином их обеспечении.

Среди этих гарантий важнейшее место занимает право  избирателей на обжалование нарушений  их прав и установление государством ответственности за нарушение избирательных прав.32

Информация о работе Избирательное право и избирательные системы в РФ