Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:55, курсовая работа
Предмет исследования – особенности взаимоотношений ВИЧ-инфекционных людей и общества.
Цель исследования - выявить особенности отношения общества к людям зараженным ВИЧ-инфекциями.
Для реализации этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
- изучить историко-теоретические аспекты появления ВИЧ-инфекции и проблемы людей зараженных ВИЧ-инфекциями;
- выявить образ ВИЧ-инфицированных больных;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историко-теоретический аспект изучения проблем людей зараженных ВИЧ-инфекциями…………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность ВИЧ-инфекции, ее особенности и формы……………………………………………………………………………...6
1.2 История появления ВИЧ-инфицированных людей и развитие системы профилактики ВИЧ-инфекции в России и за рубежом…………………………………………………………………………..12
1.3 Психологические проблемы и нужды ВИЧ-инфицированных людей……………………………………………………………………………..21
Глава 2. Образ ВИЧ-инфицированных больных в массовом сознании общества и отношение к ним…………………………………………………...27
2.1 Дискриминация на уровне институциональных организаций……….27
2.2 Отношение семьи, общин и религии к ВИЧ-инфицированным……..38
Глава 3. Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности……….44
3.1 Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированных…………………………………………………………..44
3.2 Основные направления профилактики ВИЧ-инфицированных средствами культуры и искусства………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников информации……………………………57
Из общего количества медицинских работников, практически все врачи и большая часть среднего медицинского персонала отметили, что медицинские работники, зараженные ВИЧ/СПИДом вследствие выполнения служебных обязанностей, имеют право на льготы. К основным видам льгот, которые должны получить медицинские работники в случае заражения ВИЧ-инфекцией, респонденты отнесли: возмещение материального ущерба – 25,9%; выплата пенсии в размере 100% в случае смерти нетрудоспособным членам семьи; пенсию по возрасту на льготных условиях – 12,7%; предоставление ежегодных путевок для санаторно-курортного лечения – 15,4%; улучшение жилищных условий – 12,7% и ежегодный дополнительный отпуск – 10,3%.
Одной из форм уменьшения риска
заражения ВИЧ-инфекцией
К возможным источникам расходов на обеспечение и возмещение ущерба людям, зараженным ВИЧ/СПИДом по вине медицинских работников, медицинские работники отнесли: возмещение убытков за счет самих медицинских сотрудников – 24,8%; за счет лечебных учреждений, где произошло заражение – 23% и, больше всего, за счет государственных расходов – 50,9%.
Формы проявления дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным в сфере услуг.
Сегодня рынок сферы обслуживания в России, заполнен людьми, не имеющими должного образования, которое снижает уровень информированности о путях передачи ВИЧ/СПИДа. Данный факт отразился на количестве работников сферы обслуживания, которые, в случае обращения к ним ВИЧ-инфицированного, не будут его обслуживать и, в процентном соотношении разница между мужчинами и женщинами не велика. В целом, можно отметить, что более половины всех опрошенных мужчин и женщин, занятых в сфере обслуживания, не пойдут на контакт с ВИЧ-инфицированным. Однако среди работников сферы услуг существует большая часть людей, которая проинформирована о путях передачи заболевания и ВИЧ статус человека не будет являться препятствием для оказания ему каких-либо услуг. Согласятся обслуживать ВИЧ-инфицированного 42,6%, при чем мужчины - 41,4%, женщины - 44,4% в данном вопросе имеют схожие позиции. 3,5% респондентов, в силу того, что не сталкивались с ВИЧ-инфицированными.
Мнение работников сферы
услуг о создании для ЛЖВС отдельных
сервисных служб
Существует несколько причин, по которым работники сферы обслуживания не пойдут на контакт с ВИЧ-инфицированными и не согласятся оказать ему определенные услуги. Основным барьером, стоящим на пути между ВИЧ-инфицированным и работником сферы услуг, является страх перед возможным заражением. Многие работники сферы услуг мотивируют свой отказ тем, что остальные клиенты, в случае, если они узнают об этом, могут больше не обратиться к ним. По мнению большинства граждан страны, люди в основной своей массе заражаются вследствие неправильного образа жизни, и это отразилось на том, что некоторые работники сферы обслуживания брезгуют общаться с ВИЧ-инфицированными.
