Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:57, реферат
Подведомственность – это гражданско-процессуальный институт, который определяет относимость правовых споров и других юридических дел к компетенции того или иного государственного или общественного органа, а также круг полномочий каждого из таких органов по рассмотрению и разрешению данной категории дел.
подведомственность – это гражданско-процессуальный институт, который определяет относимость правовых споров и других юридических дел к компетенции того или иного государственного или общественного органа, а также круг полномочий каждого из таких органов по рассмотрению и разрешению данной категории дел.
Практическое значение данного
института состоит в
2. Виды и общие правила подведомственности
2.1 Классификация подведомственности
В теории гражданского процессуального
права и в законодательстве различают
несколько видов
При этом необходимо отметить,
что классификация
Исходя из характера гражданского судопроизводства можно выделить судебную подведомственность по делам:
1) искового производства;
2) приказного производства;
3) особого производства;
4) вытекающим из административно-
Но наиболее распространенным и теоретически разработанным является деление подведомственности на альтернативную, исключительную, условную и определяемую по связи требований.
Альтернативная
Исключительная
Условная подведомственность подразумевает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, в соответствии со ст. 233 Трудового кодекса Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами [18]. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются ст. ст. 235–240 Трудового кодекса [18].
Подведомственность, определяемая по связи требований, закреплена в ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Данный вид подведомственности означает, что при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства [7].
2.2 Общие правила судебной подведомственности
Необходимо отметить, что
в силу огромного разнообразия гражданских
дел в нормативных правовых актах
практически невозможно дать исчерпывающий
перечень подведомственных судам дел,
поэтому Гражданский
С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим органам, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.
В качестве критериев отнесения отдельных категорий дел к ведению определенных органов относят наличие спора о праве, характер спорного правоотношения, его субъектный состав, наличие договора между сторонами и некоторые другие юридические характеристики правового конфликта [20, с. 71].
Общие правила судебной подведомственности гражданских дел закреплены в ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой судам подведомственны дела:
1) по спорам, возникающим
из гражданских, семейных, трудовых,
жилищных, земельных отношений,
2) по спорам юридических
лиц в случаях, установленных
Гражданским процессуальным
3) возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в статье 335 Гражданского процессуального кодекса;
4) особого производства, перечисленные в статье 361 Гражданского процессуального кодекса;
5) приказного производства, перечисленные в статье 394 Гражданского процессуального кодекса.
Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции [7].
Как можно заметить из приведенного перечня, общие правила судебной подведомственности применяются исходя из вида судопроизводства, в котором рассматривается дело. Поскольку Гражданский процессуальный кодекс содержит некоторые положения, которые более детально регламентирует правила подведомственности дел при различных видах судопроизводства, целесообразно рассмотреть эти вопросы более подробно.
Исковое производство является
основным видом гражданского судопроизводства,
детально регламентированным Гражданским
процессуальным кодексом. Гражданские
дела других видов судопроизводства
рассматриваются по правилам искового
производства, но с некоторыми изъятиями
и дополнениями, обусловленными природой
рассматриваемых дел и
Необходимо отметить, что
действующий Гражданский
Что касается подведомственности судам дел, вытекающих из административно-правовых отношений, то она установлена в ст. 335 Гражданского процессуального кодекса. В соответствии с этой статьей судам подведомственны дела:
1) по жалобам на действия
избирательных комиссий в
2) по жалобам на отказ
органов, регистрирующих акты
гражданского состояния,
3) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
4) по жалобам на действия
(бездействие) государственных
5) по жалобам на решения
Апелляционного совета при
6) иные дела, возникающие
из административно-правовых
При этом п. 1 данной статьи конкретизируется в ч. 2 ст. 341 Гражданского процессуального кодекса, где сказано, что в случае, если законом установлено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию и этот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в соответствующую избирательную комиссию [7].
Подведомственность судам дел, рассматриваемых в порядке особого производства, регламентируется ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Сюда относятся следующие категории дел:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;
3) о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;
4) об объявлении
5) о признании движимой
вещи бесхозяйной и признании
права коммунальной
6) о признании наследства выморочным;
7) о восстановлении прав по документам на предъявителя;
8) о принудительной
9) об усыновлении (удочерении) ребенка;
10) о помещении