Критерии качества закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации составляют основу нормативно-правового регулирования общественных отношений, устанавливают и закрепляют первичные нормы права во всех сферах жизни общества. Однако действующие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации не всегда обладают надлежащим качеством, часто в них обнаруживаются противоречия, декларативные нормы, а также иные законотворческие ошибки

Вложенные файлы: 1 файл

Критерии качества закона.docx

— 36.02 Кб (Скачать файл)

Критерии качества закона

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации составляют основу нормативно-правового регулирования общественных отношений, устанавливают и закрепляют первичные нормы права во всех сферах жизни общества. Однако действующие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации не всегда обладают надлежащим качеством, часто в них обнаруживаются противоречия, декларативные нормы, а также иные законотворческие ошибки. В конечном итоге все это снижает эффективность действующих норм права, создает дополнительные препятствия на пути реализации прав и свобод граждан, создания стабильного правопорядка в обществе и государстве.Одна из причин несовершенства действующего законодательства видится в том, что в правовой науке и законотворческой практике отсутствуют системные представления о совокупности свойств, которые должны быть присущи закону, обладающему надлежащим качеством, что негативно отражается на всех стадиях законотворческого процесса. В этих условиях оценка законопроектов чаще всего является неполной и односторонней: акцентируя внимание на одних свойствах, характеризующих законопроект, участники законотворческого процесса не уделяют достаточного внимания другим его важным свойствам.Таким образом, юридическая практика настоятельно требует теоретической разработки и обоснования общих свойств (критериев), позволяющих достоверно оценить качество проектируемых и действующих законов, способность закрепленных ими норм права выступать эффективными регуляторами общественных отношений.Степень разработанности проблемы. В современной юридической литературе дано понятие «качество закона»; раскрыта обусловленность качества закона экономическими, политическими и иными явлениями; выявлены и исследованы свойства, характеризующие правовой, языковой и социальный аспекты качества закона. Предпринимались также попытки выделения совокупности критериев качества закона, позволяющих осуществлять достоверную и всестороннюю оценку качества закона, однако сложный многоаспектный характер качества закона остается недостаточно исследованным.Теоретические основы исследования проблемы. Теоретическую базу исследования составили труды ученых в области философии, права, логики, лингвистики, социологии. Прежде всего, были использованы научные публикации в области теории права С.С. Алексеева, Л.Ф. Апт, В.К. Бабаева, В.М. Баранова,С.А. Боголюбова, Н.А. Власенко, В.В. Глазырина, В.В. Игнатенко, В.Б. Исакова, В.Н. Карташева, Д.А. Ковачева, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, А.С. Лашкова, О.Э. Лейста, Г.В. Мальцева, А.В. Мицкевича, А.Р. Парамонова, А.С. Пиголкина, СВ. Полениной, В.Ф. Прозорова, Т.Н. Рахманиной, Е.М. Савельевой, И.С. Самощенко, В.М. Сырых,, Ю.А. Тихомирова, А.А. Ушакова, А.Ф. Черданцева, Г.Т. Чернобеля и др., в которых всесторонне раскрыто и обосновано общетеоретическое понимание сущности таких правовых явлений, как система законодательства, источники права, нормативные правовые акты, нормы права, проведено исследование связей этих явлений с иными правовыми и социальными явлениями, а также разработаны правила, приемы и способы законодательной техники.Использовались также специальные исследования философов, лингвистов, социологов, логиков: Аристотеля, Г. Гегеля, Д.Н. Горского, Т.В. Губаевой, А.А. Ивина, Ю.В. Ивлева, В.В. Ильина, Н.А. Калининой, Н.И. Кондакова, В.П. Кузьмина, Д.Э. Розенталя, ЯЛ. Слинина, А.К. Соболевой, И.С. Тимофеева, Е.С. Шугриной и др.Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой, системный методы, а также методы толкования права и абстрагирования.Объектом исследования являются законотворческая деятельность представительных органов государственной власти, система действующих федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.Предметом исследования являются свойства, характеризующие закон как источник норм права, а также свойства закрепленных законом норм права как регуляторов общественных отношений; правила и принципы законодательной техники и логики, позволяющие достичь надлежащего качества закона.Целью диссертационного исследования является разработка системы общих критериев качества закона. В ходе исследования предпринимается попытка решить следующие задачи:

1. Уточнить содержание понятий  «качество закона» и «надлежащее качество закона». 
2. Сформулировать основные принципы системного анализа качества закона и осуществить такой анализ. 
3. Выявить общие критерии, характеризующие содержательный аспект качества закона: юридические, логические, языковые и социальные. 
4. Определить сферу и способы использования общих критериев качества закона в законотворческом процессе. Новизна исследования. Проведенный диссертанткой системный анализ проблемы качества закона позволил уточнить и конкретизировать понятие «качество закона», раскрыть содержание понятия «закон надлежащего качества», а также обосновать систему общих критериев, позволяющих осуществить достоверные оценки уровня качества проектируемых или действующих законов. 
На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Качество закона есть совокупность  свойств, присущих закону как  источнику норм права, и свойств, отражающих все многообразие  связей этих норм права с  другими компонентами системы  права, иными правовыми и социальными  явлениями.

2. Свойства, составляющие качество  закона, разделяются на атрибуты, характеризующие закон как источник  права, и критерии, характеризующие  способность закрепленных законом  норм права быть регуляторами  общественных отношений.

3. Атрибутами закона являются: 
1) свойства, присущие ему как разновидности нормативного правового акта (родовые свойства), в том числе наличие письменного источника; соответствие Конституции Российской Федерации, иным актам высшей юридической силы; наличие новых норм права или решений об изменении действующих норм права либо о признании их утратившими силу; 
2) видовые свойства, характеризующие закон как особый, самостоятельный вид нормативно-правовых актов, в частности принятие его законодательными органами власти или народом в ходе референдума; соблюдение компетенции законодательного органа при принятии закона; соблюдение процедур принятия и вступления закона в силу. 
Характерная особенность атрибутов закона состоит в том, что они присущи любому закону. При отсутствии хотя бы одного из них закон не обладает статусом нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой.

4. Системный анализ содержательного аспекта качества закона включает в себя следующие этапы: 1) выделение в содержании закона четырех аспектов: юридического, логического, языкового и социального; 2) уточнение и конкретизация роли каждого отдельного аспекта содержания закона; 3) выявление и обоснование свойств каждого аспекта содержания закона, способных выступать критериями качества закона; 4) разработка совокупности операциональных определений каждого критерия качества закона; 5) апробация общих критериев в оценке качества действующих или проектируемых законов.

5. Общим логическим критерием  качества закона является не  формальная определенность, а логическая  правильность, понимаемая как соответствие  его содержания правилам и  законам логики. Логическая правильность  содержания закона конкретизируется  в системе требований (операциональных определений) к использованию и связям понятий, деонтических модальностей при изложении диспозиции и санкции нормы права, а также суждений при изложении гипотезы нормы права и формулировании легальных определений.

6. Общими критериями юридического, языкового и социального аспектов  качества закона являются нормативность, системность, конкретность, полнота, юридическая  правильность ненормативных элементов  закона, простота, краткость, ясность, точность, социальная обусловленность  и адекватность способа правового  регулирования социальной действительности.

7. Специфическая особенность общих  критериев качества закона состоит  в том, что они имеют различную  интенсивность проявления в конкретных  законах. Отсутствие или недостаточная  степень проявления того или  иного свойства-критерия в конкретном  законе существенно влияет на  его качество, на способность  норм права выступать эффективным  регулятором общественных отношений.

8. Закон надлежащего качества понимается как закон, обладающий всей совокупностью свойств, присущих ему как источнику права, а также имеющий оптимальную интенсивность проявления свойств (критериев) нормативности, полноты, конкретности, системности, юридической правильности ненормативных элементов закона, простоты, точности, ясности, краткости (экономичности), логической правильности, социальной обусловленности и адекватности способа правового регулирования социальной действительности. Теоретическая значимость исследования. Работа содержит решение проблемы, имеющей существенное значение для общей теории права, законодательной техники и законотворческой практики. В результате проведенного исследования представилось возможным восполнить ряд пробелов в трактовке проблемы оценки качества закона, вооружить субъектов законотворческого процесса действенным инструментарием оценки и измерения уровня качества законов. 
Практическая значимость исследования. Система общих критериев качества закона, обоснованная диссертанткой, ориентирует участников законотворческого процесса на целенаправленное и последовательное проектирование свойств, обеспечивающих надлежащее качество содержания закона. 
Использование общих критериев качества закона при экспертизе законопроекта позволяет получать достоверные оценки его качества, способности закрепленных им норм права быть действенными регуляторами общественных отношений.