Создание отдельных служб сервисного обслуживания для ВИЧ-инфицированных, по мнению работников сферы услуг необходимо для того, чтобы оградить граждан от возможного заражения и по моральным соображениям. Уровень знаний о путях передачи ВИЧ/СПИД у 22,6% респондентов отразился на том, что они против создания отдельных сервисных служб. Учитывая факт, что сфера обслуживания охватывает многие виды деятельности – от продавцов до парикмахеров – это нашло свое отражение в ответах респондентов: так 17,4% не знают ответа на данный вопрос, мотивируя тем, что можно открыть, к примеру, отдельные парикмахерские, но не создавать целую отдельную службу.32
По словам опрошенных респондентов, уровень соблюдения гигиены в их заведениях заметно возрос за последнее время. Это связано с большой конкуренцией в данной сфере. Так, 78,3% парикмахеров ответили, что они полностью соблюдают стерилизацию всех своих инструментов после обслуживания каждого клиента. Не значительная часть 4,3 % не соблюдают нормы общепринятой гигиены. Частично поддерживают в чистоте свои инструменты 17,4 % опрошенных, т.е. они их стерилизуют один раз в конце рабочего дня после окончания работы или стерилизуют не все инструменты, которые используют в работе с клиентами.
2.2 Отношение семьи, общины и религии к ВИЧ-инфицированным
Дискриминация в отношении ВИЧ-инфицированных может происходить на разных уровнях. Существует дискриминация в семье и общине, и некоторые авторы называют такую форму «установленной стигмой». Данное словосочетание означает намеренное действие или бездействие, совершаемое для того, чтобы унизить других людей, отказать им в предоставлении услуг или реализации их прав. Примером такого типа дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ, могут быть самыми разными. В частности:
- остракизм в виде изгнания
женщин из семьи мужа к своим
родственникам, если результат
ее тестирования на ВИЧ
- общественная изоляция
и отказ от повседневного
- традиционных похоронных обрядов; физическое насилие.
1. Дискриминация ВИЧ-
Результаты исследования показали, что дискриминация по отношению к ВИЧ-инфицированным, «установленная стигма», проявляется на рабочем месте со стороны коллег по работе, по месту жительства (в сообществе) и в семье.
Во время проведения исследования, в начале было выявлено отношение респондентов к ВИЧ-инфицированным в целом. Из общего количества респондентов около 30% отметили, что они относятся к ВИЧ-инфицированным в целом отрицательно и 70% - нормально и с сочувствием. Отрицательное отношение к ВИЧ-инфицированным наблюдается у правоохранительных органов, работников в сфере услуг и администрации города Смоленска.
Отрицательное отношение работников правоохранительных органов и администрации города Смоленска может повлиять на уровень усиления дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным.
Результаты проведенного исследования показали, что более отчетливо формы дискриминации могут проявляться на рабочем месте по отношению к коллегам по работе. Из общего количества опрошенных респондентов более 50% крайне отрицательно отнеслись бы к своим ВИЧ-инфицированным коллегам по работе. Так, 14% отметили, что они не будут с ними общаться, 31% -- будут общаться, но, соблюдая дистанцию, что также является одной из форм стигмы, а более 5% отметили, что они будут поддерживать их увольнение с работы.
Наиболее уязвимыми в обществе являются ВИЧ-инфицированные дети и здоровые дети, чьи родители являются ВИЧ инфицированными. Так, из общего количества респондентов 45% отметили, что они не позволят своим детям общаться со здоровыми детьми, родители которых ВИЧ-инфицированны. Более категоричны в своих рассуждениях оказались работники правоохранительных органов, сферы услуг и даже учителя в обязанность которых входит недопущение усиления дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным людям в целом и к детям в частности.
Более высокий уровень дискриминации проявляется к ВИЧ-инфицированным детям. Из общего количества респондентов 70% отметили, что они не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми. Даже 60% врачей, которые, в большинстве случаев, знают основные пути передачи ВИЧ/СПИД, не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми.34
Результаты проведенного исследования показали, что большинство респондентов не осознают того, что изоляция ВИЧ-инфицированных детей от других детей усиливает стигму и дискриминацию по отношению к ним.
Более высокий уровень дискриминации проявляется к ВИЧ-инфицированным детям. Из общего количества респондентов 70% отметили, что они не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми. Даже 60% врачей, которые, в большинстве случаев, знают основные пути передачи ВИЧ/СПИД, не позволили бы своим детям общаться с ВИЧ-инфицированными детьми.
