Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.
Введение ......................................................................................3
1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .................................................................5
2. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .........................................................10
3. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ................................................13
4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 году ......20
Заключение .................................................................................27
Список использованной литературы ..................................................30
Курсовая работа по Конституционному праву на тему "Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации"
Содержание:
Введение ..............................
1. Становление института Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
..............................
2. Правовые основы деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
..............................
3. Основные направления деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
..............................
4. Деятельность Уполномоченного по правам
человека в 2003 году ......20
Заключение ..............................
Список использованной литературы ..............................
Введение
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что положение дел с правами человека
в стране продолжает оставаться сложным.
По-прежнему происходят серьезные нарушения
гражданских, политических, социально-экономических
прав и свобод. Трудноразрешимой проблемой,
непосредственно затрагивающей интересы
человека, права на охрану здоровья и на жизнь,
является состояние окружающей среды.
В последнее время обозначилась тенденция
к ограничению деятельности независимых
средств массовой информации, участились
преследования журналистов. Проблема
прав человека пока еще не воспринята большинством
населения как приоритетная. Опросы общественного
мнения свидетельствуют о том, что подавляющее
большинство наших сограждан имеет весьма
нечеткое представление о своих правах
и тем более о формах и методах их защиты.
Объект данного исследования — общественные
и правовые отношения, возникающие в связи
с деятельностью Уполномоченного по правам
человека в России.
Целью работы является исследование нового
для России института Уполномоченного
по правам человека (омбудсмена).
Достижение поставленной цели потребовало
решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института
омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации
деятельности Уполномоченного по правам
человека;
3. характеристика основных направлений
деятельности омбудсмена.
Методологическую основу исследования
составляет диалектический материализм.
Наряду с этим здесь широко используются
такие методы исследования, как: специально-юридический,
сравнительно-правовой, статистический,
исторический и другие приемы обобщения
научного материала и практического опыта.
Раскрытие темы предполагает изучение
ряда нормативных актов, в частности, Конституции
Российской Федерации, Федерального Конституционного
закона «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации», других актов
различной юридической силы, практики
их применения, а также научной литературы,
монографий, методических разработок,
пособий и материалов периодических изданий.
Также, в качестве источника информации,
использовался официальный сайт Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
http://ombudsman.gov.ru.
1. Становление
института Уполномоченного
по правам человека в Российской
Федерации
Институт Уполномоченного по правам человека
является новым для России. Вместе с тем
институт омбудсмана имеет историю, уходящую
в далекое прошлое. Впервые эта должность
была учреждена в Швеции в 1809 году. В большинстве
государств мира институт омбудсмана
(защитника народа, уполномоченного по правам
человека) сформировался значительно
позже, во второй половине ХХ столетия.
В Российской Федерации идея учреждения
института Уполномоченного по правам человека
впервые получила юридическое выражение
в Декларации прав и свобод человека и гражданина,
принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом
РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала
создание должности Парламентского уполномоченного
по правам человека, который «назначается
Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен
и обладает той же неприкосновенностью,
что и народный депутат РСФСР». Постановление
о введении Декларации в действие возлагало
на соответствующие комитеты Верховного
Совета подготовку проекта закона, который
должен был определить компетенцию Парламентского
уполномоченного. Однако в то время закон
принят не был.
Должность Уполномоченного по правам человека
учреждена Конституцией Российской Федерации
1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции
относит к ведению Государственной Думы
назначение и освобождение от должности
Уполномоченного, действующего в соответствии
с Федеральным конституционным законом.
До принятия такого закона 17 января 1994 года
Государственная Дума назначила Уполномоченным
по правам человека С. А. Ковалева. 10 марта
1995 года он был освобожден от занимаемой
должности.
Работа над Федеральным конституционным
законом «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации» продолжалась.
20 марта 1996 года законопроект был принят
Государственной Думой во втором чтении
с поправкой, предусматривающей включение
кандидатур в список для тайного голосования
на должность Уполномоченного двумя третями
голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят
Государственной Думой в целом и направлен
в Совет Федерации, который его отклонил.