На основе полученных результатов исследования предлагается дополнить методические правила законопроектной деятельности специальным разделом «Общие критерии качества закона», ориентирующим субъектов законотворческого процесса на обязательное выявление степени соответствия законопроекта общим критериям качества закона. 
Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе при подготовке специалистов, осуществляющих разработку законопроектов, экспертизу законопроектов, иных специалистов, участвующих в законотворческом процессе.

Апробация результатов исследования осуществлена в 5 публикациях, в том числе в главе монографии «Законодательная техника: Научно-практическое пособие» (М., 2000), в докладах по теме исследования, с которыми диссертантка выступала на конференции "Государственно-правовое регулирование экономики", проведенной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в мае 1999 года, научно-методическом семинаре "Юридическая техника", проведенном в Нижнем Новгороде 13-18 сентября 1999 года, учебно-методическом семинаре "Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование", проведенном в Нижнем Новгороде 11-16 сентября 2000 года.

Выступления диссертантки вошли в тематические CD-диски «Юридическая техника», «Законодательная техника», выпущенные Нижегородской академией МВД, которые используются в образовательном процессе юридическими вузами страны.

Диссертантка принимала участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере регулирования земельных правоотношений, в том числе проекта федерального закона «О государственном регулировании и особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Структура и основное содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих двенадцать параграфов и библиографического списка работ, использованных диссертанткой при написании данной работы. Структура диссертации позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические аспекты исследуемой темы. 
Диалектика качества и количества как философское основание исследования проблемы качества закона

В юридической науке понятие «качество закона» имеет ряд трактовок. На наш взгляд, подобное явление объясняется тем, что юристы не всегда обращаются к философскому пониманию категории «качество», которое является единственно возможной основой для определения понятия «качество закона». 
Философская категория «качество» имеет длительную историю формирования, истоки которой восходят к античной философии - к трудам Пифагора, Демокрита, Аристотеля и др.

 

Первый обстоятельный анализ категории «качество» провел Аристотель,1 который определял его как видовое отличие сущности, под которым понимается признак, отличающий один объект от другого. Признавая существование множества качеств, Аристотель выделял четыре наиболее распространенных из них: устойчивые и преходящие свойства; природные свойства; претерпеваемые свойства, оказывающие воздействие на органы чувств, производные от устойчивых и длительных состояний; внешний облик, очертания вещи.

Аристотель также обратил внимание на способность вещей превращаться в противоположное, то есть подчеркивал изменчивость качества: «Качества допускают большую и меньшую степень... Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать еще более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью».1

Аристотель отметил необходимость сравнительного подхода при познании качества: «О сходном же и несходном говорится только в отношении качеств. В самом деле, одно сходно с другим лишь постольку, поскольку оно есть нечто качественно определенное; поэтому особенностью качества будет то, что о сходном и несходном говорится лишь в отношении его».2

Средневековая схоластика трактовала качество как вечную и неизменную «форму» - то, что превращает неопределенную материю в конкретные объекты.

Продолжая исследование категории «качество», Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс и другие свели все качества к величине, форме и движению - необходимым свойствам материи и разделили качества вещи на первичные и вторичные. Дж. Локк придал учению о первичных и вторичных качествах законченную форму: первичные качества понимались как чувственно воспринимаемые качества, включающие в себя величину, форму, число и др., остальные же качества рассматривались как субъективно воспринимаемые иллюзии - «силы», вызывающие цвет, вкус, запах и тому подобное. Прогрессивность такого подхода заключалась в том, что придавалось особое значение количественно-математическому анализу категории «качество». Вместе с тем наука делала особый акцент на соотношении внутреннего и внешнего в объекте, хотя изучались в основном первичные качества в ущерб вторичным.

Значительный вклад в формирование понятия «качество» внес Г. Гегель, который рассматривал его как логическую категорию, составляющую первичную, абстрактную фазу мыслящего познания мира силой мышления, как характеристику бытия познания. Г. Гегель полагал, что когда из представления о качестве испаряются все чувственно воспринимаемые различия и сохраняется лишь абстрактно-логическая характеристика качества вообще, то оказывается, что в этой характеристике любая из чувственно воспринимаемых вещей абсолютно тождественна любой другой, и тем не менее все эти вещи мыслятся как различные, а не сливаются в сплошную массу.

Информация о работе Критерии качества закона