Подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – рассмотреть такой институт гражданско-процессуального права как подсудность гражданских дел; рассмотреть его по видам и охарактеризовать каждый из них.

Содержание

Введение стр. 2
Понятие подсудности. стр. 2
Виды подсудности: стр. 6
Родовая подсудность: стр. 7
Гражданские дела, подсудные мировому судье стр. 9
Гражданские дела, подсудные районному суду. стр. 10
Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа. стр. 11
Гражданские дела, подсудные Верховному суду Российской Федерации. стр. 13
Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам. стр. 14
3.2.Территориальная подсудность: стр. 16
3.2.1.Общая подсудность. стр. 16
3.2.2.Альтернативная подсудность. стр. 18
3.2.3.Исключительная подсудность. стр. 20
3.2.4. Договорная подсудность. стр. 22
3.2.5. По связи дел. стр. 23
Передача дела из одного суда в другой. стр. 25
Заключение. стр. 28
Список литературы. стр. 29

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 49.18 Кб (Скачать файл)

                                               План:

  1. Введение                                                                                                стр. 2
  2. Понятие подсудности.                                                                          стр. 2
  3. Виды подсудности:                                                                               стр. 6
    1. Родовая подсудность:                                                                     стр. 7
      1. Гражданские дела, подсудные мировому судье                           стр. 9
      2. Гражданские дела, подсудные районному суду.                         стр. 10                
      3. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.             стр. 11
      4. Гражданские дела, подсудные Верховному суду Российской Федерации.                                                                                     стр. 13
      5. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам.                                                        стр. 14

3.2.Территориальная подсудность:                                                        стр. 16

3.2.1.Общая подсудность.                                                                       стр. 16

3.2.2.Альтернативная подсудность.                                                        стр. 18

3.2.3.Исключительная подсудность.                                                       стр. 20                                        

3.2.4. Договорная подсудность.                                                               стр. 22

3.2.5. По связи дел.                                                                                   стр. 23

  1. Передача дела из одного суда в другой.                                            стр. 25
  2. Заключение.                                                                                         стр. 28
  3. Список литературы.                                                                             стр. 29                                                                                   

 

                                         

                                           1.Введение.

  Тема данной контрольной работы “Подсудность гражданских дел»  актуальна в силу того, что, во-первых – органы государства должны действовать в пределах  представленных им полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов; во-вторых – цель подсудности заключается в ускорении производства, экономии труда как суда, так и сторон; в уменьшении расходов по производству; способствует концентрации всего фактического материала, необходимого для решения спорных вопросов.

    Цель данной  контрольной работы – рассмотреть  такой институт гражданско-процессуального  права как подсудность гражданских  дел; рассмотреть его по видам  и охарактеризовать каждый из  них.

 

 

 

                                  2. Понятие подсудности.

  Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (в ред. ФКЗ от 05.02.2014 г. № 4 ФКЗ).

    Система судов  общей юрисдикции имеет сложную  внутреннюю структуру.  РФ как  государство с федеративным устройством  имеет два уровня судов общей юрисдикции: федеральные суды и региональные (местные) суды. (ст. 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации).

    В соответствии  с ч. 3 ст. 4 Закона «О судебной  системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов; районные суды;  военные и специализированные суды – составляют систему федеральных судов общей юрисдикции;

   Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды составляют систему федеральных арбитражных судов (ФКЗ в ред. от 05.02.2014 г. № 4-ФКЗ).

    Региональный (местный) уровень судов общей юрисдикции  представлен мировыми судьями и конституционными (уставными) судами, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. (ч. 4 ст. 4 Закона  «О судебной системе Российской Федерации).1