Основное требование Совета Федерации
состояло в том, чтобы право Уполномоченного
создавать представительства в субъектах
Российской Федерации было заменено на право
субъектов самим учреждать аналогичную
должность, финансируемую из средств бюджета
субъекта Российской Федерации.
После процедур согласования Федеральный
конституционный закон «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации»
25 декабря 1996 года был принят Государственной
Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом
Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом
Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально
опубликован и вступил в силу. Он определил
статус Уполномоченного, его компетенцию,
порядок назначения и освобождения от должности,
реализовав тем самым требования пункта
«д» части 1 статьи 103 Конституции Российской
Федерации. Федеральный конституционный
закон установил, что Уполномоченный при
осуществлении своих полномочий независим
и неподотчетен каким-либо государственным
органам и должностным лицам.
В срок не позднее 30 дней со дня вступления
закона в силу Государственная Дума должна
была назначить Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации.
Первый раз этот вопрос рассматривался
4 апреля 1997 года. Государственная Дума
провела тайное голосование раздельно
по каждой из пяти предложенных кандидатур.
Набрать необходимое большинство голосов
не удалось ни одному кандидату. 17 сентября
1997 года при повторном рассмотрении вопроса
ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты
Государственной Думы в третий раз заслушали
соискателей на должность Уполномоченного.
Большинство в две трети голосов получил
только один кандидат — депутат Государственной
Думы О. О. Миронов, который 22 мая 1998 года
тайным голосованием (299 депутатов — «за»,
29 — «против» и 3 -«воздержались») был назначен
на должность Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации.
Должность Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации учреждена в целях
обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения
и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления, должностными
лицами и государственными служащими.
Деятельность Уполномоченного дополняет
существующие средства защиты прав и свобод
граждан, не отменяет и не влечет пересмотра
компетенции государственных органов,
обеспечивающих защиту и восстановление
нарушенных прав и свобод.
В соответствии с Федеральным конституционным
законом «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации», с конституцией
(уставом), законом субъекта Российской
Федерации может учреждаться должность
Уполномоченного по правам человека в субъекте
Российской Федерации.
Учреждение института Уполномоченного
по правам человека в субъектах Российской
Федерации является их исключительной
компетенцией. Только они вправе принимать
решение по этому вопросу. Вместе с тем
представляется целесообразным создание
данного института в субъектах Федерации.
К настоящему времени она имеется в 14 субъектах
Российской Федерации: в Москве и Санкт-Петербурге;
Республиках Башкортостан, Калмыкия, Татарстан;
Астраханской, Амурской, Волгоградской,
Саратовской, Свердловской, Смоленской,
Калининградской, Ленинградской, Московской
и Пермской областях; в Красноярском и Приморском
краях. В 6 субъектах Российской Федерации
учреждена должность Уполномоченного
по правам ребенка.
Ряд депутатов Государственной Думы, представители
неправительственных правозащитных организаций
предлагают в дальнейшем пойти по пути
создания института специализированных
Уполномоченных, например, по правам ребенка,
военнослужащих, лиц, находящихся в местах
лишения свободы. О приемлемости такого
подхода свидетельствует опыт зарубежных
государств, в частности, Швеции, Германии.
Важным направлением работы Уполномоченного
является взаимодействие с Комиссией по правам
человека при Президенте Российской Федерации,
комиссиями по правам человека, образованными
в субъектах Федерации. В настоящий момент
они функционируют в 55 субъектах Российской
Федерации.
В ходе встреч Уполномоченного с председателями
этих комиссий обсуждалось положение
дел с соблюдением прав и свобод человека
и гражданина в регионах, анализировался
накопленный опыт работы по защите прав
граждан, осуществлялся обмен информационно-методическими
материалами.
В июле 1998 года между Генеральной прокуратурой
Российской Федерации и Уполномоченным
по правам человека в Российской Федерации
было подписано соглашение о взаимодействии.
