Понятие авторского договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:00, реферат

Краткое описание

Сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанные с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей своей части
осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие
профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей. В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы.

Вложенные файлы: 1 файл

ФАЙл.docx

— 82.51 Кб (Скачать файл)

зависимости    от    способа    использования     произведения.     Наиболее

распространенным видом  авторского договора является издательский договор,  в

соответствии с которым стороны осуществляют  издание и переиздание любых

произведений, которые могут  быть зафиксированы на бумаге, т.е.  произведений

литературы  (научных,  художественных,  учебных и   т.п.),   драматических,

сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Распространенность  издательского   договора,   более   раннее   становление

определили своеобразное место его среди других авторских  договоров.  Те  или

иные вопросы, имеющие  общее значение для  авторских  договоров  всех  видов,

решаются часто на основании  практики, сложившейся при разрешении  споров  по

издательским  договорам.  Кроме   того,   издательский   договор   —   самый

универсальный  по  характеру  использования  произведений,  в   рамках   его

используются любые  произведения  науки,  литературы  и  искусства,  которые

могут быть изданы средствами полиграфии.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения  является

его   публичное   исполнение,   здесь   возникает   вопрос   о    заключении

постановочного   договора.   Его   предметом   могут   быть    драматические

произведения, музыка или  либретто оперы, балета, оперетты  и  т.п.,  которые

используются театрально-зрелищными  организациями  (театрами,  филармониями,

цирками и т.д..) путем постановки на сцене. Особый  акцент  следует  сделать

на том, что произведения,  в  отношении  которых  заключается  постановочный

договор, могут быть как  необнародованными, так и уже  известными публике.

В области кино и телевидения  действуют сценарные договоры, которые  возможно

разделить,  основываясь  на  виде  произведения:  кинофильм  художественный,

документальный, научно-популярный, видовой и др.  Суть  сценарного  договора

определяется тем, что  отношения,  которые  он  регламентирует.  порождаются

необходимостью  использования  текста,  по  которому  снимается   кинофильм,

телефильм, делается радио  или  телепередача,  проводится  массово-зрелищное

мероприятие и т.д.

Сценарный договор близок к постановочному, однако думается, что их  главным

отличием является то, что  литературный сценарий  дополняется,  изменяется  и

перерабатывается, для того, чтобы быть максимально  приближенными  к  нуждам

кинематографа. В то время  как  постановочный  договор  регулирует  отношения

возникающие между сторонами  при публичном исполнении произведения.

При передаче произведения на хранение в  специальный  информационный  орган,

заключается договор о  депонировании рукописи, которым  регулируются  условия

и порядок обнародования  и дальнейшего использования  произведения.

С целью  публичной  демонстрации  произведений  изобразительного  искусства,

заключается  договор  художественного   заказа.   Его   предметом   являются

произведения изобразительного искусства,  которые  изготавливаются  авторами

по заказам организаций  и частных лиц и переходят  в собственность последних.

 

 

4. Содержание договора

 

Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными,  является

заключение договора.

      Содержанием  любого авторского договора является  передача имущественных

прав, а объект (предмет) этого  договора - имущественные авторские  права.

     Эта ясная  формулировка, по-видимому, должна положить  конец  длительной

дискуссии по вопросу о  содержании авторских договоров: одни  участники  этой

дискуссии  считали,  что  по  авторскому  договору  автор   лишь   разрешает

использовать свое произведение, а все авторские права  оставляет  за  собой;

другие  участники дискуссии, напротив, полагали, что по авторскому  договору

автор   передает   часть   своих   авторских   прав.    Договоры,    которые

предусматривают передачу авторских  прав, следует относить к авторским,  даже

если они не названы  таковыми.  В  частности,  во  многих  случаях  нормы  о

передаче авторских прав включаются  в  гражданские  договоры  купли-продажи,

аренды, простого товарищества и др.; тогда  договор  должен  соответствовать

требованиям,  предъявляемым  к  авторским  договорам.  Напротив,   договоры,

которые не предусматривают передачу  авторских прав,  не  могут считаться

авторскими, даже если они  названы таковыми. Примерами таких  договоров  могут

служить  договоры  об  издании  произведений  за  счет  автора.  Обычно  это

типичные подрядные договоры:  автор  оплачивает  издательству  тиражирование

своего  произведения  (в  виде  книги)  и  получает  весь  тираж   книги   в

собственность.