    В структуре единой судебной системы необходимо различать три звена: высшее, среднее и низшее. Высшим звеном судебной системы являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ. Среднее звено образуют верховные суды республик, суды краев, областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных округов, т.е. суды субъектов РФ. Низшее (первичное) звено судебной системы образуют федеральные районные суды и мировые судьи.     Разноуровневый и многозвенный характер системы судов общей юрисдикции обуславливает необходимость разграничения юрисдикционных полномочий, во-первых, по вертикали, т.е. между судами разных уровней и звеньев судебной системы (например, между федеральными районными судами и мировыми судьями); во-вторых – по горизонтали, т.е. между судами одного и того же звена, а также внутри одного и того же суда.  Современное представление о подсудности, в том числе в области гражданской юрисдикции, неразрывно связано с конституционными нормами, имеющими высшую юридическую силу и непосредственное действие. Действующая Конституция РФ впервые установила принципиальные положения по рассматриваемому институту, закрепив право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (см. ч. 1 ст. 47). В соответствии с Конституцией РФ подсудность должна определяться законом, что неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный суд РФ. Правовая позиция Конституционного суда  РФ по данному вопросу заключается в том, что в законе должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволяло бы суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе.

    Определение подсудности  дела не на основании закона, произвольное ее изменение, является  нарушением  ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.

    Закрепление института  подсудности в Общей части  ГПК РФ и АПК РФ подтверждает его основополагающую роль в гражданском судопроизводстве.  Определить подсудность того или иного гражданского дела - значит установить компетентный, надлежащий суд по данному делу.

   Определение надлежащего  суда, которому подсудно конкретное  гражданское дело, необходимо как  лицу, обращающемуся в суд, так  и судье при принятии заявления.

   Судья при решении  вопроса о возбуждении производства  по гражданскому делу должен проверить соблюдение заинтересованным лицом, обращающимся в суд, правил подсудности, нарушение которых влечет возвращение искового заявления (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК, п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК).

    Дело, принятое судом к производству с нарушением правил подсудности, выявленным в процессе рассмотрения, подлежит передаче в тот суд, которому оно подсудно (п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК, п. 3 ч. 2 ст. 39 АПК).

   Порядок разграничения полномочий судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению подведомственных им юридических дел регулируется таким институтом гражданского процессуального права, который называется подсудностью. В этой связи подсудность представляет собой совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих правила разграничения полномочий судов общей юрисдикции 2

    Обращение за судебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий по подсудности суд, т. е. в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело. При определении подсудности имеется в виду компетенция судебных органов как судов первой инстанции.

    Нормы о подсудности гражданских дел в основном содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе РФ и Арбитражно-процессуальном кодексе РФ. Подсудность гражданских дел, отнесенных к ведению судов общей юрисдикции, регулируется правилами подсудности, установленными ГПК РФ (ст. 23-33), которые разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции. Общим для всех судов общей юрисдикции РФ является их право рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.

    Подсудность гражданских дел арбитражным судам определяется нормами Арбитражно-процессуального кодекса РФ. 3

    Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом отнесены к его компетенции, т. е. подсудны ему.

    Подсудность устанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции. Если подведомственность используется для разграничения юрисдикционных полномочий разных по юридической природе органов, то подсудность является более узким понятием, ибо используется для разграничения юрисдикционных полномочий одинаковых по характеру органов, образующих единую замкнутую систему.

 

 

                                       3.Виды подсудности.

  Разграничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции осуществляется, с одной стороны, по роду (характеру) дел, подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой - в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного и того же уровня).

    По этим основным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудности: родовую и территориальную.

    Нормы о подсудности, служащие разграничению правомочий судов различного уровня по рассмотрению гражданских дел внутри системы судов общей юрисдикции (арбитражных судов), составляют родовую подсудность, именуемую иначе предметной.

    Нормы о подсудности, территориально разграничивающие юрисдикцию одного и то же уровня судов судебной системы, составляют территориальную подсудность, которую иногда обозначают как местную или пространственную.

    Соответственно эти правила призваны последовательно определить в системе судов общей юрисдикции (арбитражных судов) суд «в двух плоскостях», во-первых, по вертикали, во-вторых, по горизонтали.

 

   3.1.    Родовая подсудность гражданских дел в  судах общей юрисдикции.

  Родовая подсудность позволяет определить, суд какого уровня (какого вида) системы судов общей юрисдикции должен принять гражданское дело к производству по первой инстанции.

       Анализ норм о подсудности позволяет заключить, что реформирование института родовой подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции произошло за счет:

Информация о работе Подсудность гражданских дел