Оно предусматривает сотрудничество по основным
направлениям правозащитной деятельности,
определяет механизм, позволяющий двум
структурам эффективнее бороться с нарушениями
прав человека. В дальнейшем планируется
проведение совместных акций, в том числе
выезды в регионы, из которых поступает
информация о грубых или массовых нарушениях
прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации заинтересован в установлении
деловых отношений с неправительственными
правозащитными организациями. Главный
принцип, из которого исходит Уполномоченный,
это совместная работа со всеми, кто желает
отстаивать права человека в России.
В настоящее время в целях оказания консультативной
помощи при Уполномоченном сформирован
Экспертный совет, в состав которого приглашены
квалифицированные юристы, признанные
специалисты и общественные деятели, обладающие
необходимыми познаниями в области прав
и свобод человека и гражданина, а также
представители российских правозащитных
организаций.
При отлаженном взаимодействии Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
с Уполномоченными и комиссиями по правам
человека в субъектах Российской Федерации,
неправительственными общественными
организациями, правоохранительными органами
положение с соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в России может существенно
улучшиться.
2. Правовые
основы деятельности
Уполномоченного по правам
человека в Российской
Федерации
Правовую основу
деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации составляют:
1. Конституция Российской Федерации ;
2. Заключение N 193 по заявке России на вступление
в Совет Европы ;
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля
1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации»
Согласно п. «д» ч.1 ст. 103 Конституции РФ, к ведению
Государственной Думы Российской Федерации
относится назначение на должность и освобождение
от должности Уполномоченного по правам
человека, действующего в соответствии
с федеральным конституционным законом.
Тем самым предусмотрен способ парламентского
контроля в сфере обеспечения прав человека
и гражданина. Деятельность Уполномоченного
по правам человека регулируется федеральным
конституционным законом. Согласно мировой
практике подобное должностное лицо (омбудсмен)
оперативно защищает права личности прежде
всего от злоупотреблений в сфере управления.
По законодательству государств с устойчивыми
демократическими традициями парламентский
уполномоченный по правам человека не только
реагирует на заявления граждан, но и действует
по собственной инициативе. Существует
практика обращения депутатов к уполномоченному
в связи с защитой интересов своих избирателей.
Федеративное устройство России предполагает
возможность учреждения должности уполномоченного
по правам человека в субъектах Российской
Федерации. Ряд субъектов Российской Федерации
в своих конституциях, уставах уже предусмотрели
создание института уполномоченного по правам
человека. В этой связи федеральный конституционный
закон должен содержать процедуры взаимодействия
федерального Уполномоченного по правам
человека и уполномоченных по правам человека
субъектов Российской Федерации.
На должность уполномоченного по правам
человека, как правило, назначается лицо,
обладающее обширными знаниями в области
юриспруденции, пользующееся авторитетом
у широкой общественности.
Деятельность уполномоченного по правам
человека позволяет не только защищать
права и свободы человека в конкретных
случаях, но и выявлять общие недостатки
деятельности органов управления в ежегодных
посланиях уполномоченного парламенту.
Действуя специфическими методами при
осуществлении защиты прав и свобод человека
в сфере управления, уполномоченный по правам
человека не дублирует деятельность прокуратуры,
суда, иных органов охраны правопорядка.
В принятом в Страсбурге 25 января 1996 года
Заключении N 193 по заявке России на вступление
в Совет Европы говориться следующее (п.7):
«Принимая во внимание указанные заверения,
а также соображения и обязательства, изложенные
ниже, Ассамблея считает, что Россия —
согласно статье 4 Устава — имеет четко
выраженное желание и в ближайшем будущем
будет способна соответствовать критериям
членства в Совете Европы, установленным
в статье 3 Устава (»каждый Член Совета Европы
должен признавать принцип верховенства
Права и принцип, в соответствии с которым
все лица, находящиеся под его юрисдикцией,
должны пользоваться правами человека
и основными свободами, и искренне и активно
сотрудничать во имя достижения цели Совета...«).
V. ожидается, что будут приняты соответствующие
стандартам Совета Европы новые законы:
о роли, деятельности и организации Прокуратуры
и Бюро уполномоченного по правам человека;
о защите национальных меньшинств; о свободе
собраний и свободе вероисповедания».