 

4.1 Предмет авторского  договора

Итак, предметом авторского договора являются имущественные права  автора.  В

соответствии со ст. 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»

к имущественным правам относятся:

     а) исключительное  право на использование произведения;

      б)  исключительное  право  на  разрешение  или   запрет   использования

произведения

другими лицами.

     Имущественные  права  автора   могут   быть   переданы   иному   лицу   в

соответствии с

положениями   статьи   31     Закона,   после   чего  это  лицо   становится

субъектом  авторского   права.   Исключительное   право   на   использование

произведения  автором   разрешает  ему  использовать  произведение  в  любой

форме и любым  способом.  Исключительное  право  автора  на  разрешение  или

запрет использования  произведения другими лицами дает  ему  право  разрешать

или запрещать:

     1) воспроизведение  произведений;

     2) публичное  исполнение и публичное оповещение  произведений;

     3) публичную  демонстрацию и публичный показ;

      4)  любое    повторное    оповещение    произведений,     если     оно

осуществляется  иной  организацией,  чем  та  которая   осуществила   первое

оповещение;

     5) переводы  произведений;

      6)   переработка,    адаптация,    аранжировка   и   иные    изменения

произведений;

     7) включение   произведений    как   составных   частей   в   сборники,

антологии, энциклопедии и  т.п.;

     8) распространение   произведений  путем  первой   продажи,   отчуждение

иным способом или путем  сдачи в имущественный найм, в прокат или путем иной

передачи в продажу  экземпляров произведения;

     9) публичное  представление своих произведений.

     10) сдача в   имущественный  найм  и  (или)  коммерческий  прокат  после

первой     продажи,     отчуждение     иным     способом    оригинала    или

экземпляров  аудиовизуальных  произведений,   компьютерных   программ,   баз

данных,    музыкальных    произведений    в   нотной    форме,    а    также

произведений, зафиксированных  в фонограмме или видиогорамме или   в   форме,

которую  считывает компьютер;

     11)  импорт  экземпляров  произведений.  Данный  перечень  не  является

исчерпывающим. Исключительное право авторов  на  использование  произведений

архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства  предусматривает

и право их участия в  реализации проектов этих произведений. За   исключением

 случаев, свободного  использования ,  автор имеет право требовать    выплаты

 вознаграждения   за   любое   использование   произведения.  Вознаграждение

может осуществляться в  форме   одноразового   (паушального)  платежа,   или

отчислений   за   каждый  проданный  экземпляр   или   любое   использование

произведения  (роялти),  или  комбинированных  платежей.  Размер  и  порядок

выплаты авторского вознаграждения за создание и использование   произведения

 устанавливаются  в   авторском договоре или в договорах,   заключающихся  по

доверенности  субъектов  авторского  права    организациями    коллективного

управления  с   лицами,   использующими  произведения.  Кабинетом  Министров

Украины могут устанавливаться  минимальные ставки  авторского  вознаграждения

и порядок их индексации.

 

 

4.2 Права и обязанности  сторон по договору

 

 

                         Права и обязанности автора

 

       Участники   договорного  процесса   согласовывают   условия,   которые

характерны  для   разных   стадий   договора:   заключения,   исполнения   и

прекращения. Каждая из этих  стадий  порождает  для  обеих  сторон  договора

определенные права и  обязанности.

Когда автор и организация  договариваются о создании произведения, на  автора

возлагается   обязанность   выполнить   заказанное   ему   произведение    в

соответствии с условиями  договора  и  передать  произведение  организации  в

установленный  срок  и  в  обусловленном   порядке.   Издательство   получит

произведение для издания  и переиздание, театр — для  публичного  исполнения,

телекомпания — для  постановки по литературному сценарию телефильма и т.д.