Исследование показало, что
респонденты с большим
Также с сочувствием респонденты отнеслись бы по отношению к ВИЧ-инфицированным друзьям и знакомым.
Так из общего количества опрошенных
респондентов, более 68% отметили, что
они продолжат общение с ВИЧ-
Одной из форм проявления стигмы и дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным является раскрытие ВИЧ статуса без согласия человека. Результаты проведенного исследования показали, что респонденты стараются сохранить в тайне сведения о статусе ВИЧ-инфицированных, если они члены их семей. При этом респонденты реже соглашались с мнением о том, чтобы люди в целом сохраняли свой статус в тайне. Из общего количества респондентов, более 64 % отметили, что сохранят ВИЧ-статус членов своей семьи, а по отношению к другим членам общества - 57%.
2. Отношение религии к ВИЧ-инфицированным.
Религия и вера составляют важную часть в жизни большинства людей, оказывая влияние на формирование личности, поступков и моральной позиции. Поскольку религиозные лидеры зачастую пользуются очень большим уважением, они играют существенную роль в борьбе со стигмой и дискриминацией в области ВИЧ/СПИД. Хотя религиозные организации иногда сами способствовали усилению стигмы, слишком легко связывая СПИД с религиозными учениями о «грехе», есть примеры, когда их деятельность была направлена на воспитание терпимости и общественной солидарности, пользуясь подходами, свободными от предубеждений и страха.36
На вопрос, каково отношение религиозных деятелей к ВИЧ-инфицированным, от общего количества опрошенных религиозных деятелей, 15,6% отметили, что у них к ВИЧ-инфицированным -- крайне отрицательное отношение. Данная цифра говорит о том, что опрошенные считают, что эти люди заболели вследствие неправильного образа жизни, игнорируя целомудрие и употребляя наркотики, а значит сами виноваты в случившемся. У 28,1% -- отрицательное отношение, что тоже связано с мнением, что зараженные знали, на что идут. 6% опрошенных отметили, что относятся к ним с безразличием - это говорит о том, что они не придают особого значения данному вопросу. 25% отметили, что у них к ВИЧ-инфицированным нормальное отношение, что свидетельствует об определенном уровне информированности о ВИЧ/СПИД. 21,9% из общего числа опрошенных сказали, что к инфицированным они относятся с сочувствием и испытывают к ним жалость. Было сказано, что к греху религия относится крайне отрицательно, но к уже зараженным людям с сочувствием. Служители церкви отметили, что такие люди находятся в безнадежной ситуации, не зависимо от того, сами они виноваты в этом или нет. Задача религии заключается в том, что бы поддержать и уберечь от дальнейших ошибок.
Хотя 44% религиозных деятелей высказались, что религия отрицательно относится к ВИЧ-инфицированным, при этом более демократично отнеслись к праву молиться с другими членами общества. Так, из общего количества опрошенных религиозных деятелей 59,4% сказали, что разрешат ВИЧ-инфицированному молиться в мечети или церкви. Это было обосновано тем, что во время молитвы они никого не могут заразить, т.е. никакой опасности для окружающих не существует. Если они запретят это, во-первых, будет нарушением их прав, во-вторых, это будет сильный моральный и психологический удар для ВИЧ инфицированного человека, чего религия допустить не может. Однако 31% опрошенных ответили, что не разрешат ВИЧ-инфицированным молиться со всеми. Это больше связано с их личным восприятием, ощущением брезгливости и опасности. Как было отмечено выше, считается, что данной болезнью заболевают только потребители наркотиков и РС, а это значит, что такие люди не могут посещать религиозные заведения. Надо подчеркнуть, что так категорично к ВИЧ-инфицированным относятся в основном в сельской местности, и что возможной причиной тому является недостаток информации по вопросах ВИЧ/СПИДа. 6,2% опрошенных на вопрос о молитве, сказали, что не знают, разрешили бы они им молиться со всеми вместе или нет. Это говорит о том, что им не приходилось сталкиваться с такой ситуацией, и они не задумывались над этим вопросом. Отказались ответить 3,1% от общего количества опрошенных, что показывает их нежелание обсуждать данный вопрос, что возможно связано с тем, что они не придают особого значения данной проблеме.37
Информация о работе Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)