Согласно ст.1 Федерального Конституционного
закона «Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации», должность Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
учреждается в соответствии с Конституцией
Российской Федерации в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами.
Уполномоченный назначается на должность
и освобождается от должности Государственной
Думой Федерального Собрания Российской
Федерации.
Средствами, указанными в настоящем Федеральном
конституционном законе, Уполномоченный
способствует восстановлению нарушенных
прав, совершенствованию законодательства
Российской Федерации о правах человека
и гражданина и приведению его в соответствие
с общепризнанными принципами и нормами
международного права, развитию международного
сотрудничества в области прав человека,
правовому просвещению по вопросам прав
и свобод человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченный при осуществлении своих
полномочий независим и неподотчетен каким-либо
государственным органам и должностным
лицам.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется
Конституцией Российской Федерации, настоящим
Федеральным конституционным законом,
законодательством Российской Федерации,
а также общепризнанными принципами и нормами
международного права, международными
договорами Российской Федерации.
3.Основные
направления деятельности
Уполномоченного
по правам человека в Российской
Федерации
В соответствии с действующим законодательством
и практикой, деятельность Уполномоченного
не заменяет и не подменяет деятельность
других государственных органов, обеспечивающих
защиту и восстановление прав и свобод
граждан. Она лишь способствует совершенствованию
их работы в данной области, указывает на имеющиеся
недостатки и проблемы, в том числе связанные
с действием или бездействием тех или иных
органов и должностных лиц, содействует
реализации прав граждан перед лицом бюрократических
структур.
Глава III ФКЗ «Об Уполномоченном про правам
человека в Российской Федерации» регламентирует
его компетенцию.
Основными направлениями деятельности
Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации являются:
1. рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях
прав и свобод человека и гражданина, принятие
мер по их восстановлению;
2. анализ законодательства Российской
Федерации в области прав человека и гражданина,
подготовка рекомендаций по его совершенствованию
и приведению в соответствие с общепризнанными
принципами и нормами международного права;
3. развитие международного сотрудничества
в области прав человека;
4. правовое просвещение по вопросам прав
и свобод человека, форм и методов их защиты;
5. подготовка ежегодного доклада о деятельности
и направление его Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации и Государственную
Думу, Правительство Российской Федерации,
Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации
и Генеральному прокурору Российской Федерации;
6. выступления с докладами на заседаниях
Государственной Думы в случаях грубого
или массового нарушения прав и свобод
граждан;
7. направление в Государственную Думу специальных
докладов по отдельным вопросам соблюдения
прав и свобод граждан в Российской Федерации;
8. обращение в Государственную Думу с предложениями
о создании парламентских комиссий по расследованию
фактов нарушения прав и свобод граждан
и о проведении парламентских слушаний,
участие в работе указанных комиссий и проводимых
слушаниях;
9. обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный
Суд Российской Федерации для защиты прав
и свобод граждан;
10. принятие по собственной инициативе
соответствующих мер в пределах своей
компетенции при наличии информации о массовых
или грубых нарушениях прав и свобод граждан
либо в случаях, имеющих особое общественное
значение или связанных с необходимостью
защиты интересов лиц, не способных самостоятельно
использовать правовые средства защиты;
11. анализ правоприменительной практики
в области прав человека и гражданина и выработка
предложений по ее совершенствованию;
12. информирование органов государственной
власти и общественности о положении дел
с соблюдением прав и свобод граждан в Российской
Федерации;
13. направление государственным органам,
органам местного самоуправления и должностным
лицам замечаний и предложений общего
характера, относящихся к обеспечению
прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию
административных процедур.
Помимо прямо предусмотренных Федеральным
конституционным законом основных направлений
деятельности Уполномоченного, возникают
и другие задачи, тесно связанные с осуществлением
его полномочий в рамках установленной
законом компетенции.