Обязанности автора по созданию произведения должна сочетаться с  другой  его

обязанностью — по выполнению  требований,  которые  заявляет  организация  к

различного рода произведениям. Вряд ли организации при  заключении  договора

откажутся от годами складывавшейся практики, когда,  например,  литературное

произведение должно соответствовать  определенному  виду  литературы,  жанру,

прилагаемому к договору проспекту (заявке, плану,  учебной  программе).  При

этом должен соблюдаться объем произведения. Помимо этого автор обязывается

выполнить условия о внешнем  оформлении рукописи литературного  произведения:

она должна  подписываться  автором  или  всеми  соавторами  (если  создается

коллективное произведение), представляться комплектно и в годном для печати

виде  (компактность  рукописи  означает  наличие  всех  частей,  которые  по

условиям договора и приложенному  к  нему  плану-проспекту  должны  войти  в

издание).

В  прежние  годы  при  передаче  рукописи  издательству  проверялось   также

качество оформления авторского оригинала,  которое  включало  комплектность,

выполнение требований ГОСТа.  Нарушение  требований  к  внешнему  оформлению

рукописи приводило к  тому, что издательство возвращало автору  рукопись  для

внесения   соответствующих   поправок.   При   повторной   сдаче    оригинал

рассматривался  издательством  (с  точки  зрения  сроков)  как   поступивший

впервые. Рукопись считалась  сданной в  надлежащем  виде,  если  издательство

после ее получения не предъявляло  автору требований о доукомплектовании  или

дооформлении рукописи.

К произведению, заказанному  автору театром, существуют свои требования.  Оно

должно соответствовать  творческой заявке автора, утвержденной  театром.  При

заключении   договора-заказа   фрагменты   будущего    произведения    могут

признаваться равнозначными  творческой заявке.

При  достижении  согласия  о  создании  произведения  для   театра   стороны

определяют жанр  произведения,  число  актов,  уставное  название.  Сроки  и

порядок  представления  законченного  произведения  театр  согласовывает   с

автором.  При  подготовке   литературного   сценария   для   художественного

телевизионного  фильма  автор  должен   исходить   из   творческой   заявки,

утвержденной  телекомпанией.  В  ней  излагаются  основная  идея,   сюжетный

замысел, характеристика главных  действующих лиц будущего сценария.  Сценарий

должен содержать  полное  и  последовательное  описание  действия,  диалоги,

титры, т.е. представлять собой  законченное  драматургическое  произведение.

При написании сценария автор  не может превышать объем,  который  исчисляется

количеством страниц машинописного  текста  на  каждую  часть  телефильма,  и

должен учитывать  производственно-экономические  показатели  при  постановке

данного фильма (число объектов, съемок на натуре и т.д.).

Требования к сценарию фильма аналогичны вышеописанным.

Общим требованием к произведениям  всех видов литературы и  искусства  должно

быть надлежащее качество. Однако, ни  законодательство  об  авторском  праве

прошлых лет, ни ныне действующее  не содержит  понятия  “надлежащее  качество

произведения”.

С точки зрения С.А. Чернышевой, это понятие охватывает:  актуальность  темы,

проблемность работы,  новизну информации,  которую несет работа,  глубину

разработки темы или проблемы, подачу материала (стиль изложения)[8].

Считаю, что целесообразно  было  бы  включить  в  авторское  законодательство

норму, закрепляющую надлежащее исполненное произведение.  Она  дополнила  бы

требования, предъявляемые  к произведениям, и способствовала бы  защите  прав

и интересов автора.

Исполнение авторского договора связано с  передачей  автором  созданного  им

произведения организации  и со всеми последующими действиями по подготовке  к

выходу в свет.

Организация по авторскому договору  заинтересована  в  получении  результата

творческой деятельности автора, использование  которого  позволяет  получить

Информация о работе Понятие авторского договора