Уполномоченный информирует государственные
органы и общественность о своей деятельности,
о положении дел в сфере соблюдения прав
и свобод человека и гражданина в стране,
взаимодействует с федеральными и региональными
органами государственной власти, с уполномоченными
и комиссиями по правам человека в субъектах
Российской Федерации, неправительственными
правозащитными организациями, средствами
массовой информации. Взаимодействие
Уполномоченного с органами государственной
власти осуществляется на основе специальных
соглашений о сотрудничестве, участия
в совместных комиссиях, объединенных
рабочих групп и так далее.
Подготовка ежегодных докладов о деятельности,
а также специальных докладов доведение
их до сведения должностных лиц и широкой
общественности дает возможность Уполномоченному
изложить свое видение ситуации с обеспечением
прав человека как в целом по стране, так
и в отдельных сферах жизни общества, является
мощным рычагом воздействия на общественное
мнение. Как показывает практика, а также
опыт работы омбудсманов других стран,
ежегодные и специальные доклады Уполномоченного
представляют собой важное средство реализации
его полномочий, позволяют заострить внимание
властей на проблемах, которые требуют
незамедлительного решения.
В 1998-2000гг. Президенту
Российской Федерации, в Совет Федерации
и Государственную Думу, в Правительство
Российской Федерации, Конституционный
Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный
Суд Российской Федерации и Генеральному
прокурору Российской Федерации, руководителям
заинтересованных министерств и ведомств,
в средства массовой информации помимо
ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
были направлены также четыре специальных
доклада Уполномоченного, посвященных
тем сферам нашей действительности, где
систематически нарушаются права человека:
О нарушениях прав граждан, страдающих
психическими расстройствами;
О нарушении уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими при отсутствии
между ними отношений подчиненности;
О конституционном праве на свободу передвижения,
свободный выбор места пребывания и жительства
в Российской Федерации;
О нарушениях прав граждан сотрудниками
Министерства внутренних дел Российской
Федерации и уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека в Российской
федерации выступает в качестве непосредственного
представителя государства в общении с населением,
в том числе с представителями его самых
малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением
проблемных ситуаций, Уполномоченный
тем самым способствует укреплению авторитета
государственной власти.
Основная масса дел, связанных с восстановлением
нарушенных прав граждан, рассматривается
на основе поступающих по почте письменных
заявлений обращений и жалоб граждан на решения
или действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных служащих.
У граждан есть также возможность обратиться
непосредственно в приемную заявлений
аппарата Уполномоченного, позвонить
по «горячей телефонной линии» и получить
необходимые консультации.
Важной формой работы, позволяющей получить
«из первых рук» представление о ситуации
с правами человека на местах является
организация работы «выездных приемных»
в тех субъектах Российской Федерации,
откуда поступает наибольшее количество
жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил
многие регионы Российской Федерации,
в том числе Чеченскую Республику и другие
районы Северного Кавказа, непосредственно
примыкающие к зоне вооруженных столкновений
в Чечне, отдаленные северные территории,
включая Чукотский автономный округ.
С начала деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
(с мая 1998 года) к нему поступило свыше 52 тыс.
жалоб и обращений граждан.
Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно
в приемную заявлений граждан в г. Москве.
Во время выездов в субъекты Российской
Федерации Уполномоченным и сотрудниками
его рабочего аппарата были проведены
беседы с более чем 2500 гражданами, принято
1200 заявления.
Уполномоченному поступает корреспонденция
практически из всех субъектов Российской
Федерации, из государств-участников Содружества
Независимых Государств и стран Балтии,
из государств дальнего зарубежья.
Жалобы и обращения граждан свидетельствуют
о том, что ситуация с правами человека
остается в России крайне напряженной.
Наибольшее число жалоб (более 40 процентов)
связано с уголовной проблематикой. Около
12 процентов обращений касаются вопросов
гражданского права и жилищного законодательства,
9 процентов -трудовых отношений, 6 процентов —
социальных и пенсионных проблем, около
5 процентов — нарушений в области конституционных
процедур и административного права. Письма
военнослужащих, а также членов их семей
составляют чуть более 4 процентов, жалобы
от беженцев и вынужденных переселенцев —
около 2 процентов 1 процент обращений посвящены
вопросам международного права, 7 процентов —
другим проблемам.
Жалобы и обращения рассматриваются либо
непосредственно Уполномоченным, сотрудниками
его рабочего аппарата, либо, по представлению
Уполномоченного, соответствующими государственными
органами и органами местного самоуправления.
Удалось добиться восстановления нарушенных
прав примерно одного из шести обратившихся.
Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной
помощи со стороны Федерального Собрания
Российской Федерации, Администрации
Президента Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти, органов
прокуратуры и суда, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, других
заинтересованных организаций.
Те заявления, по которым не удается сразу
добиться положительного результата,
берутся на контроль работниками аппарата
Уполномоченного. Работа в отношении этих
документов ведется до достижения конкретного
результата в восстановлении нарушенных
прав заявителей.
Первые итоги работы института Уполномоченного
свидетельствуют, что защита прав граждан
меньше всего нуждается в шумных показательных
акциях. Требуется ежедневный, кропотливый
труд специалистов-профессионалов, необходим
принципиальный контроль за выполнением
принятых решений. Права граждан удается
восстановить примерно по каждой шестой
принятой к производству жалобе. Это коснулось
в основном вопросов трудовых правоотношений,
предоставления на законных основаниях
жилья, социальных льгот и пособий, а также
пересмотра отдельных судебных решений,
защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной
сферах.
По инициативе Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации в 1999-2000 году
были:
1. восстановлены права более 1,5 млн. военнослужащих
на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном
транспорте;
2. восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков
(мичманов) запаса на выплату ежегодной
компенсации на санаторно-курортное лечение;
3. восстановлены права более 1100 вдов военнослужащих
на получение второй пенсии — за мужа, погибшего
в войне с Финляндией или в войне с Японией.
По результатам анализа информации о типичных
нарушениях прав человека и гражданина
в России, обобщения итогов рассмотрения
жалоб Уполномоченным готовятся соответствующие
документы. Они направляются должностным
лицам, государственным органам и органам
местного самоуправления. Обращения, заключения
и ходатайства Уполномоченного в защиту
прав и свобод граждан направляются Президенту
Российской Федерации и исполняющему обязанности
Президента Российской Федерации, Председателям
Правительства Российской Федерации,
в Государственную Думу и Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации,
к министрам юстиции и внутренних дел Российской
Федерации, в Генеральную прокуратуру,
Верховный Суд, Конституционный Суд Российской
Федерации, к руководителям органов исполнительной
власти субъектов Федерации.
В министерства и ведомства, к чьей компетенции
отнесены вопросы защиты прав граждан,
направляется аналитическая информация
о соблюдении прав и свобод человека и гражданина,
о конкретных случаях массового и грубого
нарушения прав граждан, а также свои замечания
и предложения общего характера, относящиеся
к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования
законодательства и административных
процедур.
В рабочем аппарате Уполномоченного проводится
анализ и обобщение корреспонденции на предмет
выявления наиболее типичных случаев
нарушения прав человека. Результаты таких
обобщений, в свою очередь, обнаруживают
необходимость внесения изменений в действующее
законодательство Российской Федерации
и ее субъектов. Отслеживаются также ситуации,
связанные с массовыми и грубыми нарушениями
прав граждан. В этом случае, а также в случаях,
имеющих особое общественное значение
или связанных с необходимостью защиты
интересов лиц, не способных самостоятельно
использовать правовые средства защиты
(инвалиды, престарелые, несовершеннолетние,
лица, находящиеся в местах лишения свободы),
Уполномоченный принимает активные меры
в пределах своей компетенции, закрепленной
Федеральным конституционным законом
«Об Уполномоченном по правам человека
в Российской Федерации».
Значительное место в деятельности Уполномоченного
занимает работа по правовому просвещению
в сфере прав человека, форм и методов их защиты.
Гражданам разъясняются те формы защиты,
которые они могут использовать, в частности,
в какие административные, судебные и другие
органы они вправе обратиться, оказываются
юридические консультации.
Уполномоченный оказывает консультационную
помощь гражданам, желающим реализовать
свое конституционное право обратиться
в международные органы по правам человека
(Европейский Суд, Комитет ООН по правам
человека и другие).
Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации